Программа пчеловодство
рабочая программа по биологии (6 класс)

Арбузова Елена Александровна

Внеурочная программа по дополнительному образованию "Пчеловодство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pchelovodstva.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Среди многих отраслей сельскохозяйственного производства пчеловодство занимает особое место. Продукты этой отрасли – мед, воск, прополис, цветочная пыльца, пчелиный яд, маточное молочко – пользуются большим спросом у населения и находят широкое применение в медицинской, пищевой и ряде других отраслей промышленности. В условиях интенсификации сельскохозяйственного производства медоносные пчелы являются ценными, перспективными и надежными опылителями важнейших энтомофильных сельскохозяйственных культур.

        В решении задач по увеличению производства продуктов питания, сырья для промышленности, большая роль отводится пчеловодам общественных  пасек хозяйств, фермерских (крестьянских) хозяйств и других сельскохозяйственных предприятий, а также индивидуальным владельцам пасек.
        В приусадебном хозяйстве содержание пчелиных семей не ограничивается. Доходы и прибыль от продукции пчеловодства, получаемые владельцами пчел любой формы собственности, налогами не облагаются.        Министерство образования рекомендует ввести пчеловодство в общеобразовательные учреждения как обязательный предмет или факультатив. Полученные теоретические знания и практические навыки помогут учащимся вести уход за пчелами самостоятельно.

        Настоящий учебный план и программа предназначены для обучения основам пчеловодства в 6-х классах школ. На полный курс обучения предусматривается 35  часов.

        Программа теоретического обучения имеет цель дать учащимся знания основ пчеловодства в необходимом объеме для владения профессией пчеловода. На лабораторно-практических занятиях учащиеся должны  освоить теоретический материал, необходимый для самостоятельной работы в качестве пчеловода на пасеке.

         В задачи программы входит не только удовлетворение естественного интереса детей к природе, но и способствование выработке сознательного и бережного отношения детей ко всему живому, обучение правильному поведению в природной среде, развитие потребности общения с природой.

         На занятиях большое внимание будет уделяться изучению истории пчеловодства, продуктам пчеловодства, охране пчел — как одного из важнейших звеньев охраны всей природы.

            Программа поможет расширить знания детей и подростков об условиях жизни пчел в естественных условиях, о растениях, необходимых для выращивания на пасеке. Ребята приобретут навыки по уходу за пчелами, по ведению наблюдений за их жизнью.

           Обучение  по данной программе опирается на полученные учащимися ранее знания по ботанике и зоологии и осуществляется на основе дальнейшего изучения перечисленных курсов, а так же народной медицины, живописи, что поможет детям увидеть прекрасное в окружающем мире, приобрести трудовые и творческие навыки.

      Цели курса:

- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля ( в частности естественного); в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;

-дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха

- формировать  эколого-природоохранное  мышление  и подготовить

учащихся к практической деятельности.

- обучить  взаимодействию с окружающей средой.

     Задачи:

- формировать у учащихся глубокий и устойчивый интерес к пчеловодству.

- прививать детям необходимые практические навыки и умения по

содержанию пчел.

- развивать творческие способности и возможности детей и подростков.

- научить учащихся видеть смысл от полученных знаний и умений и

возможность применения их в дальнейшей самостоятельной жизни.

           Чтобы стать пчеловодом, надо хорошо знать жизнь пчел. Одних теоретических знаний далеко не достаточно. Необходимо уметь работать и на пасеке. Данный курс предусматривает и практические занятия.

Данный курс  рассчитан для учащихся 6 -х классов, 1 час в неделю, 35 часов в год.

В работе с данным содержанием курса возможны следующие виды деятельности:

- устные и реферативные сообщения  учащихся  по историографии вопроса;

-создание проектов пасеки на определенных территориях;

-составление кратких рекомендаций по формированию  пасеки;

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчётности о работе из предложенного перечня. Для учёта динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ. По окончании обучения ученик получает зачёт при условии выполнения  одного вида обязательной работы, представленной в срок.

Заключительное занятие – это итоговая конференция, предполагающая защиту  (презентацию) отчётных работ учащихся.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

- о биологических  особенностях медоносных  пчел и растений-медоносов;

-об основных направлениях применения продуктов пчеловодства;

-об общих требованиях  к размещению пасеки;

-об истории развития пчеловодства;

-о перспективных  профессиях пчеловода и зооинженера.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

-составлять проект пасеки с учётом требований;

-знать биологические особенности медоносных пчел и растений-медоносов.

- уметь использовать продукцию пчеловодства.

Данный курс способствует развитию у учащихся коммуникативности,  умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию.

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

Значение пчеловодства –1 ч.

Пчеловод – профессия древняя. Охота за медом. Бортевики. Колодники. Современный пчеловод.

Пасеки. Лесные бортные ухожья. Ульи на деревьях. Борти и колоды. Бортевое пчеловодство природного заповедника «Шульган-таш» Бурзянского  района. Домашние пасеки. Крупные промышленные и фермерские пасеки: медовые, опылительные и разведенческие. Что дают нам медоносные пчелы. Мед, воск, цветочная пыльца, прополис, маточное молочко, пчелиный яд. Пчелы и урожай

Биология пчелиной семьи-5ч.

Семья пчел – как единый организм. Состав пчелиной семьи: матка, рабочие пчелы, трутни. Функции особей, внешние отличия. Взаимозависимость членов семьи. Пчелиное гнездо. Соты, их расположение в гнезде. Виды ячеек, устройство и назначение. Старение сотов. Восковыделение пчел. Искусственная вощина. Микроклимат гнезда.

Корма пчел. Нектар и цветочная пыльца. Составляющие их элементы. Переработка нектара в мед, пыльцы в пергу. Потребность в воде. Строение органов пищеварения. Хоботок. Язык общения пчел. Издаваемые звуки, «танцы» пчел. Пахучие сигнальные секреты. Усики, их устройство и назначение.

Наружное строение пчелы. Органы зрения, цветовое восприятие. Строение ножек. Органы движения и функции. Размножение пчел. Спаривание матки с трутнями. Яйцо оплодотворенное и неоплодотворенное. Яйценоскость матки. Пчелиный расплод. Стадии развития матки. Пчелиный расплод. Стадии развития матки, рабочей пчелы и трутня.

Породы пчел. Среднерусская, серая, горная кавказская, карпатская, украинская, итальянская, их характеристика и отличия по внешнему виду, миролюбию, яйценоскости маток, сбору меда. Порода пчел, разводимая в нашей местности.

Пасечные постройки, ульи и пчеловодный инвентарь-2ч.

Планировка пасечной усадьбы. Где и как разместить пасеку, улей. Устройство мастерской по изготовлению ульев, сотохранилища. Зимовник, требования к нему. Размер зимовника, его вентиляции и устройство. Температурный режим и влажность в зимовнике. Выбор места для его постройки. Ульи. Краткая история улья. Вертикальные и горизонтальные ульи, их устройство. Двенадцатирамочный (дадановский) улей. Многокорпусный улей. Двухкорпусный улей. Улей – лежак. Контрольный улей и наблюдательный улей. Гнездовые и магазинные соторамки, их размеры. Предметы ухода за пчелами. Дымарь, Пчеловодная стамеска, пасечные ножи для распечатывания сотов, медогонка, роевня, кормушки, ульевые скрепы, разделительная решетка, электронаващиватель, поилка с водой. Их устройство, принципы работы.

Техника безопасности в пчеловодстве – 1ч.

Как вести себя с пчелами. Пчелы – миролюбивые насекомые. Ужаление – средство защиты. Что раздражает пчел. Правила поведения. Личная гигиена. Как правильно надевать пчеловодный костюм и лицевую сетку. Техника безопасности при перевозке пчелиных семей и при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Меры безопасности при переработке воскового сырья и меры пожарной безопасности на пасеке. Оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях. Как вести себя с пчелами. Пчелы – миролюбивые насекомые. Ужаление – средство защиты. Что раздражает пчел. Правила поведения. Личная гигиена. Как правильно надевать пчеловодный костюм и лицевую сетку. Техника безопасности при перевозке пчелиных семей и при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Меры безопасности при переработке воскового сырья и меры пожарной безопасности на пасеке. Оказание первой неотложной помощи при несчастных случаях.

Жизнь пчел и уход за ними-3 ч.

Пчелы готовят резервы. Матка положила  первое яйцо. Весенний облет пчел, зимовавших на воле – в ульях и бортях, колодах и дуплах деревьев. Выставка ульев из зимовников. Подготовка места под ульи. Весенние работы на пасеке. Удаление зимнего подмора, замена и чистка доньев, сокращение гнезд и пополнение запасов корма в нем. Чистка гнезд и дезинфекция ульев, утепление гнезд. Усиление семей. Ориентировочные облеты молодых пчел. Обновление  сотов. Способы, убыстряющие и усиливающие рост семьи. Перестановка частей расплодного гнезда.

Роение пчел-6 ч.

В семье созревает рой. Трутневый расплод. Роевые мисочки и маточники. Расположение их в гнезде. Накопление роевых пчел. Роение. Рождение семьи. Поиск пчелами-разведчицами нового жилья. Привой роя. Как поймать рой. Переселение роя в роевню. Комплектование гнезда для молодой семьи. Посадка роя в улей. Способы увеличения числа семей. Отводки от роевой семьи. Индивидуальный отводок. Сборный отводок. Усиление семей. Ориентировочные облеты молодых пчел. Обновление  сотов. Способы, убыстряющие и усиливающие рост семьи. Перестановка частей расплодного гнезда.

Вывод маток-3 ч

Маточники на подрезанном соте. «Окно» в соте для маточников. Прививка личинок. Изготовление восковых мисочек. Перенос племенных однодневных личинок в мисочки. Семья-воспитательница маточных личинок. Смена маток. Посадка молодой матки в клеточки взамен старой.

 Кочевка к медоносам- 1 ч.

Подготовка ульев к перевозке. Скрепление частей ульев. Погрузка ульев в кузов автомашины, на тракторную тележку, разгрузка и размещение ульев на массиве медоносных растений.

Медосбор и соты. Значение сотов. Снабжение пчел магазинами (магазинными наставками) под мед.

Откачка меда-1 ч.

Отбор медовых рамок и магазинных медовых наставок. Удалитель пчел. Распечатка сотов. Откачка меда.Сотовый мед. Медовая секция. Пчелиное воровство. Причины возникновения, меры предупреждения и защиты от нападения чужих пчел.

Зимовка пчел-1 ч

Пчелы собираются в зимний клуб. Осенний облет. Формирование гнезда на зиму.

Зимовка пчел под открытым небом. Защита ульев от ветров. Вентиляция ульев. Зимовник. Расположение ульев в укрытии. Температура, влажность воздуха и вентиляция зимовника. Посещение зимовника.

Кормовая база пчеловодства и опыление

сельскохозяйственных культур пчелами- 3ч.

Нектар и пыльца. Строение цветка. Формы цветков и соцветий медоносных растений. Расположение нектарников в цветках (на примере ряда растений). Нектар как продукт жизнедеятельности растений. Состав нектара. Условия, влияющие на его выделение. Падь и медовая роса. Цветочная пыльца, ее происхождение и состав. Сбор пчелами пыльцы и превращение ее в пергу. Основные медоносные угодья и растения. Основные медоносные растения лесной зоны. Весенние медоносы: мать-и-мачеха, орешник, ивняки. Влияние температуры, влажности и воздуха и состава почвы на выделение нектара. Сроки цветения. Лугопастбищные угодья как источники медосбора. Значение пастбищ (выгонов) как источников медосбора. Важнейшие медоносы лугопастбищных угодий: клевера, герань, луговой василек, душица, шалфей и др. Их ботаническая характеристика, кормовая ценность и медовая продуктивность. Особенности цветения и нектаровыделения растений суходольных, заливных и горных лугов. Древесные и кустарниковые медоносы лесов. Клены, акация желтая и белая, жимолость татарская, боярышник, липа, кипрей, дягиль, дудник, вереск и др. Нектарная  характеристика (медопродуктивность). Сроки цветения.

Полевые угодья как источники медосбора. Основные полевые медоносы: эспарцет, донник, клевера, кориандр, гречиха, подсолнечник. Их ботаническая характеристика, строение цветков, нектаропродуктивность, требования к условиям произрастания и сроки цветения. Бахчевые и овощные медоносные культуры. Медоносы бахчевых культур: огурцы, тыква, арбуз, дыня. Медоносы овощных культур: лук, семенники крестоцветных (капуста, репа, брюква, турнепс, редька, редис) семенники моркови, пастернак.   Сады и ягодники как источники весеннего поддерживающего медосбора для пчел. Сады – ягодники – пчелы. Плодовые культуры: яблоня, вишня, груша, слива, черешня. Ягодные кустарники: малина, крыжовник, черная смородина, ежевика. Специально высеваемые медоносы для пчел и растения-пыльценосы. Специально высеваемые для пчел медоносы: фацелия, синяк, огуречная трава, змееголовник, мелисса (лимонная мята). Растения-пыльценосы, их видовой состав и значение пыльценосов для пчеловодства.

Обогащение и улучшение кормовой базы для пчел. Посев медоносных трав, посадка кустарников и деревьев – ивовых, желтой акации, шиповника, малины, кленов, липы на неудобных землях, у оврагов, водоемов, вдоль дорог, при озеленении сел и поселков.

Болезни и вредители пчел – 3 ч

Общие сведения о болезнях пчел. Классификация болезней. Возбудители инфекционных и инвазионных болезней. Пути распространения инфекционных болезней. Инфекционные болезни. Американский гнилец. Европейский гнилец. Причины возникновения, распространения, возбудитель, признаки и меры борьбы, лечения.

Аскосфероз – широко распространенная инфекционная грибковая болезнь. Возбудитель, признаки, меры борьбы и лечения. Инвазионные болезни. Варроатоз и нозематоз. Причины возникновения и распространения. Возбудитель, признаки, меры предупреждения и лечения. Незаразные болезни. Классификация незаразных болезней. Голодание – белковая и углеводная дистрофия. Застуженный расплод. Запаривание. Токсикозы (отравления): падевый, пыльцевой, химический, их причины, признаки и меры борьбы с ними.

Вредители пчел. Восковые моли. Биология их развития и меры борьбы с ними. Паразиты и хищники пчел. Вред, причиняемый ими и меры борьбы с ними.

 Продукты пчеловодства – 5 ч.

Мед. Пищевые и вкусовые достоинства меда. Его бактерицидные свойства. Применение меда в качестве лечебно-диетического продукта. Другие продукты пчеловодства, используемые в народном хозяйстве. Классификация меда. Химический состав меда. Содержание воды, сахаров в меде. Монофлорные и полифлорные меды. Наиболее часто встречающиеся монофлорные меды – липовый, гречишный, подсолнечниковый, донниковый и др. Падевый мед и медовая роса. Требования к качеству меда по стандарту. Основные качественные показатели меда. Кристаллизация меда. Брожение меда. Воск и восковое сырье. Химический состав воска. Физические свойства воска. Требования к качеству воска по стандарту. Характеристика воскового сырья. Переработка воскосырья в солнечной и паровой воскотопках. Маточное молочко и цветочная пыльца. Происхождение маточного молочка. Его значение для пчелиной семьи. Химический состав и свойства маточного молочка. Отбор маточного молочка во время роения пчел. Цветочная пыльца. Ее происхождение, химический состав и свойства. Технология получения пыльцы. Пыльцеуловители, принцип их работы. Прополис и пчелиный яд. Происхождение прополиса и назначение его в улье. Химический состав и свойства прополиса. Техника сбора прополиса, показатели качества прополиса. Пчелиный яд. Его происхождение и роль в пчелиной семье. Химический состав и свойства пчелиного яда. Его действие на организм человека. Получение яда, показатели качества яда. Стандарты на продукты пчеловодства.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Колличество часов

По плану

По факту

  1. Значение пчеловодства – 1 ч

1

Что дают нам медоносные пчелы. Пчелы и урожай.

1 ч

6.09.19

  1. Биология пчелиной семьи – 5 ч

2

Состав пчелиной семьи: матка, рабочие пчелы, трутни. Функции особей, внешние отличия. Взаимозависимость членов семьи.

1 ч

13.09.19

3

Язык общения пчел. Издаваемые звуки, «танцы» пчел.

1 ч

20.09.19

4

 Строение пчел.

1 ч

27.09.19

5

Размножение пчел.

1 ч

4.10.19

 6

Породы пчел .

11.10.19

  1. Пасечные постройки, ульи и пчеловодный инвентарь – 2 ч

7

Планировка пасечной усадьбы. Зимовник, требования к нему. Ульи.

1 ч

18.10.19

8

Предметы ухода за пчелами. Их устройство, принципы работы.

25.10.19

4. Техника безопасности в пчеловодстве – 1 ч.

9

Техника безопасности при перевозке пчелиных семей и при проведении лечебно-профилактических мероприятий. Как вести себя с пчелами.

1 ч

8.11.19

5. Жизнь пчел и уход за ними-3ч.

10

Пчелы готовят резервы. Матка положила  первое яйцо

15.11.19

11

Весенние работы на пасеке.

22.11.19

12

Усиление семей.

1 ч

29.11.19

6.Роение пчел-6ч.

13

В семье созревает рой. Трутневый расплод. Роевые мисочки и маточники. Расположение их в гнезде. Накопление роевых пчел.

1 ч

6.12.19

 14

Роение. Рождение семьи. Поиск пчелами-разведчицами нового жилья. Привой роя.

1 ч

13.12.19

15

Как поймать рой.

1 ч

20.12.19

16

Чтобы не допустить вторичного роения.

1 ч

27.12.19

17

Способы увеличения числа семей.

1 ч

17.01.20

18

Пакетная семья.

1 ч

24.01.20

 7. Вывод маток-3ч.

19

Маточники на подрезанном соте. «Окно» в соте для маточников.

1 ч

31.01.20

20

Прививка личинок

1 ч

7.02.20

21

Смена маток.

1 ч

14.02.20

8. Кочевка к медоносам-1 ч.

22

Подготовка ульев к перевозке. Медосбор и соты.

1 ч

21.02.20

9. Откачка меда-1 ч

23

Отбор медовых рамок и магазинных медовых наставок. Пчелиное воровство.

1 ч

28.02.20

10. Зимовка пчел-1 ч.

24

Пчелы собираются в зимний клуб. Зимовка пчел под открытым небом.

1 ч

6.03.20

11. Кормовая база пчеловодства и опыление

сельскохозяйственных культур пчелами – 3 ч.

25

Нектар и пыльца. Строение цветка. Нектар как продукт жизнедеятельности растений. Состав нектара.

 Условия, влияющие на его выделение. Падь и медовая роса. Цветочная пыльца, ее происхождение и состав.

Сбор пчелами пыльцы и превращение ее в пергу.

1 ч

13.03.20

26

Основные медоносные угодья и растения.

1 ч

20.03.20

27

Обогащение и улучшение кормовой базы для пчел.

1 ч

27.03.20

12. Болезни и вредители пчел – 3 ч

28

Общие сведения о болезнях пчел

1 ч

10.0420

29

Незаразные болезни. Классификация незаразных болезней. Голодание – белковая и углеводная дистрофия. Застуженный расплод. Запаривание. Токсикозы (отравления): падевый, пыльцевой, химический, их причины, признаки и меры борьбы с ними.

1 ч

17.04.20

30

Вредители пчел. Восковые моли. Биология их развития и меры борьбы с ними.

Паразиты и хищники пчел. Вред, причиняемый ими и меры борьбы с ними.

1 ч

24.04.20

 13.Продукты пчеловодства – 5 ч.

31

Мед. Пищевые и вкусовые достоинства меда. Его бактерицидные свойства. Применение меда в качестве лечебно-диетического продукта. Другие продукты пчеловодства, используемые в народном хозяйстве.

1 ч

1.05.20

32

Классификация меда.

1 ч

8.05.20

33

Воск и восковое сырье. Химический состав воска. Физические свойства воска. Требования к качеству воска по стандарту. Характеристика воскового сырья. Переработка воскосырья в солнечной и паровой воскотопках.

1 ч

15.05.20

34

Маточное молочко и цветочная пыльца. Прополис и пчелиный яд.

1 ч

22.05.20

35

Защита презентаций.

1 ч

29.05.20

Список   литературы  

              

1.Комаров А. Г.Современный справочник. «Пчеловодство» М:. 2005г.-77с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. Вестник образования 2002г. №6, с.11-40.
3. Кузнецов А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития. Народное образование 2003г.№1, с.101-108.

4. Пьянкова Н. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. Пособие для учителя. М.: АПКРО. 2004год.
5. Родионов В. В., Шабаршов И. А. Если вы имеете пчел. М.: Агропромиздат, 1988.

 6. Сиденко А.В. Как создать авторскую педагогическую разработку. М. Ассоциация учителей физики.2001 год

7. Соколова С.О. «Лечение пчел». М.: Агропромиздат, 1988.
8. Тименский П. И. Приусадебная пасека. М.: Агропромиздат, 1988.

Интернет-ресурсы:

http://www.beekeeping.orc.ru/ 

http://www.pchelovod.com/ 

http://www.videopaseka.ru/ 

http://www.pchelovod.info/ 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Пчеловод должен знать:

1.Состав пчелиной семьи, роль матки, рабочих пчел и трутней в семье, строение и биологию отдельных особей, состав пищи пчел, жизнедеятельность пчелиного роя, семьи  в течение года;

2.Важнейшие медоносы полей, лесов и лугопастбищных угодий, основные типы взятка;

3.Роль пчел в повышении урожайности полей, особенности при опылении различных сельскохозяйственных культур, особенности использования пчел при опылении:

4. Требование к улью, инвентарь, применяемый при уходе за пчелами, а также при откачке меда и переработки воскового сырья;

5. Типовые зимовники, сотохранилища, пасечные постройки;

6. Понятие о лесоматериалах, необходимых для изготовления ульев, правила пользования столярными инструментами, нормы расходов материала на улей;

7. Преимущества сильных пчелиных семей и условия их содержания;

8. Время и технику выставки пчел, правила осмотра пчелиных семей, весенний уход за пчелами, способы расширения гнезда;

9. Основы племенного дела, технику вывода пчелиных маток, правила посадок маток в семьи;

10. Пакетное пчеловодство;

11. Методы содержания пчел в типовых ульях;

12. Технологию промышленного пчеловодства;

13. Болезни пчелиного расплода и взрослых пчел, отравления пчел ядохимикатами, меры борьбы с болезнями пчел;

14. Мед пчелиный, состав и свойства, упаковка и хранение меда;

15. Восковое сырье, его хранение и переработку на пасеке, качество вощины;

16. Маточное молочко, пчелиный яд, цветочную пыльцу, прполис и их применение;

17. Вести производственные записи и учет продукции на пасеке;

18. Основы экономики труда и производства в объеме требований, предусмотренных «Общими положениями единого тарифноквалификационного справочника работ и профессий рабочих»

Пчеловод должен уметь.

  1. Осматривать пчелиное гнездо, пчелиные семьи, определят качество сотов, количество в гнезде пчел, меда, наличие в гнезде матки и расплода всех возрастов;
  2. Определять основные медоносные растения и сроки их цветения по натуральным образцам и гербарийному материалу;
  3. Определять размер пасеки для медосбора и опыляемости сельскохозяйственных культур;
  4. Составлять медовый баланс пчелофермы, пасеки;
  5. Производить ремонт и покраску ульев, изготовлять рамки;
  6. Определять силу семьи и качество матки в различное время пчеловодного сезона, выставлять пчел из зимовника, проводить весеннюю ревизию пчелосемей;
  7. Производить натягивание и наващивание рамок, сокращение и утепление гнезда, расширение гнезда в ульях разных типов;
  8. Подготовить семьи воспитательницы, производить браковку маточников, формирование нуклеусов и подсадку маток;
  9. Формировать новые пчелиные семьи, определять подготовку семьи к естественному роению, собрать и посадить рой в улей;
  10. Формировать пакета пчел для пересылки, использовать их на медосборе и опыление сельскохозяйственных культур;
  11.  Определять начало главного взятка, подготавливать пчелиные семьи к перевозке на медосбор, перевозить к источнику взятка;
  12.  Производить отбор медовых сотов из ульев, их распечатывание, откачку и очистку меда;
  13.  Производить подкормку пчел и сборку гнезда на зимовку, а также обеспечить уход за пчелами зимой;
  14. Использовать методы промышленного пчеловодства;
  15.  Выявлять больные пчелиные семьи, подготавливать и отправлять на исследование пчел и образцы расплода, производит дезинфекцию улья и инвентаря;
  16.  Проводить мероприятия по защите пчел от отравлениями ядохмикатами;
  17.  Собирать маточное молочко, прополис, цветочную пыльцу;
  18.  Составлять производственные задания пасеки;
  19.  Заполнять учетную документацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительный межпредметный материал по химии и биологии по теме "Продукты пчеловодства. Прополис."

Дополнительный материал по теме "Прополис", который можно использовать на уроках химии, биологии, а также на внеклассных занятиях....

Программа элективного курса "Пчеловодство"

4 часовой предпрофильный курс по общему знакомству с профессией пчеловодов....

Секреты пчеловодства

Разработка занятия в экологическом кружкеСекреты пчеловодстваКогда впервые стали изучать медоносных пчел?Впервые голландский учениый Ян Сваммердам (1637-1680) изучил анатомию и метаморфоз насекомых и ...

Исследовательская работа «Пчеловодство как вид приусадебного хозяйства».

Проблема:  заключается в том, что почти повсеместно наметилась тенденция снижения внимания к пчеловодству - важнейшей отрасли аграрного сектора производства. Я считаю, что это временное явл...

Программа предпрофильного курса "Пчеловодство"

Предлагаемая рабочая программа может быть использована в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов или в качестве элективного курса по биологии....

Урок биологии в 7 классе Тема «Медоносная пчела. Пчеловодство»

Цель: 1.      Сформировать знания о биологических особенностях медоносных пчел как общественных насекомых.2.      Побудить к знакомству с историей пче...