Урок биологии в 7 классе Тема «Медоносная пчела. Пчеловодство»
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Демещенко Ирина Александровна

Цель:

1.      Сформировать знания о биологических особенностях медоносных пчел как общественных насекомых.

2.      Побудить к знакомству с историей пчеловодства.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок биологии 7 класс Медоносная пчела. П человодство Демещенко Ирина Александровна ГБОУ СОШ №217 г .С.-Петербург

Слайд 2

Здравствуйте!

Слайд 4

Тема урока Медоносная пчела. Пчеловодство

Слайд 5

Цели урока Сформировать знания о биологических особенностях медоносных пчел как общественных насекомых. Познакомить с историей пчеловодства и продуктами пчеловодства.

Слайд 6

Задачи урока Выяснить особенности внешнего строения медоносной пчелы. Познакомиться с особенностями процессов жизнедеятельности пчел, их поведением. Выяснить значение медоносных пчел в природе и жизни человека.

Слайд 7

Систематическое положение пчел Царство Тип Класс Отряд Семейство Род Вид Животные Членистоногие Насекомые Перепончатокрылые Пчел Настоящие пчелы Медоносная пчела

Слайд 8

1. «Кто-кто в теремочке живет» или состав пчелиной семьи. 2. «Какая она - пчела?» или особенности строения медоносной пчелы. 3. «Где зарыт клад?» или откуда пчелы берут яд, воск, мед и маточное молочко. 4. «Что есть что?» или перга и прополис - тайны пчелиного двора. 5. «Такие разные - откуда?» или размножение медоносной пчелы. 6. «Бывает ли луковый мед?» или значение пчел в природе и жизни человека.

Слайд 9

«Кто-кто в теремочке живет» или состав пчелиной семьи

Слайд 10

«Кто-кто в теремочке живет» или состав пчелиной семьи.

Слайд 11

Строение головы пчелы

Слайд 12

«Какая она-пчела ? или

Слайд 13

«Где зарыт клад?» или откуда пчелы берут яд, воск, мед и маточное молочко.

Слайд 14

«Что есть что?» или перга и прополис - тайны пчелиного двора.

Слайд 15

«Такие разные-откуда?» или размножение медоносной пчелы.

Слайд 16

«Бывает ли луковый мед?» или значение пчел в природе и жизни человека.

Слайд 17

«Если они исчезнут с лица Земли – через 4 года исчезнет все человечество» А. Эйнштейн

Слайд 18

Определение наличия примесей в меде Пробу меда растворяют в воде (1:1) Что наблюдаем? Если осадок появился - в меде присутствуют примеси.

Слайд 19

Экспресс - метод определения качества пчелиного меда Изменение окрашивания раствора меда указывает на наличии муки или крахмала. Пробу меда растворяют в воде (1:1) и добавляют 1 каплю раствора йода. Что наблюдаем?

Слайд 20

Экспресс - метод определения качества пчелиного меда Если произошло вскипание в следствие выделения углекислого газа-мед содержит мел. Пробу меда растворяют в воде (1:1) и добавляют 1-3 капли уксусной кислоты. Что наблюдаем?

Слайд 21

Почему пчел называют общественными насекомыми?

Слайд 22

Общественные насекомые, т.к.

Слайд 23

Домашнее задание 1. Выучить параграф 28 и составить кроссворд по теме урока. 2. Выучить параграф 28 и подготовить сообщение и презентацию: «История пчеловодства» «Целебные свойства меда» «Продукты пчеловодства и их применение»

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе

Тема «Медоносная пчела. Пчеловодство»

Цель:

  1. Сформировать знания о биологических особенностях медоносных пчел как общественных насекомых.
  2. Побудить к знакомству с историей пчеловодства.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выяснить особенности внешнего строения пчел.
  2. Познакомить с особенностями процессов жизнедеятельности пчел, их поведением.
  3. Выяснить значение медоносных пчел в природе и жизни человека.
  4. Познакомить с историей пчеловодства.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к природе, ее изучению.
  2. Развивать умение приобретать знания самостоятельно.
  3. Продолжать формирование навыков самостоятельной работы.
  4. Продолжать развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.
  5. Формирование коммуникативных умений.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать умения слушать и слышать собеседника.
  2. Продолжить формирование умения работать в команде.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация к уроку.
  2. Иллюстрации  «Пчелиная семья», «Строение пчелы», «Строение головы пчелы».
  3. Распечатанный материал для самостоятельной работы: информационные карточки, незаполненные опорные конспекты, тест для самопроверки, термины.
  4. Для исследовательской лабораторной работы: мед, вода, иод, уксусная или соляная кислота, химическая посуда.

Тип урока: урок получения новых знаний.

ТСО: компьютер, интерактивная доска.

Методы обучения: развивающие, проблемно-поисковые, исследовательские, творческие.

Формы деятельности на уроке: самостоятельная, групповая.

Этапы урока:

  1. Организационный момент с элементом психологической настройки на работу.
  2. Ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач урока. Актуализация зоны усвоения оптимальных знаний.
  3. Формирование новых знаний (организация учебной деятельности учащихся).
  4. Закрепление знаний.
  5. Подведение итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания.

  1. Организационный момент.

Слайд 1. Я очень рада видеть Вас сегодня на уроке. Ничто так не улучшает настроение, как улыбка. Нарисуйте эту улыбку у себя на лице, и пусть она сохранит Вам хорошее настроение на весь день. Желаю Вам всем удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

У вас на столах лежат материалы: опорные конспекты, информационные карты, тестовые задания, дополнительная информация для домашней работы. Будьте внимательны, чтобы не запутаться.

Слайд 2. Перед вами на слайде ряд фотографий, которые имеют кое-что общее. Рассмотрите их внимательно и определите ключевое слово, которое связывает фото во едино. Это слово и определит тему нашего урока.

(Правильный ответ-пчела, пчеловодство).

Совершенно верно

Слайд 3. Тема нашего урока «Медоносная пчела. Пчеловодство»

Слайд 4. «Цели урока». Сегодня на уроке вам предстоит поближе познакомиться с медоносной пчелой как общественным насекомым, живущими  больщими семьями. 

А поскольку человек давно приспособился использовать труд медоносных пчел, то кратко познакомимся и с историей пчеловодства.

Нам предстоит выяснить…… Слайд 5 «Задачи урока»

  1. Этап формирования новых знаний.

У вас на столах лежат опорные конспекты, которые вам предстоит заполнить в течение урока. Записываем в них тему урока.

Не сомневаюсь, что хотя бы один раз в своей жизни каждому из вас приходилось «встречаться» с этим животным, и вы можете достаточно много рассказать о пчелах.

Но сначала давайте определим систематическое положение пчелы. (Учащиеся заполняют опорные конспекты).

Слайд 6.

Царство             Животные

Тип                     Членистоногие

Класс                 Насекомые

Отряд                Перепончатокрылые

Семейство        Пчел

Род                     Настоящие пчелы

Вид                    Медоносная пчела

Для того чтобы выяснить, что вы уже знаете об этих удивительных животных, я предлагаю вам ответить на ряд вопросов. Я буду быстро задавать вопросы, а вы, если знаете ответ, поднимайте руку. Только слушайте внимательно, вопрос дважды не повторяется.

Итак, мы начинаем:

  1. Пчела жалит или кусает?
  2. Кто испытывал на себе действие пчелиного яда?
  3. Почему во время цветения гречихи на поля привозят ульи?
  4. Что собирает пчела в садах, на полях и лугах?
  5. Как называется дом у пчел?
  6. Один улей- улей, а много ульев-……(пасека)
  7. Назовите основной продукт пчел.
  8. Кто такой пчеловод?
  9. Что такое пчеловодство?

Молодцы.

Как вы верно отметили, главный продукт пчел - мед. Но пчела вырабатывает мед не для людей. Мы с вами менее культурные потребители (по сравнению с медведями, медоедами), и пользуемся произведенным не для нас.

А для кого? Для чего? Кем произведено?

На эти и многие другие вопросы вам предстоит ответить на уроке. (Слайд 7)

Эту работу вы будете выполнять в группах по 4 человека. У каждой группы на столах лежат информационные листы с заданиями. Разберите предложенную в них информацию и подготовьте ответы на соответствующие вопросы. На эту работу вам 4 минуты. Затем каждая группа должна будет рассказать классу, что она узнала.

Групповая работа с информационными листами (4 минуты)

Время закончилось.. Отвечать нужно четко и быстро. Все внимательно слушают и самостоятельно заполняют пустые опоры, которые лежат у вас на столе.

Слайд 8, 9. Слово первой группе. Вы должны были выяснить, кто же живет в теремочке и, кстати, как называется этот теремочек?

Слайд 10,11. Вторая группа должна была выяснить - какое строение имеет пчела.

        Слайд 12. Третья группа должна была выяснить как же пчелы вырабатывают мед, воск, яд и маточное молочко.

        Слайд 13. Четвертая группа должна была выяснить «Тайны пчелиного двора».

        Слайд 14. Пятая группа расскажет нам, почему же пчелы такие разные.

Слайд 15, 16. Шестая группа расскажет нам, действительно ли бывает луковый мед?

Итак, главный продукт пчел – мед.

К сожалению, этот целебный продукт иногда подвергается нечестными и корыстными людьми фальсификации (подделке).

Есть много способов проверить, какой мед вы купили – натуральный или фальсифицированный.

1 способ: по запаху. Натуральный мед должен иметь приятный запах.

 (Детям предлагается определить запах меда)

2 способ: по вкусу. Натуральный мед должен быть горьковатым на вкус.

 (Детям предлагается определить вкус меда).

3 способ: на содержание примесей.

Натуральный мед не должен содержать примесей (крахмала, мела, сахара).

Чтобы выяснить, содержит ли наш мед примеси, проведем небольшую исследовательскую работу.

Исследовательская лабораторная работа.

(проводится демонстрационно при помощи учащихся )

«Определение наличия в меде примесей: крахмала, мела.

Слайд 17. Определение примесей.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем.

Что наблюдаем? Выпал ли осадок? Если осадок появился, значит, в меде присутствует примесь.

Слайд 18. Определение крахмала.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель йода.

Что наблюдаем? Если появляется синее окрашивание раствора меда - значит мед содержит примесь - крахмал или муку.

Слайд 19. Определение мела.

В химический стаканчик помещаем небольшое количество меда и воды. Перемешиваем. Добавляем несколько капель уксусной кислоты.

Что наблюдаем?

Если произошло вскипание вследствие выделения углекислого газа, значит, мед содержит мел.

При помощи таких простых химических реакций можно в домашних условиях определить качество меда.

Сегодня на уроке мы с вами достаточно подробно изучили особенности строения, жизнедеятельности и поведения пчел.

Слайд 20. Почему же пчел называют общественными полезными насекомыми?

(Ответы учащихся). Слайд 21.

А сейчас мы проверим, как хорошо вы поняли материал урока.

Ответьте на вопросы теста.

Время - 2 минуты. Тесты сдаем на проверку в конце урока. (Работа с тестом)

Домашнее задание. Перед вами два варианта домашнего задания. Выберите и подготовьте к следующему уроку тот вариант задания, который вам больше всего нравится (Слайд 20):

  1.  Выучить параграф 28 и составить кроссворд по теме урока.
  2. Выучить параграф 28 и подготовить сообщение и  презентацию:

    «История пчеловодства»

    «Целебные свойства меда»

    «Продукты пчеловодства и их применение».

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 7 класс. Тема: Класс Жгутиконосцы.

Формирование понятий об особенностях строения и жизнедеятельности различных представителей класса Жгутиконосцев...

Урок биологии 7 класс. Тема: «Класс Инфузории»

Урок систематизации знаний учащихся о строении и жизнедеятельности инфузории-туфельки; сформировать о ее значении. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использ...

Урок биологии 7 класс. Тема: Общая характеристика Подцарства Простейшие. Класс Саркодовые.

На уроке учащиеся познакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, организмов....