Обобщающий урок биологии для учащихся 8 класса "Красота, как биологическая целесообразность"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Номоконова Анна Александровна

Обобщающий урок по биологии

«Красота, как биологическая целесообразность»

Урок рекомедован для учащихся 8 класса , в конце 4 четверти

Цель урока: обобщить полученные знания по курсу «Человек и его здоровье»

Задачи:

  1. Развитие интереса к предмету
  2. Применение знаний на практике

Оборудование:

  1. Таблицы:

 а) Мышцы туловища человека

б) Строение клетки

  1. Модели: череп, глаз человека, скелет
  2. Картины, фотографии:
  3. Букет цветов
  4. Шкатулка с семенами цветов (ее назначение станет понятно из содержания урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_biologii.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по биологии

«Красота, как биологическая целесообразность»

Класс:8

Цель урока: обобщить полученные знания по курсу «Человек и его здоровье»

Задачи:

  1. Развитие интереса к предмету
  2. Применение знаний на практике

Оборудование:

  1. Таблицы:

 а) Мышцы туловища человека

б) Строение клетки

  1. Модели: череп, глаз человека, скелет
  2. Картины, фотографии:
  3. Букет цветов
  4. Шкатулка с семенами цветов (ее назначение станет понятно из содержания урока)

Ход урока

Учитель: В течении всего года мы изучали строение организма человека, его функции, знакомились с некоторыми заболеваниями его органов, с гигиеническими навыками, учились грамотно оказывать первую медицинскую помощь. Перевернута последняя страница учебника, а мы начинаем наш последний урок, посвященный красоте человеческого тела, отточенного и доведенного природой до совершенства и биологической целесообразности. Пусть отправной точкой нашего урока будут слова замечательного поэта, философа и мыслителя Фердоуси: «В цепи человек стал последним звеном и лучшее всё воплощается в нем».

        Представьте себе разговор трех посетителей музея о красоте человека. И их спор о том, что такое красота заканчивается вопросом: Какие же в мире существуют критерии красоты? Этот вопрос до сих пор будоражит умы людей и на который до сих пор пытаются найти правильный ответ. Но вот как воспевает красоту А. Фет:

«И целомудренно и смело,

До чресль сияя наготой,

Цветет божественное тело

Неувядающей красой».

Конечно же красота в мире существует. Но понять, почувствовать её порой бывает очень трудно. Не случайно древние греки относили красоту к философской категории – чувству меры, обозначая её музыкальным словом – АРИСТОН. Эта мера красоты лежит в самой глубине нашего существования и поэтому для её разгадки нужна биологическая основа. Урок нам поможет раскрыть тайны человеческого тела, разбудить ещё дремлющее чувство меры, которой заложено в глубинах нашего подсознания.

 1-й учащийся (работает с таблицей «Клетка»):

         Много миллионов лет назад зародилось первое необыкновенное создание – живая клетка. Своей красотой, отточенностью линий она обязана природе, которая своим «резцом» - естественным отбором – довела её форму и строение до совершенства. Когда всматриваешься в клетку, то кажется, что начинаешь блуждать в бесконечном космическом пространстве. Только из такой совершенной красоты могло родиться на нашей планете самое непревзайдённое творение природы – Homo sapiens – человек разумный. Появившись на Земле человек постепенно сформировался из существа биологического в существо социальное с определенной психикой и высшей нервной деятельностью. Это произошло благодаря развитым отделам головного мозга и особенно коре больших полушарий. Давайте вспомним, из каких отделов состоит головной мозг человека.

2-й учащийся (Рассматривает модель «Мозг человека»):

Мозг человека – это колосальная надстройка, которая погружаясь миллиардами «щупалец» в организм человека, помогает ему из области подсознания инстиктивно стремиться к природной гармоничной целесообразности, т.е. к красоте. Наше чувство прекрасного, хороший вкус -  это освоенный подсознанием опыт жизни всех предыдущих поколений, направленный на выбор организма наиболее универсального, совершенно устроенного для борьбы за существование и продолжение рода.

Учитель: Давайте рассмотрим критерии красоты на модели глаза (учащиеся рассматривают модель). При поворотах глаза в его мышцах накапливается молочная кислота – токсин усталости. Чем чаще повороты, тем его больше. Всего несколько молекул, но этого вполне достаточно, чтобы у человека развилось, сформировалось и отложилось в «закоулках» подсознания чувство оптимальности формы и устройства глаза. Затем, когда инстинктивный выбор, закодированный в головном мозге, постепенно закрепляется, он становится чувством красоты и эстетического наслаждения. Великий русский писатель Л. Толстой считает, что «глаза – зеркало души человека». Посмотрите, какие  у изображенной на картине женщины большие бездонные  и необыкновенно выразительные глаза. Они смотрят на нас с какой-то скрытой, неразгаданной  печалью. О таких, видимо глазах поэт Н. Заболоцкий писал:

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых пылью неудач…

Почему же мы считаем красивыми большие глаза? Посмотрите ещё раз на портрет.

1-й учащийся: Глаза действительно большие, широко расставлены, не слишком выпуклые и не впалые. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Сколь высоко ценилась широкая расстановка больших глаз свидетельствуют имена, которыми назывались дочери финикиоских царей:

ШИРОКОВЗОРАЯ

ШИРОКОГЛАЗАЯ

ШИРОКОЛИЦАЯ

Учитель: Красота – это целое море интереснейших и загадочных явлений. Оценим теперь красоту человека с точки зрения физического совершенства его тела. Анатомическое чутьё, заложенное в нас, очень тонкое. Рассмотрим изображение мужского и женского тела. Необыкновенная сила и мужество показаны в мужской красоте и какие мягкость, плавность линий, женственность сквозят во всем облике женщины.

2-й учащийся: Рельефные, выпуклые   мышцы красивы. Известно, что многие виды спорта связаны именно с силой и объёмом мышц. В то же время сильновыраженные мышцы у женщин не вызывают у нас эстетического чувства.

Учитель: Почему? Нормально сложенная женщина всегда имеет более развитый жировой слой.

2-й учащийся: Объясняется это тем, что исторически женщина вынуждена  была иметь запас пищи в организме  на случай внезапного голода. Это связано с вынашиванием и кормлением ребенка. Подкожные жировые запасы расположены в верхней части живота и вокруг глаз, т.е. они одновременно служат тепловой и противоударной изоляцией для вынашиваемого в чреве ребенка. Подкожный слой, широкие бедра создают мягкие линии женского тела – одного из самых прекрасных творений природы. Однако наличие широких бедер у мужчин выглядит безобразно.

Учитель: Рассмотрим еще один критерий красоты. Обратите внимание на утонченную красу шеи женщины и на широкую мужественную шею мужчины. У неё она стройная, длинная, «лебединая», как говорят в народе. Такая шея прибавляет немало шарма к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается как нечто болезненное. Шея у мужской половины изначально должна быть средней длины и достаточно прочной для поддержки головы в бою, для переноса тяжестей (добычи, оружия). Женщина по своей древней природе – хранительница, страж. Её длинная, гибкая шея даёт большую пластичность, быстроту движения головы. Таким образом, и здесь чувство прекрасного совпадает с биологической целесообразностью. Но в истории человечества было немало периодов, когда здоровые идеалы красоты подменялись нездоровыми, ложными.

1-й учащийся: В средние века впервые художники стали изображать обнаженных женщин. Если присмотреться внимательно на их внешний вид и пропорции тела, то можно предположить, что большинство женщин того времени страдали рахитом или какими-то другими болезнями. Они изображены вытянуто высокими, узкобедрыми и выпуклыми лбами. Это объясняется тем, что в средние века женщины вели уединенный, замкнуты й образ жизни. Они мало находились на солнце, были лишены достаточного количества витаминов, страдали от многих болезней. Часто это сопровождалось повреждением волос и даже облысением. В стремлении быть похожими на   городскую аристократию женщины даже выбривали себе на лбу волосы. Подобная «мода» сохранялась более двух веков.

2-й учащийся: Поэты и художники загипнотизированные авторитетом мастеров Возрождения стали считать выпуклые лбы «гордыми». Так, Д. Кедрин в стихотворении «Красота» писал:

Эти гордые лбы винчианских

                                 мадонн

Я встречал не однажды у

                    русских крестьянок…

Тем самым проводился знак равенства между мадоннами и простым народом. Примером может служить картина А. Венецианова «Крестьянка с васильками». С точки зрения врачей, биологов, чем меньше будет таких «мадонн», тем лучше.

     1-й учащийся: В современном мире просматривается возвращение к моде на ярко выраженные неправильные формы человеческого тела. Сейчас за основу взята именно такая «красота», достаточно взглянуть на любу. Фотомодель. Современная мода ведёт нас к признанию красоты в удлиненном, как бы вытянутом теле человека, особенно женщины. В ней просматривается явно городской тип хрупкой, слабой женщины, мало приспособленной своими пропорциями к успешному деторождению и обладающей малыми резервами силы. Послушайте отрывок из стихотворения А. Блока «Незнакомка»:

…И каждый вечер в час  назначенный,

Иль это только снится мне?

Девичий стан шелками схваченный

В туманном движется окне.

И веют древние поверьями

Её упругие шелка,

И шляпка с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука…

Не правда ли, перед глазами предстаёт именно такой образ красоты.

Учитель: Не будем здесь говорить о вкусах, моде, рассуждать правильны они или нет. Цель урока не в этом. Отметим, однако, появление сегодня множества женщин хрупкого типа, не занимающихся трудной физической работой. Их  нельзя назвать неправильными для настоящего времени, но они будут неправильны с точки зрения хорошего  здоровья, энергии, на которые рассчитан наш организм. В связи с этим целесообразно поговорить об опорно-двигательной системе, которой принадлежит важнейшая роль в формировании красоты тела человека.

3-й учащийся: Рассказывает о том, какие функции выполняет опорно-двигательная система и отвечает на вопрос: Почему опорно-двигательная система позволяет человеку выдерживать большие нагрузки?

Учитель: Наш разговор коснулся строения опорно-двигательного аппарата как следствие вертикального положения при ходьбе, поговорим ещё  и о процессе деторождении. Итак, с одной стороны, способность человека ходить повлекла за собой максимальное сближение головок бедренных костей, в следствии чего облегчился бег, обеспечивалась устойчивость равновесия и выносливость. С другой стороны, при родах ребенка с достаточно большой головкой был необходим широкий таз с раздвигающимися бедренными суставами.

3-й учащийся: Проклятия Богом Евы – «в муках будешь рожать детей своих» - существует на самом деле: роды у человека более мучительный и болезненный процесс, чем у животных. С течением времени это противоречие  возрастал: увеличение мозга, следовательно, и размер головы, сопровождались расширением таза матери, а вертикальная походка – его сужением. Для разрешения такого противоречия природа предусмотрела роднички – незаросшие области на темени ребёнка. В момент прохождения через полость малого таза кости свода черепа ребенка заходят одна на другую, череп сдавливается, и голова приобретает характерную удлиненную форму. Через некоторое время форма головы восстанавливается. Очевидно, что для наименьшего повреждения мозга ребенка и для наилучшего его вынашивания мать должна быть широкобедрой. Не случайно, как только люди стали жить оседло, начался естественный отбор широкобедрых женщин. В древности, обращаясь к женщинам, восклицали: «Красуйтесь бедрами».

Учитель: Так инстинктивное понимание красоты отвечало требованию продолжению рода. Вот почему, когда представляется образ жизни – покорительницы мужчин, то подсознательно рисуется крутобёдрая, высокогрудая женщина, с тонкой талией, которая является анатомической компенсацией широких бёдр для подвижности и гибкости  тела.

А теперь у меня есть к вам очередной вопрос: А как с точки зрения биологической целесообразности можно объяснить желание иметь густые волосы?

(Учащиеся обсуждают, выдвигают свои гипотезы, после обсуждения учитель дополняет ответы учащихся: длинными волосами женщины на заре человечества вынуждены были укрывать своих детей от холода).

4-й учащийся: Рассказывает о росте и старении волос.

1-й учащийся: Рассказывает о значении бровей, ресниц – ведь это те же волосы. Раскрывает их главную функцию в жизни человека – защитную.

Учитель: Сегодня на многих телевизионных каналах очень много рекламы о ом, как сохранить зубы здоровыми. Ведь ровные, плотно посаженные зубы, не страдающие кариесом, парадантозом и многими другими заболеваниями – это тоже красота, красота вашего здоровья, улыбки. А ведь такие зубы были необходимы нашим далёким предкам при употреблении твердой пищи, чтобы её разрывать, разгрызать.

2-й учащийся: Рассказывает о правилах ухода за полостью рта.

Учитель: Мы совершили экскурс в познание прекрасного творения природы – человека. Обратите внимание, что даже музыка, которая звучала на уроке, помогала нам понять красоту: она и сама была прекрасна и совершенна. Знаете ли вы, что каждый её такт соответствует ритму дыхания человека? Т это тоже – подтверждение того, что самой природой в нашем подсознании заложено стремление к прекрасному. Заканчивая наш урок, я хочу подарить вам особую красоту – красоту знаний, которые отождествляются у меня с семенами прекрасных цветов, посаженных и выращенных вами. Глядя на их цветение, вы будите вспоминать наши уроки, школу, друг друга, а может и своего учителя (дарит шкатулку с семенами цветов). Пусть вам всегда сопутствует удача на пути познания прекрасного!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Спор органов" - сценка на обобщающем уроке биологии.Раздел " Человек"

Является самостоятельным творческим заданием учащихся с целью развития личности....

Обобщающий урок биологии 8 класс "Скелет человека"

Это урок своего рода папка-накопитель, т.е.в презентации есть ссылки на различные методы, используемые на уроке обобщения. Здесь и игровы моменты, и игральные карты, и пазлы, и карточки, и презентации...

Обобщающий урок биологии в 5 классе по учебнику Н.И. Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС)

Цели: Содержательная (предметные результаты): - формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека; Деятельностная: - формирование у учащихся умений реализовать новы...

Конструкт обобщающего урока биологии по теме "Химический состав клетки"

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки" в старших классах с профильным обучением. Представлен урок в форме деловой игры под названием "Аукцион знаний"...

Методическая разработка обобщающего урока биологии по теме "Черви" (для учащихся 7 класса)

Обобщающий урок для учащихся 7 класса. P { margin-bottom: 0.21cm; } Цель урока: обобщить знания учащихся по темам: «Круглые черви», «Плоские черви», «Кольчатые черви...

Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"

P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...