Сценарий общешкольного мероприятия "Покормите птиц зимой"
учебно-методический материал по биологии

Антошина Ирина Анатольевна

Сценарий общешкольного мероприятия "Покормите птиц зимой" 2020 год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokormite_ptits_zimoy.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа п.свх Агроном Яблоневский филиал»

Внеклассное мероприятие

«Покормите птиц зимой».

Работу подготовила: учитель биологии

                                                                                   Антошина Ирина Анатольевна

                                                                                     

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 «Покормите птиц зимой»

Пояснительная записка.

Птицы и звери, цветы и деревья взывают

 к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь,

где живешь,- на расстоянии взгляда и голоса,

хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

(Д.Лихачев)

       Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем неотъемлемая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение  человека от природы.

       Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.

       Успех же этой деятельности находится в прямой зависимости от уровня экологической образованности человека, его экологической культуры. В становлении этого качества личности исключительно важная роль принадлежит детству, так как маленький ребенок психологически более податлив на влияние извне, его мировоззренческие и нравственные позиции еще неустойчивы, а потому активно развиваются и утверждаются.

     Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Проведение внеклассных мероприятий по данной теме имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Дети знакомятся с разнообразием пернатых обитателей, учатся сострадать, оказывать посильную помощь и нести ответственность за « братьев наших меньших».

     Дети часто слышат слова о том, что природу надо беречь. Но что стоит за этими фразами? Как научить ребенка любить окружающий его мир, внимательно и бережно относиться к любому проявлению жизни? И как объяснить, что чья-то жизнь имеет права на существование не меньше, чем его собственная?

    Зима для пернатых – самая тяжелая пора. В это время им часто бывает трудно добывать корм, особенно, когда оттепели чередуются с морозами  и все покрывается ледяной коркой. Птицы, особенно молодые, не успевают за короткий зимний день найти достаточно корма и гибнут от голода. Чтобы помочь зимующим птицам, необходимо  постоянно подкармливать их в течение зимы.

   Цель: привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц; воспитание положительных качеств личности: отзывчивости, состраданию.

 Задачи:

1.  Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».

3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.

  Подготовка к мероприятию: учащиеся заранее оповещаются о теме мероприятия. Проводится беседа о видах кормушек и их назначении. Предлагается ребятам изготовить кормушки дома, под присмотром взрослых из подручных средств.

Сценарий мероприятия.

1.Вступление

Как хорошо в краю родном

Зимой, когда, как мех,

Леса, луга и все кругом

Покроет пышный снег.

                          Ф.Миронов.

- Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

  Однако для животных и птиц наступила суровая пора.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)

Стук в дверь. Почтальон принес письмо.

- Спасите от смерти! На помощь! Кто послал письмо? (Птицы).

- Поможем птицам?

- Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся.

-Давайте мысленно перенесемся в зимний лес.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

2.Игра «Узнай птицу».

- А какие птицы остались, вы сможете узнать сами, угадав их по описанию.

- На голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно  любит  несоленое сало. (Синица).

-Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит ... (Воробей).

- Его называют «смотритель леса». Живет на дереве, в дупле. Всю жизнь на ногах, бегает туда-сюда, вверх-вниз по дереву, ему крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Любит орехи, липовые орешки, крылатки клена. Окраска не очень заметная.(Поползень.)

-Он в шапке красной и пальто
Нос похож на долото.
Столяру древесный ствол
Каждый день и дом и стол.
(Дятел).

- У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные, спинка голубовато- серая, брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. У самочек наряд более скромный. Они  держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. С приходом темноты вся стайка улетает и прячется в кустах. (Снегирь)

 -Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Верещунья белобока,
А зовут её
...(Сорока).

- Самцы  – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов этой птицы клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.(Клест).

-Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? …(Ворона).

3.Беседа.

- Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

Выслушиваются ответы учащихся

- Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвет шишку и полетит в свою кузнецу долбить её.

 И все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?

Выходят чтецы и рассказывают стихотворение  «Мы кормушку смастерили»

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

- Есть ли у вас кормушки?

- Кормушки для птиц бывают самые разные: из дерева, пластиковых бутылок, даже из пакетов из-под сока или молока.

4. Правила укрепления кормушек.

- Ребята, а вы знаете, как нужно правильно крепить кормушки? Ответы школьников.

Правила:

  • Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.
  • В кормушке не должно быть снега.
  • Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.
  • Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.
  • Необходимо также знать, чем нужно кормить птиц.

5. Практическая работа.

- Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.

-Давайте теперь составим таблицу, чтобы знать, какие птицы что любят.

- Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.

- Сможете ли  правильно накормить птиц, узнаем, если  разгадаете кроссворд «Чем кормить птиц зимой?»

В этом кроссворде зашифровано 29 слов – названий того, чем кормить птиц зимой. Слова записаны в единственном числе. Они расположены горизонтально и вертикально или сложены пополам, но нигде не пересекаются. Расшифрованные слова обведите карандашом.

-Кто быстрее и больше найдет слов за 1 минуту.

«Чем кормить птиц зимой?»

Ж  И  Р  К  О  Ж  К  Р  Л  Е   Б  А  С

Н  А  С  О  В  Ё   К  А  А  Д  Е  Р  А

П  О  Е  Н  С  Л  А   П  Т   В  О  Б Л

К  Д  К  О Я  У   Б   И   Г  О  Р  У  О

И  С  О П  Н  Д  А   В   Ь  Л  Е   З  П

Н  О М Л   К  Ь Ч    А  Щ А  В  Д  Ш

Ч  Л  О Я  А   К О  О   Р   Е  Х  Ы  Е

Е  Н  Е  С  У  Х  О  Ф   В   Ё  С  Н  Н

Ч  Х  Ш О М  О  Р  Р  О   О  С  Я  И

Е  О  И  Д  К  Х  К  У  П   Р  О  Т   Ц

Р  Л  Ш  У И  Л  О  К  А   В  К  Ы  А

Т  О  К  В  Ч  Е   В  Т  Г    Р  И  Б   А

О П  А  А  Н  Б   Ь  С  Ы   Р  К  А  Ш

6. Значение птиц.

- Ребята,  какую пользу приносят птицы садам, огородам, лесу?  (Выслушиваются мнения учеников.)

1.Пара синиц может оберегать от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.

2. Мухоловка-пеструшка каждый день ловит по 300 мух и комаров.

3. Грач, следуя за плугом способен уничтожить за день 400 червей.

4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредителей.

5. Сова способна съесть за ночь 7-8 мышей. Только дна семья может уничтожить за год 10 тысяч мышей и таким образом спасти 20 т зерна.

6. А кукушка за день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы,5 личинок майского жука, 4 паука и много муравьиных яиц.

7. Многие птицы - санитары. Вороны, галки, коршуны, сороки и некоторые другие, питаясь на свалках и помоях, способствуют оздоровлению местности.

7.Изготовление листовки «Покормите птиц зимой». 

8.Итог мероприятия.

- Ребята, давайте сделаем дома  кормушки и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно — по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольный проект « Не забудьте птиц зимой!» ( для учащихся 5-8 классов)

Тип проекта: информационно- практико- ориентированныйВид проекта: групповойУчастники проекта: учащиеся 5 — 8 классов ОГАОУ «Центр образования «Ступени»Срок  реализации про...

Сценарий праздника "Покормите птиц зимой"

Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время. Задачи: Закрепить знания учащихся по орнитофауне своего края. Способствовать привитию любви к животному миру края....

Сценарий "Покормите птиц зимой".

Сценарий для проведения мероприятия с обучающимися объединения "Юный натуралист" (7-10лет)...

Сценарий итогового мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Итоговое мероприятие по акции "Поможем зимующим птицам"...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Сценарий внеклассного мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

Цель мероприятия: Расширить знания учащихся о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....

сценарий агитбригады "Покормите птиц зимой"

агитбригада ,младшие классы...