Календарно - тематическое планирование 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Календарно - тематическое планирование. 9 класс. Линейный курс. Программа Сонина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности

Педагогические средства

Домашнее

задание

Дата

Раздел 1 Введение (10 часов)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—доказательства родства человека и животных;

—вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие о строении и функционировании организма человека;

—науки, изучающие организм человека;

—основные органоиды клетки, ткани, органы и системы органов.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей;

—характеризовать структурные компоненты основных систем органов тела человека;

—сравнивать особенности внешнего строения древних

предков человека, представителей различных рас, делать выводы на основе сравнения;

—выделять и описывать существенные признаки процессов жизнедеятельности организма человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;

—работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

—участвовать в совместной деятельности;

—оценивать свою работу и работу одноклассников;

—выделять главные и существенные признаки понятий;

—сравнивать объекты, факты по заданным критериям;

—высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;

—выявлять причинно - следственные связи;

—использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;

—работать с текстом и его компонентами;

—создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий.

Тема:  Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

Место человека в системе органического мира

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и

животных. Сходство и  различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный

Характеризуют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека, делают выводы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику

2

Сходство и различие человека и животных

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику

Тема: Происхождение человека (2 часа)

3

Происхождение человека Этапы его становления.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека,

их происхождение и единство

Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

4

Расы человека, их происхождение и единство

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

Тема: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

5

Науки, изучающие человека. История развития знаний о строении и функциях организма человека

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален,

Андреас Везалий

Объясняют роль наук о человеке для сохранения и поддержания его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в

развитие знаний об организме человека

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

6

Великие анатомы и физиологи

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

Тема:  Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

7

Клеточное строение организма.

Клеточное строение организма. Ткани:

эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза 

Выявляют основные признаки организма человека. Называют основные структурные компоненты клеток, тканей, находят их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов человека. Различают на

таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику

8

Ткани. Практическая работа №1 «Микроскопическое строение тканей».

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

9

Органы. Системы органов.

10

Системы органов. Практическая работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

Раздел 2.  Строение и жизнедеятельность организма человека (56 часов)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

—существенные признаки организма, его биологическую и социальную природу;

—строение и функции органов и систем органов человека.

Учащиеся должны уметь:

—распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы

и системы органов человека;

—аргументированно доказывать необходимость борьбы с вредными привычками, стрессами;

—оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях и др.;

—применять меры профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

—соблюдать санитарно-гигиенические требования;

—соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии;

—приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;

—объяснять место и роль человека в биосфере.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

—организовывать свою учебную деятельность;

—ставить учебные задачи;

—планировать и корректировать свою познавательную деятельность;

—объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

—сравнивать и классифицировать объекты;

—определять проблемы и предлагать способы их решения

—применять методы анализа и синтеза;

—использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;

—представлять информацию в различных формах;

—составлять аннотации, рецензии, резюме;

—уметь делать сообщение, вести дискуссии.

Личностные результаты обучения

—Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;

—формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;

—формирование целостного научного мировоззрения;

—осознание учащимися ценности здорового образа жизни;

—знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;

—формирование экологического мышления.

Тема Координация и регуляция (10 часов)

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция.

Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс. Проведе-

ние нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария

головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших

полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции.

Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений

слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

Объясняют роль регуляторных систем

в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желёз внутренней секреции и их строение. Объясняют механизм действия гормонов. Характеризуют структурные компоненты нервной системы. Определяют

расположение частей нервной системы,

распознают их на таблицах, объясняют

их функции. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Объясняют

причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, распознают их на наглядных пособиях.

Соблюдают меры профилактики заболеваний органов чувств

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику

12

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

14

Спинной мозг, строение и функции

15

Головной мозг, строение и функции. Лабораторная работа №3 «Изучение головного мозга человека (по

16

Кора больших полушарий

17

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Гигиена органов зрения.

Практическая работа №4«Изучение изменения размера зрачка

18

Анализаторы слуха и равновесия. Предупреждение нарушений слуха.

19

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

20

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

Гигиена органов чувств.

Тема : Опора и движение (8 часов)

21

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей:

трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении

костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы

и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции.

Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц.

Утомление мышц. Роль активного отдыха в восстановлении активности

мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двига-

тельной системы

Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают части опорно-двигательной системы на наглядных пособиях. Определяют типы соединения костей. Описывают особенности химического со-

става и строения костей. Объясняют

особенности строения скелетных мышц. Находят их на таблицах.

Объясняют условия нормального

развития опорно-двигательной системы. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах опорно-двигательной системы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

22

Скелет головы и туловища

23

Скелет конечностей. Практическая работа № 5 «Изучение внешнего строения костей»

24

Первая помощь при растяжении связок, вывихах и переломах. Практическая работа №6 «Измерение массы и роста своего организма»

25

Мышцы.

26

Работа мышц. Практическая работа №7 «Выявление влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц»

27

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

28

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

Тема: Внутренняя среда организма (4 часа)

29

30

Внутренняя среда организма. Кровь, её функции и состав. Практическая работа №8 «Изучение микроскопического строения крови»

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности

организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет.

Инфекционные заболевания.

Предупредительные прививки.

Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и

И. И. Мечникова в области иммунитета

Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови, называют их функции. Выявляют взаимосвязь между строением и функциями

клеточных элементов в крови.

Объясняют механизм свёртывания и

принципы переливания крови. Выделяют существенные признаки иммунитета. Объясняют ценность вакцинации

и действие лечебных сывороток

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы, электронное приложение к учебнику

31

Иммунитет

32

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

Тема: Транспорт веществ (4 часа)

33

34

Движение крови и лимфы в организме.

Работа сердца.

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги

кровообращения. Лимфообращение.

Движение крови по сосудам. Кровяное

давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение

Выделяют существенные признаки

транспорта веществ в организме. Различают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем, описывают их строение. Описывают

движение крови по кругам кровообращения. Называют этапы сердечного

цикла. Сравнивают особенности

движения крови по артериям и венам.

Осваивают приёмы измерения пульса,

кровяного давления, оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях.

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

35

Движение крови по сосудам.

Практическая работа №9 «Измерение кровяного давления»

36

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Практическая работа №10 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

Тема: Дыхание (5 часов)

37

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их

строение. Дыхательные движения.

Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови.

Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат

Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Различают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Объясняют

необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Осваивают приёмы оказания

первой доврачебной помощи при спасении утопающих и отравлении угарным

газом

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

38

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

39

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

40

Регуляция дыхания

Пр. №11: «Определение частоты дыхания».

41

Заболевание органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания.

Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.

Тема: Пищеварение (5 часов)

42

Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины.

Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные

железы: печень и поджелудочная железа. Этапы пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения

Выделяют существенные признаки

процессов питания и пищеварения.

Различают органы пищеварительной

системы на таблицах и муляжах.

Объясняют особенности процессов

пищеварения в различных отделах

пищеварительной системы. Называют

компоненты пищеварительных соков.

Объясняют механизм всасывания веществ. Аргументируют необходимость

соблюдения гигиенических и профилактических мер нарушений работы

пищеварительной системы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

43

Пищеварение в ротовой полости.

44

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. Практическая работа №12

«Воздействие слюны на крахмал желудочного сока на белки»

45

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

46

Гигиена питания. Практическая работа №13 «Определение норм рационального питания»

Тема: Обмен веществ и энергии (2 часа)

47

Пластический и энергетический обмен. Водно-солевой обмен.

Общая характеристика обмена веществии энергии. Пластический и энергетиче-

ский обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.

Объясняют особенности обмена органических веществ, воды и минеральный солей в организме человека.

Объясняют роль витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

48

Витамины, их роль в организме.

Тема: Выделение (2 часа)

49

Органы выделения. Строение и функции почек

Конечные продукты обмена веществ.

Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи.

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ

Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы, распознают её отделы на таблицах, муляжах.

Описывают процесс мочеобразования.

Соблюдают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

50

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

Тема: Покровы тела (2 часа)

51

Покровы тела. Строение и функции кожи

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви.

Заболевания кожи и их предупреждение

Выявляют существенные признаки кожи, описывают её строение. Объясняют

суть процесса терморегуляции, роль

процессов закаливания. Учатся оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых солнечных ударах.

Знакомятся с гигиеническими требованиями по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Доказывают необходимость их соблюдения

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

52

Роль кожи в теплорегуляции. Первая помощь при ожогах и обморожениях, их профилактика.

Тема: Размножение и развитие (3 часа)

53

Система органов размножения

Система органов размножения, их

строение и гигиена. Оплодотворение.

Внутриутробное развитие, роды.

Лактация. Рост и развитие ребёнка.

Планирование семьи

Выявляют существенные признаки

процессов воспроизведения и развития

организма человека. Называют и

описывают органы половой системы

человека, указывают их на таблицах.

Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Определяют возрастные этапы развития человека

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

54

Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека.

55

Наследственные и врождённые заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём и их профилактика.

Тема: Высшая нервная деятельность (5 часов)

56

Поведение человека. Рефлекс.

Рефлекс— основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова,

И. П. Павлова, А. А. Ухтомского,

П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей

нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы.

Торможение. Типы нервной системы.

Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Выделяют основные особенности высшей нервной деятельности человека.

Объясняют рефлекторный характер

высшей нервной деятельности человека. Характеризуют существенные признаки поведения, связанные с особенностями психики человека. Описывают типы нервной системы. Объясняют значение сна, характеризуют его фазы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

57

Торможение, его виды и значение.

58

59

60

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Особенности ВНД. Познавательные процессы.

Типы нервной деятельности.

Тема: Человек и его здоровье (4 часа)

61

Здоровье и влияющие на него факторы. Практическая работа №14 «Изучение приёмов остановки артериального и венозного кровотечений.

Соблюдение санитарно-гигиенических

норм и правил здорового образа жизни.

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего,

травмах, ожогах, обморожении.

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние

на здоровье человека

Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Знакомятся с нормами личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи.

Доказывают необходимость вести здоровый образ жизни. Приводят данные, доказывающие пагубное воздействие

вредных привычек

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

62

Вредные привычки и заболевания с ними связанные. Практическая работа № 15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»

63

Двигательная активность и здоровье человека.

64

Закаливание. Гигиена человека

Тема: Человек и окружающая среда (2 часа)

65

Природная и социальная среда. Биосоциаль-ная сущность человека. Стресс и адаптация к нему организма человека.

Природная и социальная среда. Биосоциальная сущность человека. Стресс и

адаптация к нему организма человека.

Биосфера — живая оболочка Земли.

В. И. Вернадский— создатель учения о

биосфере. Ноосфера — новое эволюционное состояние

Приводят доказательства биосоциальной сущности человека. Объясняют

место и роль человека в биосфере. Объясняют причины стресса и роль адаптации в жизни человека. Объясняют

понятия «биосфера» и «ноосфера»

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, таблицы

66

Биосфера – живая оболочка. Вернадский – создатель учения о биосфере.

Заключение и обобщение 2 часа

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...