КТП по биологии 5 класс 1 час Пономарева
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)

Дудурина Юлия Вячеславовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe_ktp_dlya_5_klassa.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения

Материально-техническое оснащение

Основные виды учебной деятельности (УУД)

Д/з

План

Факт

Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Научиться давать определения понятиям: многоклеточные организмы, биология; выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов и оценивать ее значение.
РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П.1

Свойства живого

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать свойства живых организмов, сравнивать проявление свойств живого и неживого, анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника; характеризовать органы живого организма и их  функции, используя рисунок учебника;№ формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма.
РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П.2

Методы изучения природы

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать и различать методы изучения живой природы; осваивать способы оформления результатов исследования.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

КУУД: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

П.3

Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

4. Микроскоп.

5. Микропрепараты.

ПУУД: Объяснять назначение увеличительных приборов; различать ручную и штативную лупу, определять величину получаемого с их помощью увеличения; изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы  с ним;  сравнивать увеличение лупы и микроскопа; получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

ЛУУД: Формировать познавательный интерес к изучению природы; научить применять полученные знания в практической деятельности; формировать эстетическое восприятие объектов природы.

П.4, записи в тетради

Строение клетки. Ткани

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

4.Микроскоп

5.Микропрепараты

ПУУД: Выявлять части клетки, используя рисунки учебника, характеризовать их значение; сравнивать животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия; различать ткани животных и растений, используя рисунки учебника; характеризовать строение тканей животных и растений, объяснять их функции; наблюдать части и органоиды клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа и описывать их; различать отдельные клетки, входящие в состав ткани; обобщать и фиксировать результаты наблюдений; делать выводы; соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П.5 записи в тетради

Химический состав клетки

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Различать неорганические и органические вещества клетки; минеральные соли, объяснять их значение для организма; наблюдать демонстрацию опытов учителем, анализировать их результаты, делать выводы; анализировать представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в парах.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

П. 6

Процессы жизнедеятельности клетки

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки; характеризовать биологическое значение понятия обмен веществ; объяснять сущность процесса деления клетки и анализировать его основные этапы; устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника; аргументировать вывод о том, что клетка- живая система (биосистема).

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

П.7

Великие естествоиспытатели

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире»

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Научиться анализировать информацию учителя о выдающихся ученых-естествоиспытателях; выделять области науки, в которых работали конкретные ученые; оценивать сущность их открытий; называть имена отечественных ученых, внесших важный вклад в развитие биологии; формулировать вывод о вкладе ученых в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества; научиться рисовать (моделировать) схему строения клетки; участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы; аргументировать свою точку зрения; оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников по усвоению учебного материала.

КУУД: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию.

П. 1-7

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)

Царства живой природы

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: объяснять сущность термина классификация; определять предмет науки систематики; различать основные таксоны классификации –царство и вид; характеризовать вид как наименьшую единицу классификации; устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике; выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

П. 8

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать особенности строения бактерий; описывать разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника; различать понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты» ;характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот; сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

П.9

Значение бактерий в природе и для человека

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать важную роль бактерий в природе; устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз»; выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы; различать бактерии по их роли в природе и жизни человека; характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве; сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели.

П.10

Растения

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора»; выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы; характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека.

П.11

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения»

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Различать и называть части побега цветкового растения; определять расположение почек на побеге цветкового растения; характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге; устанавливать местоположение шишки; сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны); формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

РУУД: Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

ЛУУД: Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

Записи в тетрадях

Животные

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника; характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела; сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы; называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника; различать беспозвоночных и позвоночных животных; объяснять роль животных в жизни человека и в природе; характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных.

П.12

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных»

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

4.Микроскоп

5.Микропрепараты

ПУУД: Готовить микропрепарат культуры инфузорий; изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении; формулировать вывод о значении движения для животных.

РУУД: Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей; фиксировать результаты наблюдений в тетради.

ЛУУД: Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

П.12, записи в тетради

Грибы

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Устанавливать сходство грибов с растениями и животными; описывать внешнее строение тела гриба, называть его части; определять место представителей царства Грибы среди эукариот; называть знакомые виды грибов; характеризовать питание грибов; различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели.

П.13

Многообразие и значение грибов

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать строение шляпочных грибов; подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые; описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника; объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин»; распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.

РУУД: Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов; объяснять значение грибов для человека и для природы.

П.14

Лишайники

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли; различать типы лишайников на рисунке учебника; анализировать изображение внутреннего строения лишайника; выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

РУУД: Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

П.15

Значение живых организмов в природе и жизни человека»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника; доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе; объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

РУУД: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

П.16 Записи в тетради

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)

Среды жизни планеты Земля

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле; характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника; приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

П. 17

Экологические факторы среды

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор»; аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор.

РУУД: Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.

П.18

Приспособления организмов к жизни в природе

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов; объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений; характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника.

П.19

Природные сообщества

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Определять понятие «пищевая цепь»; анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника; объяснять роль различных организмов в круговороте веществ; различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»; характеризовать разные природные сообщества; объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.

П.20

Природные зоны России

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Определять понятие «природная зона»; распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике; различать и объяснять особенности животных разных природных зон; объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; обобщать и систематизировать знания.

П.21

Жизнь организмов на разных материках

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике; объяснять понятие «местный вид»; характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания; называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

ЛУУД: Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.

РУУД: Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле.

П.22

Жизнь организмов в морях и океанах

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника; выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб; оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника; характеризовать условия обитания на больших глубинах океана; аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания; рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

РУУД: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы.

КУУД: Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

П.23, записи в тетради

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)

Как появился человек на Земле

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком; выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев; описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника; устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей; характеризовать существенные признаки современного человека; объяснять роль речи и общения в формировании современного человека; доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

П.24

Как человек изменял природу

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли; приводить доказательства воздействия человека на природу; выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок; аргументировать необходимость охраны природы; обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; обобщать и систематизировать знания.

П.25

Важность охраны живого мира планеты

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Называть животных, истреблённых человеком; характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу; объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры; объяснять значение Красной книги, заповедников; характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

РУУД: Формулировать цель урока, ставить задачи, необходимые для ее достижения, планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

П.26

Сохраним богатство живого мира

Обобщение и систематизация знаний
по теме «Человек на планете Земля»

1

1.Таблицы.

2.Мультимедиапроекция

3. Рисунки учебника.

ПУУД: Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека; оценивать роль деятельности человека в природе.

РУУД: Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

ЛУУД: Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами; проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

П.27, записи в тетради

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

1

1.Мультимедиапроекция.

2. Учебник

РУУД: Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса; использовать учебные действия для формулировки ответов.

Экскурсия

«Весенние явления в природе» или

«Многообразие живого мира» (по выбору учителя).

Обсуждение заданий на лето

1

1. Ручные лупы.

2. Линейки

3. Блокноты

4. Карандаши на верёвочке

5. Копалки

6. Полиэтиленовые мешочки для собранного материала

7. Фотоаппараты

8. Бинокль

РУУД: Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы; систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

ЛУУД: Соблюдать правила поведения в природе; анализировать содержание выбранных на лето заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование биологии 6 класс УМК Пономаревой И.Н.

Программа составлена по курсу "Растения. Бактерии. Лишайники" 6 класс авторов И.Н.Пономарева, В.С. Кучменко Предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 70 часов за год). В рабоче...

Рабочая программа по биологии 7 класс линия Пономаревой

Рабочая программа по биологии для 7 класса по линии Пономаревой.Программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы, учебно-тематиче...

Рабочая программа по биологии 7 класс. УМК Пономарева И.Н

Программа разработана на основе авторской программы: 7 класс. Животные.//Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы.  Программы. М.: Вентана –Граф, 2009. Авторы: Константинов В.М., Кучменко ...

Рабочая программа по биологии для 5, 8 классов. ФГОС. Пономарева И.Н.

Рабочая программа по биологии 5, 8 класс Пономарева...

Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко 6 класс, 68 часов (2 часа в неделю). С КТП и пояснительной запиской

Рабочая программа по биологии по линии Пономаревой (И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко) для использования в 6 классе, 68 часов в год, 2 часа в неделю. С КТП и пояснительной запиской....

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской.

Рабочая программа по биологии И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова 9 класс, 68 часов в год (2 часа в неделю) С КТП и пояснительной запиской....