Урок по биологии для 5-6 класса .Лишайники
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Кузьменкова Ирина Николаевна

Цели урока:

 в ходе работы с учебными элементами вы должны конкретизировать понятие о симбиозе, познакомиться с многообразием, особенностями строения, жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; распространенностью, их разнообразными условиями обитания, их ролью в природе и жизни человека; познакомиться с лишайниками Тульской области и нашей местности; знать основные группы лишайников; уметь: объяснять строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

 

Тип урока – комбинированный с применением модульной технологии обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_1_lishayniki_7_klass_ispravlennoe.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Лишайники»

Модуль 1.

Класс – 5

Тема урока: 

«Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ, особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников».

Цели урока:

 в ходе работы с учебными элементами вы должны конкретизировать понятие о симбиозе, познакомиться с многообразием, особенностями строения, жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; распространенностью, их разнообразными условиями обитания, их ролью в природе и жизни человека; познакомиться с лишайниками Тульской области и нашей местности; знать основные группы лишайников; уметь: объяснять строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

Тип урока – комбинированный с применением модульной технологии обучения.

Вид контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Методы обучения: 

словесные (рассказ, сообщения учащихся), наглядные, сравнение, упражнения, проблемно поисковые, самостоятельная работа.

Оборудование: 

таблицы «Строение растений, водорослей, грибов», «Строение лишайников», «Многообразие лишайников»; натуральные экземпляры лишайников (в том числе обитающих в нашем регионе) на коре деревьев, камнях, фотографии с изображением лишайников; технологические карты (модули 1) на каждого ученика, приложение 1 к модулю 1. (ответы); учебник Биология.  5 класс. – М. : Вентана -Граф, Автор – Пономарёва И.Н., тетрадь к учебнику.

Тема урока «Лишайники» (1 час).

Модуль 1.

Тема урока: 

«Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ, особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников».

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Рекомендации по выполнению.

УЭ – 0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами вы должны конкретизировать понятие о симбиозе, познакомиться с многообразием, особенностями строения, жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; распространенностью, их разнообразными условиями обитания, их ролью в природе и жизни человека; познакомиться с лишайниками Тульской области и нашей местности; знать основные группы лишайников; уметь: объяснять строение лишайников; приводить примеры распространенности лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

Внимательно прочитайте цели.

На работу 2 мин.

УЭ – 1

Входной контроль.

Цель: определить ваш исходный уровень знаний по теме (актуализация знаний).

  1. Ответьте на вопросы.
  1.  Что такое симбиоз? Приведите примеры. При изучении каких тем в биологии вы с этим понятием встречались?
  2.  Как питаются грибы? Что такое грибница?
  3.  Как питаются водоросли?
  4.  Что такое паразитизм?
  5.  В чем различие явление паразитизма от симбиоза.

            За работу 5 баллов.

 

На работу 4 мин.

Работайте с соседом по парте, поочереди заслушивая друг у друга ответы.

Набранная вами сумма баллов _______

УЭ – 2

Цель: в ходе работы с учебником конкретизировать понятие «симбиоз» на примере лишайника, выяснить их строение.

  1. Читайте статью «Лишайники» на стр. 56 учебника.

       Находите ответы на вопросы:

  1. Из каких 2х компонентов (организмов) состоит лишайник?
  2. По какому принципу разделяют лишайники на классы и семейства?
  3. Из какого отдела грибы и водоросли какого отдела  входят в состав лишайника?
  4. Размеры лишайников.
  5. Как называется тело лишайника?
  6. Какие три типа слоевищ различают у лишайников? Приведите примеры. Дайте характеристику каждому типу слоевища (почему оно так называется, строение).
  7. Какие лишайники считаются низкоорганизованными а какие высокоорганизованными?
  8. Строение слоевища лишайников. Рис. на стр. 56-57 Выясни расположение, название и значение каждого слоя?

  1. Выполни задание 16 на стр. 9 и 18 на стр. 10 в рабочей тетради с печатной основой к учебнику.

  1. Проверка.

За работу 5 баллов.

На работу 8 мин.

Работа с учебником.

Рассмотрите рисунки.

Задание делай самостоятельно! Ответы можно сверить с учебником.

Набранная вами сумма баллов _______

УЭ – 3

Цель: выяснить особенности процессов жизнедеятельности лишайников.

  1. Прослушайте рассказ учителя о питании лишайников.

  1. Делайте краткие записи в тетради.

  1. Главная мысль рассказа!

    Нити гриба выполняют функцию корней т.е. обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными солями. Клетки водорослей играют роль листьев зеленых растений, в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Следовательно, такой организм называется автогетеротрофным. 

    Водоросли и грибы, которые входят в состав лишайника отдельно друг без друга жить не могут!

  1. Выполните задание 17 на стр. 10 в рабочей тетради к учебнику.

  1. Проверка.

За работу 3 балла.

  1. Ответьте на вопрос. Как дышат лишайники?

  1. Проверка

За работу 1 балл.

  1. Выясни как размножаются лишайники.

  1. Читай статью на стр. 57 учебника
  2. Выполни задание 19 на стр. 10 в рабочей тетради к учебнику.

  1. Проверка

За работу 2 балла.

На работу 7 мин.

Внимательно про читай!

Работайте самостоятельно. (ответы сверьте с учебником)

Набранная вами сумма баллов ______

Ответь проверь по ключу (у учителя)

Работа с учебником.

Ответы сверь по учебнику.

Набранная вами сумма баллов _______

УЭ – 4

Цель: прослушав рассказ учителя, выяснить распространение, приспособленность к разнообразным условиям обитания лишайников.

  1. Прослушайте рассказ учителя.

  1. Обратите внимание на главные мысли:

  1. Растут на разных субстратах: почве, деревьях, скалах, на известковых, кремнистых горных породах, на листьях, заборах и т.д.
  2. Встречаются во всех биогеографических зонах.
  3. Способны переносить длительное высушивание, низкие температуры.

  1. Лишайники Тульской области, нашей местности.

  1. Проверка

За работу 2 балла.

На работу 4 мин.

Слушайте внимательно.

Набранная вами сумма баллов ______

УЭ – 5

Цель: в ходе работы с учебником выяснить роль лишайников в природе и жизни человека.

  1. Читайте статью на стр. 67-68 учебника, выясняя значение лишайников в природе и для человека.

  1. Заполните таблицу на стр. 10 в рабочей тетради (работа 20).

  1. Проверка.

За работу 5 баллов.

На работу 6 мин.

Работа с учебником.

Самостоятельная работа (ответы сверьте с учебником)

Набранная вами сумма баллов _______

УЭ – 6

Цель: прослушав сообщение учащегося, дополнить знания о значении лишайников.

  1. Прослушай сообщение учащегося

  1. Внеси в таблицу на стр. 10  в рабочей тетради дополнительные записи о значении лишайников.

  1. Проверка.

За работу 2 балла.

На работу 3 мин.

Набранная вами сумма баллов _______

УЭ – 7

Выходной контроль.

Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала, выполнив задания.

  1. Вставьте пропущенное слово.
  1. Закончите определение.
  1. Лишайник – симбиотический организм, состоящий из гетеротрофного компонента _______________ ………………. и автотрофного компонента ________________ ……………………
  2. Тело лишайников называется _______________ ……………………
  1. Лишайники – индикаторы окружающей среды – они требовательны к __________________
  2. Лишайники размножаются __________________ и _______________

  1. Найдите соответствие.

  1. Из перечня жизненных форм лишайников определить.

  1. Накипные               А. Кладония
  2. Листоватые            Б. Исландский мох
  3. Кустистые              В. Ценея

                                        Г. Ягель

                                        Д. Гипогимния

                                        Е. Ксантория настенная

  1. Из предложенных терминов составьте схему симбиоза лишайников, стрелками укажите взаимосвязь:
  1. Вода
  2. Минеральные вещества
  3. Органические вещества
  4. Фотосинтез
  5. Грибница
  6. Водоросли

  1. Заполните пропуски в схеме «Биологическая и хозяйственная роль лишайников».

                          Лишайники

                                Пища для                                          химическая

                                диких                                               промышлен

                               животных                                                 ность

Поселяются                                     корм для

Первые                                             северных

Растения                                          оленей

Используя схему, составьте рассказ

  1. Выберите правильный ответ.

  1. Наиболее сложноорганизованный тип слоевища у лишайников:
  1. Кустистых
  2. Листоватых
  3. Накипных
  1. Лишайники – это организмы, питающиеся:
  1. Гетеротрофно
  2. Автотрофно
  3. Автогетеротрофно
  4. Гемотрофно
  1. В теле лишайников водоросли находятся:
  1. Вдоль нижнего коркового слоя
  2. В сердцевине
  3. Между сердцевиной и нижним корковым слоем
  4. Между сердцевиной и верхним корковым слоем
  1. Лишайники крепятся к грунту с помощью:
  1. Ризоидов
  2. Гифов
  3. Ризоидов и гифов
  4. Специального клейкого вещества
  1. Лишайники встречаются в:
  1. Холодных областях Земли
  2. Умеренных широтах
  3. Горах
  4. Все утверждения верны

    Внимание! Если есть время выполните задание IV

  1. Выберите верное утверждение.
  1. Лишайники – это группа симбиотических организмов.
  2. Два компонента лишайников: водоросль - гетеротрофный организм и гриб – автотрофный организм.
  3. Для каждого вида лишайников характерны определенный гриб и водоросль.
  4. Наиболее сложно устроены накипные лишайники.
  5. Слоевище многих лишайников имеет нижний и верхний корковые слои из плотно сплетенных грибных нитей.
  6. Сердцевину лишайников образуют грибные нити и водоросли.
  7. Гриб обеспечивает водоросль водой и растворимыми органическими веществами.
  8. Для лишайника характерны новые биологические качества, не свойственные водорослям и грибам вне симбиоза.
  9. Лишайники растут на почве, скальных выходах горных пород, деревьях и требовательны к чистому воздуху.
  10. Лишайники устойчивы к низким температурам, отсутствии влаги и незначительным содержаниям углекислого газа в атмосфере.
  11. Лишайники размножаются частями слоевища, т.е. вегетативно.
  12. Лишайники могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.
  13. Лишайники аккумулируют солнечную энергию, преобразуя органические вещества до неорганических, преобразуют горные породы в почву, пригодную для расселения растений.

  1. Проверка.

За каждый правильный ответ 1 балл.

На работу 8 мин.

Max 6 баллов

Набранная вами сумма баллов ______

Max 6 баллов

Набранная вами сумма баллов ______

Max 6 баллов

Набранная вами сумма баллов _______

Max 4 балла.

Набранная вами сумма баллов _______

Макс. 5 баллов

Набранная вами сумма баллов ______

Max за 11 заданий 27 баллов.

Набранная вами сумма баллов ______

Maкс. 13 баллов.

Набранная вами сумма баллов ______

УЭ – 8

Цель: подвести итоги урока, подсчитать баллы, поставить себе оценку, выбрать домашнее задание.

  1. Еще раз прочитайте цели урока. Достигли вы их? Что мешало?

  1. Подсчитайте количество набранных вами баллов.

  1. Поставьте себе оценку.

  1. Выберите домашнее задание.

Баллы

Оценка

Домашнее задание

45 – 51 (64)

5

Молодец. Подготовь сообщение по теме, используя дополнительную литературу.

38 – 44

4

Хорошо! Но нужно еще раз внимательно прочитать статью в учебнике на стр. 66 – 69, ответить на вопросы стр. 69

26 – 37

3

Внимательно читай статью в учебнике на стр. 66-69 , ответь на вопросы стр. 36.

Ниже 26

2

Учи статью в учебнике стр. 66 – 69, подробно перескажи, ответь на вопросы на стр. 66, приди к учителю на дополнительные занятия.

                    Урок окончен.

На работу 3 мин.

Запишите в дневник домашнее задание.

Приложение к модулю 1

Тема «Лишайники»

Ответы

УЭ – 3.         Вопрос. Как дышат лишайники?

                                      Ответ.  Всеми клетками слоевища.

УЭ – 7                1. А. Грибницы. Водоросли.

                                              Б. Слоевище.

  1. Качеству воздуха

  1. Частями слоевища

  1. I – E; II – Д; III – А,Б,В.

  1. I          II

           V

      VI      III

           IV

  1. 1) Почвообразование

2) Сельское хозяйство

3) Косули, лоси, маралы.

                                           7.   А; 8 – В; 9 – Г; 10 – А; 11 – Г.

IV – 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

Нестандартный урок по биологии "Надкласс Рыбы", 7 класс

Нестандартные урок -  игра "Покорение вершины"  позволяет повысить эффективность обучения, интерес обучающихся к предмету...

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Строение цветка" на основе технологии развития критического мышления

В последнее время  в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии. Большинство ученых считают, что творческие способности  у учащихся формируются т...

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...

Методическая разработка обобщающего урока биологии для учащихся 6 класса "Лишайники.Грибы.Бактерии"

P { margin-bottom: 0.21cm; }H1 { margin-top: 0.05cm; margin-bottom: 0.13cm; color: rgb(25, 144, 67); line-height: 0.18cm; }H1.western { font-family: "Arial",sans-serif; font-size: 14pt; font-weigh...