Разработка урока "Биосинтез белка"
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Биосинтез белка — это многостадийный процесс синтеза и созревания белков, протекающий в живых организмах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии 9 класс «Биосинтез белка».
Цели урока:
- углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;
- продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК;
- сформировать знания о механизмах биосинтеза белка на примере транскрипции и трансляции;
- показать роль транспортных РНК в процессе биосинтеза белка;
- раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосомах;
- развивать логическое мышление учащихся.
Методическое обеспечение:
- таблицы по общей биологии “Строение живой клетки,
- дидактический материал для проведения групповой работы,
- приложение: презентация, кинофрагмент «Биосинтез белка» (мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, изд-во «Дрофа» 2011г.)
Ход урока
- Организационный момент.
- Активизация опорных знаний по теме органические вещества клетки.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙД 1.)
1.Назовите органические вещества, входящие в состав клетки.
Б) белки, жиры, углеводы.
2. Из каких простых органических соединений состоят белки?
И) Аминокислоты.
3.Какие химические соединения называют углеводами?
О) Органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m.
4. Какой простой углевод служит мономером крахмала, гликогена, целлюлозы?
С) Глюкоза.
5.Как называются нерастворимые в воде органические вещества?
И) Липиды.
6.Эти вещества хранят, переносят и передают наследственную информацию о структуре белковых молекул.
Н) Нуклеиновые кислоты.
7. Назовите фамилии ученых, которые в 1953 году установили структуру нуклеиновых кислот.
Т) Уотсон и Крик.
8. Как называются мономерные единицы, из которых построены нуклеиновые кислоты?
Е) Нуклеотиды.
9. Как называется двухцепочный мономер с очень высокой молекулярной массой?
З) ДНК.
10. Название одноцепочного мономера (нуклеиновой кислоты).
Б) РНК.
11. Азотистое основание, входящее в состав только РНК?
Е) Урацил.
12. Сахар входящий в состав РНК.
Л) Рибоза.
13. Биологические катализаторы, вещества белковой природы.
К) Ферменты.
14. В состав ДНК входит сахар.
А) Дезоксирибоза.
ЗАДАНИЕ НА ДОСКЕ.
Б) белки, жиры, углеводы.
К) Ферменты.
И) Аминокислоты.
С) Глюкоза.
О) Органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m.
Н) Нуклеиновые кислоты.
З) ДНК.
Е) Урацил.
Е) Нуклеотиды.
Л) Рибоза.
И)Липиды.
А) Дезоксирибоза.
Т) Уотсон и Крик.
Б) РНК.
Выпишите по порядку буквы правильных ответов.
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА –это тема нашего урока (записать в тетрадь).
УЧИТЕЛЬ. Давайте вспомним какие функции выполняют белки в клетках живых организмов?
УЧИТЕЛЬ.Назовите важнейшую функцию белков (строительная). (СЛАЙД 4)
Как образуются белки в клетке?
- Понятие об обмене веществ.
Живая клетка постоянно поглощает вещества из окружающей среды и в окружающую среду выделяет их. Так, клетки человека поглощают кислород, воду, глюкозу, аминокислоты, минеральные соли, витамины, а выводят углекислый газ, воду, мочевину и др. Клетка представляет собой открытую систему, поскольку между клеткой и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии. (СЛАЙД 6)
2. Пластический обмен. Биосинтез белков
Сегодня на уроке мы будем говорить о пластическом обмене. Выясним, как происходит биосинтез белка.
Вспомните из чего состоят молекулы белка? (из аминокислот)
3. Генетический код и его свойства. (СЛАЙДЫ 7,8,9)
Каждой аминокислоте в полипептидной цепочке в молекуле ДНК соответствует комбинация из трех нуклеотидов - триплет (ЦАЦ- вал). КОДОН (триплет) – последовательность трех нуклеотидов кодирующих одну аминокислоту.
Демонстрируется таблица «Генетический код». Зависимость между триплетами оснований и аминокислотами - генетический код.
Суть генетического кода заключается в том, что последовательность расположения нуклеотидов в и-РНК определяется последовательность расположения аминокислот в белках. Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственно участие в синтезе белка принимает и - РНК, то генетический код записан на «языке» РНК.
4. СВОЙСТВА КОДА. (СЛАЙД10)
Демонстрация фрагмента диска-навигатора.
Есть кодон инициатор (метиониновый), с которого начинается синтез любого белка.
Затем учитель демонстрирует на схеме, как передается наследственная информация от ДНК к и - РНК и к белку.
5. ТРАНСКРИПЦИЯ – перевод наследственной информации из последовательности кодонов ДНК в последовательность кодонов и-РНК. (СЛАЙД 11)
Учитель.
Спираль ДНК раскручивается, к одной из ее нитей подходит и-РНК и начинает кодировать информацию о белке на своей цепи.(СЛАЙД 12)
В клетке имеются специальные образования — это транспортные РНК, которые транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка.
Давайте рассмотрим строение т-РНК (СЛАЙД 13)
Передача наследственной информации от ДНК к и - РНК и к белку (СЛАЙД14)
6. Этапы биосинтеза белков
Биосинтез белков происходит на рибосомах – особых органеллах клетки, находящихся в цитоплазме
Рассмотрите рис. 61 (с. 115) поработайте с таблицей, найдите изображение рибосомы
Молекул ДНК в рибосомах нет – они содержатся в ядре. Найдите ядро на схеме. Что происходит в ядре? (Раскручивание ДНК и образование и - РНК – матрицы.)
Для биосинтеза белка необходимо:
аминокислоты (найдите их на схеме), энергия, информация (ДНК и - РНК)
Далее учитель объясняет, как происходит непосредственно сам процесс, используя презентацию (СЛАЙД 15)
В рибосомах осуществляется ТРАНСЛЯЦИЯ – механизм, с помощью которого последовательность нуклеотидов (триплетов) в молекуле и-РНК переводиться в последовательность аминокислот в молекуле белка. Сначала происходит присоединение и-РНК к рибосоме. На и-РНК нанизывается первая рибосома, синтезирующая белок. На одной и-РНК может одновременно находиться более 80 рибосом, синтезирующих один и тот же белок. Такая группа рибосом, соединенных одной и-РНК, называется ПОЛИСОМОЙ.
Вид синтезированного белка определяется не рибосомой, а информацией, записанной на и-РНК. Одна и та же рибосома способна синтезировать различные белки. По завершению синтеза белка рибосома вновь нанизывается на и-РНК, а белок поступает в ЭПС и доставляется в те части клетки, где он нужен.
Подведение итогов. Демонстрация фрагмента фильма.
Закрепление.
Задание №1.
Составить последовательность нуклеотидов в и-РНК по участку цепи ДНК. Пользуясь таблицей генетического кода определить последовательность аминокислот в полученной цепи и-РНК и подписать их.
А-Г-Ц-Т-Т-Г-Г-А-Ц-
Задание №2. Решение задачи
Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина, состоящего из 51 аминокислотного остатка, затрачивается 7,3 с?
Решение задачи:
5I : 7,3 = 7 (аминокислот в 1 сек.).
(Ответ: в 1 сек. сливается 7 аминокислот.)
Задание №3.
Пользуясь таблицей кода ДНК , определите, какие аминокислоты кодируют триплеты ЦАТ, ТТТ, ГАТ. Какими триплетами закодированы аминокислоты вал, фен, три?
Рефлексия.
Д/З п. 23 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии в 11 классе "Белки - природные полимеры"
Данный материал будет полезен как учителям химии, так и преподавателям биологии. Можно смело применить в качестве интергированного материала, предварительно его переработав....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-25706-1479496983.jpg)
Методическая разработка урока "Белки"
Урок на тему "Белки" построен с использованием технологии критического мышления, включающей стратегию INSERT, "мозговую атаку" и составление кластеров....
разработка урока "Белки"
Комбинированный урок химии по теме «Белки» в 10 классе разработан на основе учебника О. С. Габриеляна. Материал урока рассчитан на базовый уровень. Урок спаренный, т. к....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-92941-1576762946.jpg)
Методическая разработка урока по биологии "Белки"
Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу, структура, физические и химические свойства белков; закрепление....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-73522-1351447765.jpg)
Разработка урока биологии 9 кл на тему "Строение белков"
Разработка урока по теме "Строение белков"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-709082-1447522149.jpg)
10 класс Биология ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА. БЕЛКИ. КОНФОРМАЦИИ БЕЛКОВОЙ МОЛЕКУЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ БЕЛКОВ. ФУНКЦИИ БЕЛКОВ. ФЕРМЕНТЫ
Тема 3.Органические вещества. Белки. Конформации белковой молекулы. Классификация белков. Функции белков.Ферменты...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1001069-1516799389.jpg)
Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков"
Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков", определены цели и задачи урока. методы и приёмы, планируемые результаты....