Разработка урока "Моногибридное скрещивание"
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Никифорова Марина Юрьевна

Моногибридное скрещивание — скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре изучаемых альтернативных признаков, за которые отвечают аллели одного гена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monogibridnoe_skreshchivanie.rar711.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока № 27

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Класс: 9

Дата проведения: 11.12.2015

Цель: Сформировать знание о моногибридном скрещивании на основе знаний учащихся о сущности гибридологического метода.

Задачи:

1. Образовательная:  рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания; познакомить учащихся с биографией и опытами Г. Менделя; раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого поколения и закона расщепления.

2. Развивающая:  продолжить формировать умение пользоваться генетической символикой и терминологией; развивать умение учащихся в решении генетических задач на моногибридное скрещивание.

3. Воспитательная: способствовать развитию интереса к генетике как науке, воспитывать толерантное отношение к людям разных рас.

Тип урока: Комбинированный.

Форма проведения: беседа, объяснение, решение задач на моногибридное скрещивание.

Основные понятия темы: моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомозиготные организмы, гетерозиготные организмы, доминантный признак, рецессивный признак, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Средства обучения: таблицы иллюстрирующие законы Г. Менделя; портрет Г. Менделя, мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждый стол – «Международные символы, для записи задач по скрещиванию».

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент

На доске:

«Увлечение может прославить человека и стать главным делом его жизни»

II. Проверка д/з

  1. Выполнение теста

  1. Дайте определение понятия «онтогенез».

  1. Закончите предложение.

Развитие организма, появившегося в результате полового размножение, начинается с момента образования …

  1. На какие два периода делят онтогенез?    

  1. Дайте характеристику эмбриональному периоду.  

                             

  1. Охарактеризуйте постэмбриональный период.

  1. Дайте формулировку биогенетического закона.

  1. В чем значение биогенетического закона?

III. Изучение новой темы

  1. Разгадайте ребус (Слайд 1).

Вспомните ребята, какие дисциплины включает биология?                          (Слайд 2).

Сегодня мы  начинаем изучение науки генетики, познакомимся с новыми понятиями, терминами, символикой; научимся решать генетические задачи.

  1. Формулировка темы урока:  (Слайд 3)

Тема урока: Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Прежде чем как начнем изучение темы мы с вами вспомним об  определениях, которые нам   уже знакомы.
                                     

  (Слайд 4) 

Что изучает генетика?

Генетика –  это наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости.

Что такое наследственность?

Наследственность — это свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. 

Что такое изменчивость?

Изменчивость — свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.  

(Слайд 5)

Элементарные единицы наследственности – это гены.

Ген – это отрезок молекулы ДНК, в котором зашифрована информация о первичной структуре одного белка.

Генотип-совокупность генов, совокупность всех наследственных свойств особи.

Закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение, первым открыл великий чешский ученый Грегор Мендель (1822—1884) (Слайд 6)

В 1865 году вышла в свет его работа «Опыты над растительными гибридами», в которой изложены закономерности наследования, открытые им в результате многолетних исследований на различных сортах гороха. (Слайд 7)

Сохранилась даже единственная страница расчётов Менделя.

                                                                                                   (Слайд 8)

- Почему Г. Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Давайте послушаем сообщения:

  1. О науке генетике

  1. О жизни и научной деятельности Г.Менделя.

  1. Успехи, достигнутые Г.Менделем.

Г. Мендель использовал гибридологический метод, суть которого заключается в скрещивании (гибридизации) организмов, отличающихся по каким-либо признакам и в последующем анализе характера проявления этих признаков у потомства. (Слайд 9)

Ставя опыты, Мендель придерживался нескольких правил:

Во-первых, работая с садовым горохом, он использовал для скрещивания растения, которые относились к различным сортам. Так, например, у одного сорта горошины всегда были желтые, а у другого — всегда зеленые. Так как горох самоопыляемое растение, то в природных условиях эти сорта не смешиваются. Такие сорта называют чистыми линиями.

Во-вторых, чтобы получить больше материала для анализа законов наследственности, Мендель работал не с одной, а с несколькими родительскими парами гороха.

В-третьих, Мендель намеренно упростил задачу, наблюдая за наследованием не всех признаков гороха сразу, а только одной их пары. Для своих опытов он изначально выбрал цвет семян гороха — горошин. В тех случаях, когда родительские организмы различаются лишь по одному признаку, например, только по цвету семян или только по форме семян, скрещивание называют моногибридным. (Слайд 10)

В-четвертых, имея математическое образование, Мендель применил для обработки данных количественные методы: он не просто замечал, каков цвет семян гороха у потомства, но и точно подсчитывал, сколько таких семян появилось.

(Слайд 11)

Гены, ответственные за развитие одного признака (например, цвета семян), получили название аллельных генов.

Гомозиготными наз. организмы, которые образуют гаметы с одинаковыми генами.

Гетерозиготными наз. организмы, которые образуют гаметы с разными генами.

Доминантным наз. признак, который проявляется у гибридов первого поколении при скрещивании гомозиготных родительских форм.

Рецессивным наз. признак, который подавляется у гибридов первого поколении при скрещивании гомозиготных родительских форм.

При скрещивании гороха желтых семян с зелеными Мендель получил гибриды с желтыми семенами, с гладкими и морщинистыми семенами – гибриды имели гладкие семена.

На основании этих данных Мендель сформулировал

1. Правило единообразия гибридов 1-го поколения: (обратимся к учебнику на стр. 102) при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.

2. Правило расщепления: (обратимся к учебнику на стр. 102) при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения.

Мендель выдвинул гипотезу, что при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов - закон  чистоты гамет.

Изобразим моногибридное скрещивание в виде схемы

(Слайд 12, 13)

Генетическая символика

Р — родители.

F — гибриды ( F1 — гибриды первого поколения,

                          F2 — гибриды второго поколения).

х — значок скрещивания.

♂ — мужская особь (копьё Марса) . 

♀ — женская особь (зеркало Венеры).

A, B, C … — гены доминантных признаков.

a, b, c … — гены рецессивных признаков.

Aa, Bb, Cc … — гетерозиготные особи.

AA, aa … — гомозиготные особи.

            G – гаметы

Схема решения задачи: (пишу на доске)

P   ♀ AA   ×   ♂ aa

         жёл          зел

G  ♀ A  A       ♂ a a

F1 Aa, Aa, Aa, Aa – все гибриды имеют жёлтую окраску семян

При скрещивании гибридов первого поколения наблюдается расщепление признаков.

P      ♀ Аа    ×     ♂ Аа

G     ♀ А   а         ♂ А  а

F2    АА,     Аа,     Аа,       аа

        жёлт   жёлт   жёлт     зел  

по фенотипу наблюдается расщепление 3:1

по генотипу наблюдается

расщепление 1:2:1

(одна гомозигота по доминантному признаку, две гетерозиготы, одна гомозигота по рецессивному признаку)

IV. Закрепление

Задача на моногибридное скрещивание:

Гладкая форма семян у гороха доминирует над морщинистой. Скрещивались гомозиготные растения.

Сколько растений в первом поколении будут гетерозиготными?

Сколько семян во втором поколении будут гомозиготными по доминантному признаку?

Сколько семян будут гетерозиготными во втором поколении?

Сколько будет морщинистых семян во втором поколении?

Рефлексия.

Анкетирование.

IV Домашнее задание:

  1. § 3.5;
  2. Выполнить задания на карточках

 

Приветствие. Дежурный дает отчет.

1)Выполняют тест

2)Онтогенез - процесс индивидуального развития особи от момента ее образования до конца жизни.

3)Зиготы.

4)Эмбриональный и постэмбриональный.

5)Эмбриональный – длится с момента образования зиготы до рождения. Состоит из стадий:

1)дробления я/кл.

2)бластуляции

3)гаструляции

4)нейруляции

6)В результате этого образуется зародыш и далее развивается плод.

Постэмбриональный – длится с момента рождения (или выхода из яйцевых оболочек) до конца жизни.

Развитие:

1)прямое (когда рожденная особь похожа на родительскую).

2)непрямое (когда особь претерпевает ряд стадий развития до того как станет взрослой).

7) Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной стадии повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.

8) Данный закон свидетельствует об общих предках животных, относящихся к разным систематическим группам. Он позволяет использовать данные эмбриологии для воссоздания хода филогенеза.

1)Разгадывают ребус.

Ответ: генетика.

2)Записывают дату, тему урока.

Записывают определения в тетрадь.

1)Сообщение читает Шуркова Оксана.

2)Сообщение читает Павлова Татьяна

3)Сообщение читает Герасимова Татьяна

Записывают определение в тетрадь.

Записывают определения в тетради.

Один из учеников зачитывает правило единообразия гибридов 1-го поколения.

Один из учеников зачитывает правило расщепления.

Записывают в тетрадях.

Записывают в тетрадях.

Решают задачу, один ученик у доски.

Заполняют анкеты

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание»

            Образовательные задачи: сформировать знания о  дигибридном скрещивании, вывести и сформулировать третий закон Г.Менделя, выявить закономерно...

Методическая разработка урока биологии "Анализирующее скрещивание" 9 класс

Урок "Анализирующее скрещивание"  проводится  в 9 классе  в разделе  "Наследственность  и изменчивость организмов".  На уроке идёт повторение I  и  II зак...

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"

Разработка урока по теме: "Дигибридное скрещивание.Третий закон Менделя"...

Разработка урока по биологии (9 класс) на тему "Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя"

ФИО -Хобракова Н.В.Предмет - биологияКласс- 9 УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,И.Б.Агафонова,Н.И.Сонин.Оборудование: таблицы &laq...

Разработка урока "Задачи на моногибридное скрещивание" 9 класс

Разработка урока по теме "Задачи на моногибридное скрещивание"...

Разработка урока "Анализирующее скрещивание" 9 класс

Разработка урока по теме "Анализирующее скрещивание"...

Методическая разработка "Решение задач на моногибридное и полигибридное скрещивание"

Методическая разработка практического занятия по дисциплине "биология"...