Разработка урока "Анализирующее скрещивание" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Разработка урока по теме "Анализирующее скрещивание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_skreshch.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

Цель урока: продолжить изучение основных понятий генетики, раскрыть сущность анализирующего скрещивания и о промежуточном наследовании, о явлении неполного доминирования.

Средства обучения: таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; презентация.

Ход урока

  1. Проверка знаний.

Проверка правильности решения задач на стр 125.

  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

  1. Анализирующее скрещивание.

При полном доминировании по фенотипу не всегда можно определить генотип организма, так как доминантная гомозигота АА и гетерозигота Аа будут обладать фенотипически одинаковыми признаками (например, желтые семена гороха). Для того чтобы определить генотип, проводят анализирующее скрещивание и по полученому потомству узнают генотип интересующей особи. Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с особями, гомозиготными по рецессивному гену (аа). Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен – гомозиготна, если произойдет расщепление, то она гетерозиготна.

Рассмотрим пример.

Пусть особи Аа и Аа имеют одинаковый фенотип – желтую окраску семян. При скрещивании с особью, рецессивной по определяемому признаку, то есть имеющей генотип аа, получим следующий результат:

  1. Р: ♀ А А × ♂ а а                               Р: ♀ А а × ♂ а а

G:      А            а                                 G:   А  а          а

F1:            А а – 100 % желтые          F1:        А а : а а

                                                           50 % желтые семена,

                                                           50% - зеленые, то есть по     фенотипу

                                                           произошло расщепление 1:1

Мы видим, что потомство гомозиготной особи единообразно, а потомство гетерозиготной особи дает расщепление в соотношении 1:1. Таким образом, анализирующее скрещивание позволяет определить генотип особей с доминантным фенотипом.

Другой пример.

При скрещивании серебристых норок с коричневыми в потомстве появляются как серебристые, так и коричневые особи. Определите генотип родительских форм.

Решение:

Известно, что рецессивный признак вида находится в гомозиготном состоянии. Допустим, что рецессивным является коричневая окраска, а серебристая - ?. Серебристая окраска, являясь доминантной, может быть в гомозиготном состоянии АА и гетерозиготным состоянии Аа. Серебристые норки при скрещивании с коричневыми по условию задачи дают расщепление, отсюда следует, что серебристая окраска находится в гетерозиготном состоянии.

Решение задач

Задача № 1.

У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм.

Дано:

А - серый цвет

а - черный цвет

F1: сер × чер.

50% сер : 50 % чер.

Решение:

Если дрозофила имеет черную окраску тела, то ее генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска будет серой). Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым цветом тела, проведем анализирующее скрещивание:

а) Р: ♀ А ? × ♂ аа

    G:     А ?        а

    F1: А а : аа

          сер   чер

так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа.

Ответ: генотипы Р – Аа, аа.

Найти:

Генотипы Р - ?

  1. Промежуточное наследование. Неполное доминирование.

Рассказ с демонстрацией слайда. Схема скрещивания рассматривается на примере растения ночная красавица.

Все рассмотренные выше примеры относятся к случаю полного доминирования одного аллельного гена над другим. Но в природе достаточно часто встречается явление неполного доминирования, когда фенотип гетерозиготного гибрида отличается от фенотипа обеих родительских гомозиготных форм.

Неполное доминирование или промежуточное наследование, рассмотреть на примере растения ночная красавица. При скрещивании растений с красными и белыми цветками все потомство получилось с розовыми цветками, то есть наблюдается промежуточный характер наследования. При скрещивании же гибридов между собой произошло расщепление по фенотипу и генотипу: 1 красная окраска (АА): 2 розовые (Аа): 1 белая окраска (аа).

Неполное доминирование встречается довольно часто у растений, животных и человека. Например, при скрещивании крупного рогатого скота красной масти с белыми животными полученное потомство имеет чалую масть (результат равномерного перемещения красных и белых волос). То же наблюдается при наследовании курчавости волос у человека, окраски оперения у кур. По принципу неполного доминирования наследуются некоторые заболевания человека, например серповидноклеточная анемия (эритроциты принимают форму серпа при изменении нормального содержания в них гемоглобина), атаксия Фредрейха (теряется произвольная координация движений).

Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака.

  1. Закрепление изученного материала.

Задача №2.

Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

Дано:

А – нормальная форма

а – листовидная

Аа – промежуточная

Форма

Р: ♀ Аа × ♂ Аа

Решение:

Р1: ♀ А А × ♂ а а

G:       А            а

F1: А а – промеж. Форма чашечки

Р2: ♀ А а × ♂ А а

G:      А А       А а

F2: А А : А а : А а: а а

       1 нор    2 пром   1 лист.

По фенотипу 1норм :2 пром:1лист

По генотипу  1АА: 2Аа: 1аа

Ответ: 1АА:2Аа:1аа

25% имеют нормальную чашечку; 50% промежуточную и 25% листовидную.

Задача № 3

Серый цвет тела мухи дрозофилы ген В доминирует над черным в. В серии опытов при скрещивании серых мух в потомстве оказалось 1392 особи серого цвета и 467 – черного. Определите генотипы родительских форм.

Решение: проанализируем генотип потомков. Поскольку ген черной окрски тела рецессивен, то черные мухи могут быть только гомозиготными (вв). один ген черной окраски тела эти потомки получили от отца, а другой – от матери. Следовательно, в генотипе обеих родительских форм с серой окраской тела кроме доминантного гена (В) есть и рецессивный (в), то есть генотип родительских форм Вв.

Ответ: генотипы Р – Вв, Вв.

  1. Домашнее задание: § 29, выполните практ работу стр 128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....