открытый урок на тему "Общая характеристика грибов"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Монгуш Буяна Отуковна

общая характеристика грибов, строение, размножение и развитие гриба. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: «Общая характеристика грибов»

Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.

Место урока в теме ׃ урок «Общая характеристика грибов» в разделе «Царство Грибы»

Цель:

 - создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приемы современных педагогических технологий.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ, игровая технология

Планируемые результаты:

Предметные:

- давать характеристику представителей царства грибов

- формулировать суть биологических понятий: гетеротрофы, сапротрофы, мицелий, грибница, гиф;

- объяснять почему грибы выделены в самостоятельное царство.

Метапредметные:

Познавательные:

- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственны связи.

- Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, находить информацию.

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них

Регулятивные׃

- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности), выдвигать гипотезы.

- Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки

Личностные результаты:

- Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

- Формирование познавательного интереса к изучению биологии;

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые. 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, доска, презентация, видеофрагмент, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), тетрадь.     

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Организационный этап

Вступительное слово учителя – настрой на предстоящую работу.

Подготовка класса к уроку.

Личностные: самоопределение Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Выявляет уровень знаний по домашнему заданию.

Ответы на вопросы презентации; индивидуальная работа по карточкам; взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Формулирование темы и цели урока

Предлагает обучающимся рассмотреть демонстрацион. материалы, определить тему и цель урока.

Обобщает и уточняет ответы обучающихся.

Рассматривают раздаточный материал, высказывают свои предположения.

Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные: целеполагание 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли

Постановка учебных задач

Предлагает составить задачи на данный урок.

Помогает обучающимся в постановке учебных задач.

Формулируют задачи, озвучивают их и согласовывают.

Регулятивные: планирование Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы

Коммуникативные: постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли

Построение проекта выхода из затруднения

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Помогает найти ответы.

Работа в парах по решению проблемной ситуации.

Каждая пара работает над своей проблемой, самостоятельно находя ответы в различных источниках информации.

Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: восприятие текстов публицистического и официально-делового стилей, определение основной и второстепенной информации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Анализ выполнения работы обучающимися

Предлагает выступить группам с отчётом о проделанной работе.

Комментирует выступления, обобщает ответы обучающихся.

Выступают с результатами проделанной работы.

Слушают товарищей, обсуждают, корректируют.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка Познавательные: структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, анализ, доказательство Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Первичное закрепление

Проверяет осознанность ситуации.

Совместно выполняют упражнение на проверку новых знаний.

Регулятивные: саморегуляция, контроль и коррекция

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

Оценивание работы

Предлагает оценить свою работу на уроке и работу товарищей по группе.

Участвуют в оценивании своей работы и взаимооценке.

Личностные: смыслообразование

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности и деятельности одноклассников Коммуникативные: оценка действий партнера

Домашнее задание

Предлагает обучающимся самим выбрать домашнее задание.

Выбирают и записывают домашнее задание в дневники.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи

Рефлексия учебной деятельности

Предлагает проанализировать проделанную работу. Организует рефлексию.

Соотносят задачи и результаты урока.

Высказывают своё отношение к уроку.

Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности

Познавательные: рефлексия, анализ

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

                                                      

Ход урока

1.Организационный этап.
Добрый день ребята.

- Я рада приветствовать вас, ребята! Сегодня на уроке я желаю вам прекрасного настроения и новых открытий. Я думаю, что этот урок будет очень интересным и занимательным. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

 2. Актуализация прежних знаний. (4 мин).

А что же всё-таки было задано на дом? Какую тему мы изучили на прошлом уроке? (Ответы детей).

Для проверки домашнего задания вам выданы карточки, выполните тест. Каждый работает самостоятельно.

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор - это приспособление к:

а) размножению

б) перенесению неблагоприятных условий

в) паразитизму

г) передвижению.

2. Палочковидные бактерии:

а) спириллы

б) кокки

в) вибрионы

г) бациллы

3. У бактерий отсутствует:

а) оболочка

б) ядро

в) цитоплазма

г) жгутик

4. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами

б) органическими веществами живых организмов

в) водой и углекислым газом

г) органическими веществами отмерших организмов

5. Бактерии-паразиты питаются:

а) органическими веществами живых организмов

б) минеральными веществами

в) органическими веществами отмерших организмов

г) водой и углекислым газом

6. Изогнутые в виде запятой бактерии:

а) вибрионы

б) спириллы

в) кокки

г) бациллы

7. Шаровидные бактерии:

а) кокки

б) спириллы

в) бациллы

г) вибрионы.

8. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки

б) бациллы

в) вибрионы

г) спириллы.

9. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются

б) не дышат, не растут

в) могут не питаться

г) могут образовывать споры.

10. Бактерии размножаются:

а) почкованием

б) посредством половых клеток

в) спорами

г) делением клетки

Ну, а теперь оцените свою работу, пользуясь этим слайдом. Здесь перед вами и правильные ответы, и те отметки, которые следует выставить.

Поднимите руки, кто получил «5», у кого «4», у кого «3»? Отличные оценки не у всех. Какой из этого следует сделать вывод? (Ответы детей).

Да, ребята, следует более серьезно готовить домашнее задание. И ещё – вспомните, какую отметку вы себе поставили в листы самоконтроля за подготовку домашнего задания. Совпадает ли она с той, которую получили сейчас? Если совпадает – хорошо. Ну а если не совпадает, то сделайте соответствующие выводы.

Ну что ж, ребята, домашнее задание мы проверили. Теперь пришло время изучения новой темы, а значит, и нового царства живой природы. Как вы видите, я основательно подготовилась и принесла на урок много всего интересного. Но, может быть, чересчур много? Посмотрите внимательно на то, что я принесла, и попробуйте найти лишний объект. (Ответы детей).

Ребята, как мы видим, мнения разошлись и пока мы точно не знаем, какой объект здесь лишний. Ну, хорошо, пока отложим это задание.

Давайте подойдём к этим материалам, с другой стороны. Глядя на них, вы должны предложить тему сегодняшнего урока.

3. Формулирование темы и цели урока

Что за чудище такое?

То поменьше, то большое.

Можно встретить под берёзой,

На пеньке, среди травы.

Можно в банке трёхлитровой,

И на хлебе те дары.

Могут паразитом быть-

Злаков урожай сгубить.

Могут портить древесину,

Поселившись на стволах.

Могут в тесте размножаться,

Если тесто на дрожжах.

Есть плодовые тела

И разросшиеся клетки.

Так о ком же речь была?

Догадались ли, вы, детки?

Совершенно верно - это грибы. Так как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Дети предлагают формулировку темы).

Вы правильно решили, что разговор сегодня на уроке пойдёт о грибах. Давайте назовём урок: «Царство грибов. Общая характеристика грибов».

Итак, что же подразумевает данная тема? Ещё раз посмотрите на неё и попробуйте назвать цель урока. (Ответы детей).

Правильно, нам предстоит сегодня узнать о грибах, то есть дать характеристику царства Грибы. 

Ну, а теперь попробуйте назвать, что конкретно нужно сделать для достижения нашей цели, то есть необходимо сформулировать задачи урока. На прошлом уроке мы знакомились с планом характеристики любого царства.

4. Постановка учебных задач

Итак, задачи на урок следующие:

•        познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов;

•        изучить строение грибов;

•        изучить особенности питания и размножения грибов;

•        выяснить роль грибов в природе и жизни человека.

Всё правильно. А от себя я добавлю, что ещё на этом уроке вы будете продолжать учиться:

•        работать с текстом и выделять самое главное;

•        выступать перед слушателями;

•        работать в парах;

•        делать анализ и самоанализ ответа.

5. Построение проекта выхода из затруднения

Итак, задачи вы перед собой поставили.

А как вы будете искать ответы? 

Подумайте, где можно взять эту информацию? (Ответы детей).

Успеет ли один человек за урок столько материала сам найти и изучить? Как это удобнее сделать?

Я согласна с вами, что будет лучше поделить наши задачи между парами. Каждая пара учащихся будет заниматься своей проблемой, советоваться, находить ответы. А потом представитель каждой пары познакомит одноклассников с тем, что изучил сам. Только вот задач перед вами поставлено четыре, а групп всего три. Так что я хочу вам предложить свою помощь в решении самой первой задачи. А вы по ходу моего рассказа вот в этой карточке записывайте ответ на первый вопрос: где обитают грибы? (Учитель выдаёт карточки с вопросами).

Выполняем задание № 78 в рабочей тетради. Открываем тетрадь, читаем задание. (Дети выполняют задание).

Хорошо. С заданием в тетради мы справились вместе. Ну а теперь пришло время поработать в парах. Каждому из вас выданы те вопросы, на которые нужно найти ответы. (Каждой паре называется задача).

Задача урока

Вопросы

1

Познакомиться с разнообразием и образом жизни грибов

  • Где обитают грибы?
  • Заполните № 78 в тетради

2

Изучить строение грибов

  • Какие бывают грибы по числу клеток?
  • Какое строение имеет грибная клетка?
  • Назовите части плодового тела гриба?
  • Из чего состоит грибница?

3

Изучить особенности питания и размножения грибов

  • Грибы сами создают себе питательные вещества или питаются готовыми?
  • Как питаются шляпочные грибы?
  • Назовите грибы-сапротрофы (питаются веществами из неживых тел, почвы, продуктов).
  • Назовите грибы-паразиты (питаются веществами из живых организмов).
  • Какими способами могут размножаться грибы?

4

Выяснить роль грибов в природе и жизни человека

  • Чем важны грибы для природы?
  • В чём положительная роль грибов для человека?
  • В чём отрицательная роль грибов для человека?
  • Назовите ядовитые шляпочные грибы.

Каждой паре даётся 5 минут для изучения проблемы. Все ответы нужно записывать прямо на своей карточке. Работать постарайтесь дружно. После выполнения задания представитель от каждой группы выйдет к доске и расскажет нам о результатах своей работы. (Работа в парах).

6. Анализ выполнения работы обучающимися

Ну а теперь давайте заслушаем, что у вас получилось. Те, кто будет слушать, постарайтесь записать ответы на своих карточках, и тогда вся основная информация о грибах у вас будет собрана.

(Выступления учеников).

Оказывается, нет ничего невозможного – на все вопросы можно найти ответы. Наверное, пришло время вернуться и к нашему невыясненному вопросу.

Какой объект из принесённых здесь лишний – из другого царства? (Ответы детей).

Правильно, ребята. Лишним здесь является растение. Но вы знаете, я не совсем случайно его сюда поместила. Раньше даже учёные относили грибы к царству Растений.

Интересно, почему? Как вы думаете? Чем грибы похожи на растения?

Идёт обсуждение)

• Почти неподвижны

• Растут в течение всей жизни

• Питаются путём всасывания

Ребята, а вы сегодня на уроке тоже почти неподвижны. Давайте-ка немного подвигаемся. Повторяйте движения за мной.

Физминутка.

Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки из грибной.

Все тихонечко вздохнём,

Вновь грибы учить начнём.

Молодцы. Садитесь.

Люди относятся к царству Животных. А может, грибы и на животных чем-то похожи? Давайте-ка подумаем. (Идёт обсуждение)

• Могут расти без света

• Питаются готовыми питательными веществами

Всё верно, ребята.

Так как же вы думаете – почему грибы выделили в отдельное царство?  (Ответы детей).

Правильно, ребята. Их нельзя отнести к растениям, потому что они имеют сходство с животными.

Их нельзя отнести и к животным, потому что они чем-то похожи и на растения. Именно поэтому грибы составляют отдельное царство живой природы.

А ещё – тела всех грибов, кроме одноклеточных дрожжей, состоят из тонких белых нитей, которые называются гифы.

Ну что ж, молодцы, ребята! Все проблемы разрешили. Значит, пришло время, изученный материал закрепить.

7. Первичное закрепление

Я вам предлагаю продолжить предложение. Будет отвечать тот, кому достался грибок - по очереди. (И так как материал для вас новый, сегодня можно пользоваться карточкой с вашими ответами – если возникнут затруднения.)

• Грибы могут обитать …

• Грибы могут быть многоклеточными, например, …

• Грибы могут быть одноклеточными, например, …

• Грибы выделяют в отдельное царство, потому что только у них тело состоит из …

8. Оценивание работы

Молодцы, ребята. Я считаю, что материал урока вы действительно усвоили. Ну а теперь пришло время оценивания. Откройте, пожалуйста, листы самоконтроля.

  • Отметку за домашнее задание вы себе выставляли.
  • Теперь находим графу «взаимооценка». Так как вы работали в парах, оцените работу своего товарища и выставьте оценки друг другу. (Взаимооценка).
  • Ну и осталось оценить свою работу на уроке – графа «самооценка за урок».

Посмотрите, пожалуйста, на слайд и выставьте себе ту отметку, на которую вы сегодня поработали. (Дети выставляют себе отметки).

Теперь листы самоконтроля можно отложить. И … открыть дневники.

9. Домашнее задание

Пришло время определиться с домашним заданием.  Как вы думаете, какое же домашнее задание можно выполнить после проделанной нами работы? (Ученики предлагают варианты домашнего задания).

Итак, ребята, выбор за вами (показать слайд). Определите, что вы будете делать и запишите в дневники домашнее задание.

10. Рефлексия учебной деятельности

Ну а сейчас наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к задачам урока и проанализируем, всё ли мы выполнили?

И требуется не просто сказать «да» или «нет», но и напомнить всем присутствующим, как решена данная задача.

 (Ответы учеников).

Молодцы, ребята. Вы всё успели и со всем справились.

Спасибо всем за работу. Урок закончен. Хорошего всем настроения!

Ответьте на вопросы: (если осталось время)

«Я»

- Как чувствовал я себя в процессе работы? ___________________________________

- С каким настроением я работал? ___________________________________________

- Доволен ли я собой? _____________________________________________________

«Мы»

- Насколько мне комфортно работалось в паре? _______________________________

- Были ли у нас затруднения при работе в паре? _______________________________

- Я оцениваю своего товарища в группе: (ФИ и оценка) _________________________

 «Дело»

- Достигли ли мы поставленных задач? ______________________________________

- Для чего нам материал, изученный сегодня?_________________________________