Класс Насекомы. Общая характеристика
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Насекомые обложка книги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Класс Насекомые90 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе по теме «Класс Насекомые»

План проведения урока:

I.Организационный момент

(Слайд № 1) 1. Назовите животных, которых вы видите на экране: 

  1. Гусеница.
  2. Божья коровка.
  3. Стрекоза.
  4. Оса.
  5. Жук-олень.
  6. Кузнечик.
  7. Колорадский жук.
  8. Комар.
  9. Богомол.
  10. Пчела.
  11. Муравей.
  12. Бабочки.

Спасибо за ответы!

2. К какой группе животных относятся все эти животные? (Насекомые).

3. Какая же тема сегодняшнего урока?

(Слайд № 2) Тема урока «Класс Насекомые».

Тип урока: Объяснение нового материала (комбинированный).

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Методические приёмы: рассказ, беседа, презентация.

(Слайд № 3) Цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями внешнего строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые.

.

Задачи урока:

  • Образовательная: расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить особенности внешнего строения насекомых; продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания;
  • Развивающая: продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их; развить у учащихся память, мышление и внимание; развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
  •  Воспитательная: воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам; сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира; воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.

  • Ход урока:

II. Изучение нового материала:

(Слайд № 4) Класс Насекомые – самая многочисленная группа животных.

(Слайд № 4) (Диаграмма). Как видно из диаграммы, насекомые преобладают по численности над всеми живыми организмами. На нашей планете насчитывается около 1,5 млн. видов насекомых, обитающих на земле, под землёй, в воздухе и в воде. Произошли насекомые от древних членистоногих, напоминающих современных многоножек. Об этом свидетельствует тот факт, что строение личинок многих насекомых – гусениц – имеет много общего с древними многоножками. Такое огромное количество видов насекомых возникло в связи с эволюцией наземной растительности. Апогея в своём развитии  насекомые как растительноядные животные и опылители достигли после возникновения покрытосеменных растений. Большинству насекомых присуща способность к полёту. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, обо всех хочется знать как можно больше.

Ребята, к какому типу животных относят представителей классов Ракообразные, Паукообразные, Насекомые? Представители данных классов относятся к типу Членистоногие. Какова особенность строения тела этих животных? Членистое строение.

 Ребята, вспомните, как называется наука, изучающая насекомых? (Слайд № 4) Энтомология. 

(Слайд № 5) Ребята, как вы думаете, почему насекомые получили своё название? На теле имеются насечки. Какую симметрию имеет тело насекомых? Двустороннюю. (Запись в тетради)

(Слайд № 6) Тело насекомого, как и у всех членистоногих, покрыто хитиновым покровом. Ребята, как вы думаете, какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? Наружный скелет. (Запись в тетради)

(Слайд № 7) Обратимся к внешнему строению насекомых на примере пчелы. Ребята, какие отделы различают в теле насекомого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.1, который лежит на ваших столах. (Тело насекомых сегментировано. В теле насекомого различают следующие отделы: 1 – голова, 2 – грудь, 3 - брюшко). (Слайд № 7) (Запись в тетради)

(Слайд № 7) Ребята, определите по рисунку на экране, какие органы располагаются на голове насекомого? Глаза, усики.

Какие органы располагаются на груди насекомого? Крылья и ноги.

(Слайд № 8) Рассмотрим, какие органы располагаются на голове насекомого? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.2 (На голове большинства насекомых располагаются сложные глаза, которые называют фасеточными. Из большого количества фасеток формируется мозаичное изображение, которое и видят насекомые (Слайд № 8). Ротовой аппарат. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков или кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов (Слайд № 8). Имеется на верхней стороне головы пара усиков (антенн) (Слайд № 8)).

Органы чувств хорошо развиты у насекомых. Они могут воспринимать самые различные раздражения: механические, химические, зрительные, звуковые. Многие насекомые сами способны издавать звуки. Глаза фасеточного строения. Имеются и простые глазки у некоторых групп насекомых. (Запись в тетради)

Пользуясь рисунком учебника 45. Ротовые аппараты насекомых (с.63), назовите насекомое и тип его ротового аппарата: (Слайд № 9): оса – грызуще-сосущий, пчела – грызуще-сосущий; (Слайд № 10): комар – колюще-сосущий; муха – лижущий; (Слайд № 11): олеандровый бражник: бабочка –сосущий; гусеница – грызущий.

(Слайд № 12) Рассмотрим, какие органы располагаются на груди насекомого? Каково их количество? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.3 (На груди у насекомых располагается три пары ног и крылья (Слайд № 12). Характерная особенность насекомых – способность к полёту и наличие на груди одной или двух пар тонких двухслойных крыльев, которые представляют собой складки стенок тела. В различных отрядах насекомых передние и задние крылья развиты по-разному. У стрекоз обе пары крыльев развиты одинаково, у жуков передняя пара крыльев преобразована в защитные приспособления – толстые и твёрдые надкрылья (задние крылья складываются и прячутся под надкрылья, задние крылья в основном и участвуют в полёте у жуков)).

Как уже было сказано ранее, характерная особенность насекомых – способность к полёту. Передвижение насекомых в пространстве осуществляется с помощью крыльев. Крылья насекомых — это тонкие однослойные боковые выросты кутикулярных покровов груди (Слайд № 13). (Запись в тетради)

Прочитайте материал приложения 2. Используя рисунок приложения 2,  выполните следующее задание: назовите насекомое и тип его ног: (Слайд № 14): медведка – копательные ноги, жук-плавунец – плавательные ноги; (Слайд № 15): кузнечик – прыгательные ноги; жук-олень – бегательные ноги.

Рассмотрим брюшко насекомых (Слайд № 16). Каковы особенности строения брюшка насекомого? Почему брюшко насекомых всё время сокращается? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к материалу приложения 1 п.4 (Брюшко состоит из многих, в целом однотипных, сегментов, исходно из 10. Нередко число сегментов сокращается до 5—6 и менее. На его последнем сегменте расположено анальное отверстие. На VIII и IX сегментах находятся половые отверстия и очень часто — наружные половые придатки. По бокам брюшка имеются отверстия – дыхальца, сокращая брюшко – насекомое дышит.) (Слайд № 16). Посмотрите на рисунок, какую функцию выполняет брюшко у уховертки и у скорпионницы? Защитную.

 (Слайд № 17) (Диаграмма). Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой частью экосистем суши и пресных вод.

А теперь попытаемся ответить на вопрос: каковы же причины необычайного процветания класса Насекомых? Способность к полёту обеспечила насекомым широкое распространение по планете, возможность находить брачных партнёров на большой площади, уклоняться от врагов, ловить добычу. Деление тела насекомых на три отдела обеспечило некоторую подвижность головы и брюшка. Небольшие размеры тела насекомых дали им возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных. Пища насекомых очень разнообразна, причём у видов, приспособленных к питанию определённой пищей, ротовой аппарат имеет определённое строение. Есть насекомые, которые питаются, казалось бы, совершенно несъедобными веществами, такими, как воск, шерсть, костное или роговое вещество, перо, древесина, навоз.

III. Закрепление знаний:

Ребята сегодня на уроке мы познакомились с особенностями внешнего строения и жизнедеятельности животных класса Насекомые.

Вспомним: 

Проверь свои знания: (Слайды № 18 – 27) 

  1. Отгадайте загадку и узнаете насекомое:

 (Слайд № 18) Не зверь и не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет – молчит;

Кто его убьёт –

Свою кровь прольёт. (Комар)

(Слайд № 19) Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят - у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я ... (Оса)

(Слайд № 19) Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меду собрала

Работящая ... (Пчела)

(Слайд № 20) Как жужжу я жарким днем,

Слышало любое ухо.

Я влетаю в каждый дом,

Знают все меня!

Я - ... (Муха)

(Слайд № 20) Необычный я усатик.

Я отважный клоп - …  (Солдатик)

(Слайд № 21) Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский ...  (Жук)

(Слайд № 21) Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? ... (Муравей)

  1. Как называется наука, изучающая насекомых? (Слайд № 22) (Энтомология).
  2. Почему насекомые получили своё название? (Слайд № 23) (На теле имеются насечки.) 
  3. Вспомним внешнее строение насекомых. а) Какие отделы различают в теле насекомого? (В теле насекомого различают 3 отдела: голова, грудь, брюшко). б) Какие органы насекомых обозначены цифрами 1 – 7? (Слайд № 24) (Органы: 1 – усики; 2 – голова; 3 – грудь; 4 – ноги; 5 – брюшко; 6 – крылья; 7 – глаза).
  4. Какие органы расположены на голове насекомого? (Слайд № 25) (Сложные глаза, которые называют фасеточными. Из большого количества фасеток формируется мозаичное изображение, которое и видят насекомые, ротовой аппарат, пара усиков).
  5. (Слайд № 26) Сколько ног у насекомых? (3 пары). Где они располагаются? (На груди). У летающих насекомых где располагаются крылья? (На груди).
  6. (Слайд № 27) Какую роль играет хитиновая кутикула у насекомых? (Наружный скелет).

IV. Выводы  (Слайд № 28):

Заполним таблицу, приведённую на экране «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых».

  1. Сегментация тела – есть.
  2. Ротовой аппарат – различны по строению.
  3. Конечности – членистые.
  4. Отделы тела – голова, грудь, брюшко.
  5. Симметрия тела – двусторонняя.
  6. Способы передвижения – различны, многие летают.
  7. Органы чувств – хорошо развиты.
  8. Количество крыльев – одна или две пары, есть бескрылые.

VI. Подведение итогов урока, оценка работы некоторых учеников и выставление отметок

VII. Домашнее задание: §15. (Слайд № 29) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"

Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....

Конспект урока в 7 классе Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые.

Тема: класс Двудольные. Общая характе­ристика класса. Семейства: Кресто­цветные, Бобовые, Пасленовые.Цель: изучить классификацию и систематику растений класса Двудольные (семейства Крестоцветн...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Урок в 7 классе на тему "Класс насекомые. Общая характеристика, их строение".

Сформировать  у обучающихся понятие о  классе  насекомых как представителях типа Членистоногие. Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жиз...