Урок биологии в 7 классе "Бактерии. Общее понятие, их разнообразие и размножение"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Скачкова Татьяна Николаевна

Технологическая карта урока биологии в 7 классе  коррекцционной школы с учетом перехода на ФГОСы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_7_klass.docx76.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Предмет :    Биология

Учитель : Скачкова Татьяна Николаевна, учитель биологии ГБОУ «Негинская школа-интернат»

Класс:          7

Тема урока:  Бактерии. Общее понятие, их разнообразие и размножение

Программа: «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», под редакцией В.В.Воронковой, ГИЗ «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Учебник:  Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида  /  Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич   – М.: ВЛАДОС, 2004. – 208с.

Рабочая тетрадь к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - З.А. Клепинина “Биология. Растения. Бактерии. Грибы”, Москва “Просвещение”, 2010.

Цель урока: формирование у обучающихся  представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

 обеспечить в ходе  урока усвоение новых знаний о бактериях, их особенностях, среде обитания, разнообразии форм и видов бактерий,  размножении.

Коррекционно-развивающие:

 корригировать и развивать связную устную речь через самостоятельное объяснение нового материала,  полные ответы на вопросы;

 корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение         самостоятельной работы;

корригировать и развивать зрительные восприятия, пространственное воображение на основе работы с пазлами;

развивать мелкую моторику рук на основе работы с пластилином.

Воспитательные:

 воспитывать любознательность, интерес к учебе, предмету.

Тип урока:  Урок «открытия» новых знаний.

Урок состоит из следующих этапов:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

3.Создание проблемной ситуации.

4. Планирование деятельности.

5. «Открытие» нового знания.

6. Физкультминутка.

7. Применение нового знания.

8. Итоги урока. Рефлексия.

9. Дифференцированное домашнее задание.

Материалы и оборудование: учебник, приложения, вырезанные из бумаги фигурки фруктов ( груши, яблоки, персики, сливы), предметная наглядность (свежее яблоко),  мультимедийный проектор,  экран,  компьютер, пластилин,  учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, сигнальная карточка для установления обратной связи.

Решаемые учебные проблемы - развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Базовые учебные  действия:

Личностные: определение своей  личностной  позиции; установка на здоровый образ жизни; формирование адекватной позитивной оценки, самопонимания и самоуважения; положительное отношение к учебной деятельности;  понимание значения  знаний для человека и принятие  их.

Познавательные: целополагание, извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение,   поиск существенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; преобразование информации из одной формы в другую; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера; структурирование знаний.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: умение  высказывать собственное мнение,  слушать друг друга, строить понятные речевые взыскания, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной и ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;  умение выражать  свои мысли с полнотой и точностью, аргументировать свое  мнение; умение осуществлять анализ объектов; умение  прогнозировать ход выполнения домашнего задания.

Регулятивные:  умение ставить учебную задачу составлять  план и последовательность действий в соответствии с поставленной задачей;  фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения; коррекция, контроль, оценка.

Планируемые познавательные результаты

Личностные: формирование  интеллектуальных  умений и ответственного отношения к обучению;  формировать активную жизненную позицию.

Предметные: формирование новых понятий о бактериях, антибиотиках; развитие общебиологических понятий о болезнетворных бактериях и их роли.

Метапредметные: развитие операций логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение работать индивидуально, в паре и в группах, находение общих решений; изложение своего мнения, аргументирование своей точки зрения; определение цели предстоящей учебной деятельности, последовательности действий, оценивание достигнутых результатов и адекватное формулирование их в разной форме, содействие развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению.

Технологии: личностно-ориентированная, информационно- коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения, коррекционные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: поисковые, проблемно-диалоговые, исследовательские.  

        Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.

Виды деятельности учителя: организует, направляет, диагностирует, контролирует.

Виды деятельности обучающихся: определяют ключевые слова, рассматривают рисунки, анализируют, делают выводы, выдвигают предположения, работают в группах, составляют план и схему по теме, находят основания для классификации, выполняют коррекционное задание.

Виды используемых ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран

   

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

БУДы

1.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное включение  в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

1) Приветствие учителя.

- Приветствую вас, ребята, на уроке биологии.

 Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все друг другу повернулись

 Все друг другу улыбнулись.

Повернувшись и ко мне,

Улыбнитесь-ка и мне.

Начинаем наш урок,

Запасаем знаний впрок!

-Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая.

2) Рапорт дежурного

 -Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради ручка, карандаши, клей, пластилин). Кто готов - сигнализируйте карточками.  

Ученик докладывает о готовности к уроку

Выбирают картинки  и демонстрируют свое  настроение.  

Личностные:самоопределение,смыслообразование,положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: целополагание, извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

 (5 мин)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

- На прошлом уроке мы обобщали наши знания по теме «Органы растения». Предлагаю вам выполнить задание на карточках (пазл), а затем ответить на вопросы.
-Что у нас получилось? (цветковое растение со всеми органами)  

- Покажите и назовите надземные органы?

- Какой орган подземный? Назовите его функции. (слайд 2)

- Молодцы!

- РТ стр.33№76

-Если в листьях перестают образовываться органические вещества, то всем другим частям растения не будет питания. Без пищи растение погибнет.

- Если корни перестают всасывать из почвы воду, вода  не поступает в листья и в нём не будут образовываться органические вещества.

- Если стебель не будет проводить воду листьям и органические вещества корням, то растение погибнет.

- Значит, растение - единый целостный организм. Поэтому все органы в нём взаимосвязаны.

- С помощью игры ещё раз проверим как справились с домашним заданием.  

- Я называю орган растения. Если это подземный орган - вы хлопаете в ладоши, если - надземный, то встаете!

- Отлично получилось! Набрались энергии, положительных эмоций, продолжаем!!!

-Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миров живой природы.  Мы знаем, что все живые организмы живут в царствах. Что же это за царства? (слайды 3,4,5)  

- Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал. 

Они видны только при сильном увеличении микроскопа. Это очень древние организмы. Очень просто устроены. В их клетках нет ядра. Имеют очень разную форму:  округлые,  в виде палочек, извитые, в виде запятой. В благоприятных условиях быстро растут и размножаются путем деления надвое. В организме человека их более 500 видов. Они превращают отмершие  остатки растений. Являются причиной порчи продуктов, могут вызвать у человека такие болезни, как дифтерия, туберкулез, столбняк, холеру и др. Отдельные из них называются клубеньковые, они умеют усваивать азот воздуха.

-А теперь хорошо подумайте и  определите к  какому  царству относятся эти организмы? (слайд 6,7)

- Какая же тема нашего урока? (слайд 8) 

Собирают пазл, вступают в диалог.

Вспоминают царства живой природы.

Определяют ключевые слова урока: бактерии.

 микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии

Устно отвечают,  выполняют задание

Познавательные : производят поиск существенной информации, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые взыскания, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Личностные : определяют свою личностную позицию.

Регулятивные:составляют план и последовательность действий.

3 . Создание проблемной ситуации.(2-3 мин)

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения

1. Демонстрирует рисунки

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. 

раз-ичных-яб-ока-свежий-и-вянуть-moldy-яб-око-как-концепция-проб-ем-кожи-55295148 (слайд 9)

- Ребята посмотрите на яблоко справа. Какое оно?

-. Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- А теперь посмотрите на яблоко слева.

-Какое оно?

- Какие изменения произошли с яблоком?

 Почему?

2. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку  свежим? Почему вы так думаете?  

- Итак, я положу это яблоко на тарелку. В конце урока мы увидим, кто был прав, а кто - нет.

- Итак, что же мы сегодня на уроке будем изучать? (слайд 10)

- А изучать её будем по плану (слайд 11)

Рассматривают предметы, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что справа яблоко подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, учет разных мнений, аргументация своего мнения. Целеполагание.

Регулятивные : фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; преобразование информации из одной формы в другую.

4. Планирование деятельности

( 2-3 мин)

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.

2. Раздает текст (материал в приложении1).

3. Раздает инструкции к групповой работе. ( материал в приложении 2)

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результат

Комммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения.

5. «Открытие» нового знания.

( 10 -12мин)

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения

1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. (слайды 12-28)

2. Проводит рефлексию деятельности в группах. Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.

4. Структурирует материал в виде схемы (кластера) – ( приложение 3)

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).

Регулятивные :  коррекция, контроль.

Коммуникативные : умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов; выражение своих мыслей с полнотой и точностью, учет разных мнений.

Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

6. Физкультминутка

 ( 1 мин)

Цель: сменить вид деятельности

(слайд 29)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту сесть опять.

Выполняют упражнение

Личностные: установка на здоровый образ жизни

7. Применение нового знания

( 8мин)

Цель: применить

знания в новой ситуации

Предлагает выполнить задания

1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия.  (слайд 30)

http://festival.1september.ru/articles/632285/img7.jpg

2. Коррекционное задание (слайд 31)

Лепка из пластилина форм бактерий.

Зарисовка в тетрадях.

Выполняют задание.

 Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

 

 

 

Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

8. Итоги урока. Рефлексия (4 мин)

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1.  Подводит итог по решению основной цели  урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. Беседа (слайды 31-35)

- Что вы узнали о бактериях на уроке?

- Как они живут?

- Какую пользу или вред приносят человеку и природе?

- Кто же такие бактерии?

- Что бы вам хотелось ещё узнать?

(слайд 36)

- Вспомните тему и цель урока и соотнесите их с планом работы, записанным на доске.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Какие меры помогут подольше оставаться яблоку  свежим?

 - Каждый из вас старался. Оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. По цепочке продолжите фразы "Я сегодня узнал..", " Я сегодня научился..", «Было интересно…», «Мне было трудно…», «Я научился…», «Меня удивило…» (слайд  37)

Как оцените свою работу? 

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Отвечают на основной вопрос урока “Как сохранить яблоко свежим?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Определяют степень своего продвижения к цели. 

Личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самопонимания и самоуважения.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Познавательные : структурирование знаний.

9.  Дифференцированное домашнее задание

( 1мин.)

Объясняет технологию выполнения домашнего задания. (слайд 38)

Для слабых учащихся:

Стр.111-113 читать, ответить на вопрос 5

Для сильных учащихся:

1. Предложите области применения светящихся бактерий.

2. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие сорные куры?

Записывают домашнее задание в дневники, выбирают с учетом индивидуальных возможностей.

Коммуникативные : умение задавать вопросы, прогнозировать ход выполнения домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по общей биологии по теме:"Общие биологические понятия"

Тест используется для проверки знаний учащихся....

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

Презентация к уроку биологии в 7 классе на тему "Разнообразие стеблей"

Презентация предназначена для использования на уроках биологии в классах с обучающимися с особыми образовательными потребностями...

Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"

Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....

Урок биологии 5 класс. Тема: «Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность».

Изучаемый в рамках урока материал позволит знать строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, разнообразие и распространение бактерий, отличать бактерии от других живых организмов...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме «Разнообразие растений»

План – конспект  урока по биологии в 6 кл «Разнообразие растений»...

Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма чел...