Урок в 11 классе по теме "Происхождение человека"
методическая разработка по биологии (11 класс)

Измайлова Нафсет Ахмедовна

разработка урока в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proishozhdenie_cheloveka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Происхождение человека.

Доказательства происхождения человека от животных.

        Обучающая цель:  определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.

        Развивающая цель:  формировать умения доказывать свои взгляды на проблему, на примере темы  «происхождение человека»     

        Воспитательная направленность урока:  продолжить формирование научного мировоззрения      

        Тип урока:  урок усвоения новых знаний                 

        Оборудование:  таблицы «Происхождение человека», «Рудименты и атавизмы», «Развитие зародышей позвоночных и человека» рисунки учебника,  презентация               

          План урока.

  • Организационный момент.

 Актуализация знаний 

В тетради записываем число и тему урока

“ Доказательства происхождения человека от животных ”. (слайд1)

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос: “Откуда мы взялись?”. Несмотря на то, что вопрос звучит весьма просто, единого ответа на него не существует.

Сообщение целей урока. (слайд2)

На нашем уроке мы постараемся дать ответы на следующие вопросы:

  • Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?
  • Какое положение занимает человек в системе животного мира?
  • Доказательства происхождения человека от животных.

        2. Изучение нового материала.

  Процесс исторического развития человека, становления его как вида в процессе формирования общества называется антропогенез (в переводе с греческого antropos – человек и genesis-происхождение, возникновение).

         Начнем с первого вопроса: Какие существуют теории, объясняющие возникновение человека на Земле?

Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие: (слайд4)

  • Теория творения.
  • Теория внешнего вмешательства.
  • Теория пространственных аномалий.
  • Эволюционная теория.

        Сейчас используя дополнительный материал, подготовьте сообщение об основных положениях этих теорий.

Знакомимся с теорией творения.(1  ученик)

Сообщение о теории внешнего вмешательства, подготовила материал (2 ученик)

Теория пространственных аномалий. (3  ученик)

Эволюционная теория (4  ученик)

        Итак, подводим итог  по сообщениям. В чём суть теорий происхождения человека?

Учащиеся делают выводы.

- Наша наука биология и я как учитель придерживаемся эволюционной теории Чарлза Дарвина. Но вы к окончанию изучения темы должны сформировать свою точку зрения на вопрос о происхождении человека.  

 Переходим ко второму вопросу: Какое место занимает человек в системе животного мира?

Итак, начертите таблицу.  Вспоминаем систематику человека и записываем его. (слайд5)

Царство

Животные

Тип

Хордовые

Наличие хорды

Нервная трубка на спиной стороне зародыша.

Подтип

Позвоночные

  • Наличие двух пар свободных конечностей.
  • Местонахождение сердца на брюшной стороне.
  • Развитие позвоночного столба.
  • Формируется череп и челюстной аппарат.
  • Головной мозг состоит из 5 отделов.

Класс

Млекопитающие

  • Наличие млечных, сальных, потовых желёз.
  • Теплокровность.
  • Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).
  • Четырёхкамерное сердце.
  • Сильно развитая кора головного мозга.
  • Волосы на поверхности тела.
  • Пять отделов позвоночника.

Подкласс

Плацентарные

  • Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.

Отряд

Приматы

  • Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
  • Ногти на пальцах.
  • Одна пара сосков млечных желёз.
  • Хорошо развитые ключицы.
  • Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.
  • Рождение, как правило, одного детёныша.

Подотряд

Человекообразные

  • Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.
  • Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.
  • Большое число извилин на полушариях головного мозга.
  • Наличие аппендикса.
  • Исчезновение хвостового отдела позвоночника.
  • Развитие мимической мускулатуры.
  • Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.
  • Диплоидное число хромосом(2n).
  • Многие общие инфекционные болезни  

Семейство

Гоминиды люди (прямоходящие приматы)

Род

Человек

Вид

Человек разумный

 

        Мы рассмотрели положение человека в системе животного мира.

А теперь посмотрите на таблицу и рисунки – «Эмбриональное развитие», рудименты, атавизмы (слайд6)

        Что изображено на них, что они доказывают?  

Учащиеся приходят к выводам, что это черты сходства и различий, доказательства происхождения человека от животных.

- Всё это доказывает происхождение человека от животных.

        Чтоб понять человека создание
        Надо б нам обобщить наши знания,
        Чем похож ты на млекопитающего?
        В дикой чаще лесов обитающего?

      В нашей таблице еще не заполнен 3 столбик.   Мы будем заполнять его в ходе беседы, используя рисунки и учебник.

        Назовём главный признак мы типа
        Породнившего с птицей и рыбой,
        И лягушкою остромордой
        Этот признак –… 
наличие хорды.

-Какие признаки ещё подтверждают принадлежность к типу Хордовых?

  • Нервная трубка на спиной стороне зародыша.
  • Жаберные щели в глотке.

Заполняем таблицу. (слайд5)

Учитель совместно с учащимися начинает заполнять таблицу.

        Появление конечностей

        Сердце на брюшной стороне теперь бьётся
        И в процессе развития из хорды

        Позвоночник теперь создаётся
        Вот по этим чертам скажем точно
        Нас относят в
подтип … позвоночных

-Какие еще есть признаки подтипа Позвоночные.

  • Наличие двух пар свободных конечностей.
  • Местонахождение сердца на брюшной стороне.
  • Развитие позвоночного столба.
  • Формируется череп и челюстной аппарат.
  • Головной мозг состоит из 5 отделов.

        Наши братья по классу навечно
        Обрели себе железы млечные
        И ещё черту вспомнить осмелюсь я
        На три ряда у нас зубы делятся
        И зародыш внутри развивается
        Со средой всякой он не считается
        Вот по этим чертам впечатляющим
        Мы относимся к
классу… млекопитающих

-Какие признаки класса Млекопитающие вы знаете?

  • Наличие млечных, сальных, потовых желёз.
  • Теплокровность.
  • Зубы трёх видов (коренные, клыки, резцы).
  • Четырёхкамерное сердце.
  • Сильно развитая кора головного мозга.
  • Волосы на поверхности тела.
  • Пять отделов позвоночника.
  • Диафрагма (дыхательная мышца).

- Коль зародыш через плаценту питается
Подкласс плацентарный называется

- Признаки подкласса плацентарные.

  • Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту.

Отряд Приматы.  Назовите признаки отряда?

  • Наличие передних конечностей хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным).
  • Ногти на пальцах.
  • Одна пара сосков млечных желёз.
  • Хорошо развитые ключицы.
  • Замена молочных зубов на постоянные в процессе онтогенеза.
  • Рождение, как правило, одного детёныша.

Подотряд Человекообразных имеет более частные признаки.

  • Сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа.
  • Хорошо развитые лобные доли головного мозга, слабо развитая обонятельная зона.
  • Большое число извилин на полушариях головного мозга.
  • Наличие аппендикса.
  • Исчезновение хвостового отдела позвоночника.
  • Развитие мимической мускулатуры.
  • Четыре основные группы крови, сходные резус-факторы.

Резус-фактор впервые был обнаружен у низшей обезьяны Макаки-резус. Система АВО понгид и человека общая (У орангутанга имеются антигены А и В).

  • Диплоидное число хромосом(2n).

        У человекообразных обезьян - 48 хромосом. У человека - 46, то есть различия в хромосомных числах обусловлено единственной транслокацией. Хромосома 2 человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе. Сейчас разработаны методы дифференциальной окраски хромосом, когда на них выявляется поперечная полосатость, строго специфичная для каждой хромосомы и каждого вида.

        Такая окраска хромосом человека и шимпанзе показывает их удивительную близость.

  • Многие общие инфекционные болезни (туберкулёз, брюшной тиф, детский паралич, дизентерия, СПИД).

-Мы привели примеры, характеризующие принадлежность человека к той или иной систематической категории, давайте вспомним такие данные как рудименты и атавизмы.

Пользуемся учебником  Беляева (с.222) и  рисунками учебника.

Что называют рудиментами?

Рудименты - недоразвитые органы, имеющиеся у отдалённых предков, но утратившее своё значение.

  • Третье веко (во внутреннем углу глаза, хорошо развито у птиц).
  • Волосяной покров тела.
  • Аппендикс (червеобразный отросток слепой кишки).
  • Копчик (состоит из четырёх реже пяти недоразвитых, сросшихся между собой позвонков).
  • Мышцы ушной раковины (у людей в ушной раковине находится рудимент мышцы остатки тех мышц, которые у наших предков вызывали произвольные движения ушей).
  • На ушной раковине нередко можно заметить дарвинов бугорок (это остаток остроконечного уха древней обезьяны).
  • Плавательные перепонки между пальцами (хорошо заметны с тыльной стороны).

Что называют атавизмами?

Атавизмы – признаки, свойственные далёким предкам.

  • Некоторые люди способны двигать ушами.
  • Встречаются люди с остроконечными ушами.
  • Густой волосяной покров тела.

При остатке времени на уроке можно обратиться к историческим данным. Историческая справка указана в приложении.

  • Добавочные соски.

Встречаются редко, число сосков изредка достигает даже 8 или более, как у женщины из Вены.

Рудимент хвоста в виде копчика есть у каждого человека, но встречаются люди, имеющие развитый хвост.

  • Наличие хвоста.

В 1848 году в Германии родился мальчик, имевший хвост длиной 10 сантиметров. Хвост этот шевелился, когда мальчик плакал, кричал, сердился.

  • Сильно развитые плавательные перепонки (как у лягушки).

        А теперь перейдём к следующей группе доказательств.

Эмбриологические доказательства.

Часть из них мы указали при рассмотрении систематических категорий.

Общая схема развития зародыша.

  • Оплодотворённое яйцо начинает дробиться, из образовавшихся клеток образуются ткани, а затем целый организм.

Сходство зародышей.

  • Зародыш человека имеет жаберные щели, трубчатое сердце, хвостовой отдел позвоночника и т.д.

        В том числе между человеком и животными, в том числе и человекообразными обезьянами, существуют коренные отличия.

Назовите отличия человека от человекообразных обезьян.

  • Прямохождение. Вертикальное положение тела.
  • Скелет имеет 4 изгиба позвоночника.
  • Стопа опорная сводчатая с сильно развитым большим пальцем.
  • Плоская грудная клетка.
  • Гибкая кисть руки – орган труда (Способна выполнять разнообразные, высокоточные движения).
  • Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
  • Площадь коры больших полушарий примерно 1250 см.2, объём головного мозга-1400-1800 см.3.
  • Человеку присуще сознание и образное мышление, с чем связана деятельность (живопись, литература, наука).
  • Общение. Речь.

  Обобщая сказанное, какой можно сделать вывод?

        Вывод: Общность плана строения, сходство зародышевого развития, рудименты, атавизмы – бесспорные доказательства происхождения человека от животных.

В ходе беседы вы сделали краткие записи о принадлежности человека к царству животных.  

При недостатке времени эту работу можно выполнить дома.

3. Закрепление.

В качестве закрепления материала давайте посмотрим кадры видеофильма. Демонстрируется фрагмент видеофильма “Великие преобразования. Эволюция.

4. Домашнее задание. Изучить §59

Оценки за урок.

Оценки за сообщение

Оценки за активную работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"

Урок 5 класса "Измерение фигуры человека и запись мерок для построения чертежа выкроек фартука"...

урок 8 класс "Климат и человек"

Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...

Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта

Разработка урока:  Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...

Урок 9 класс. Конституционные права человека.

изучить  конституционные права  гражданина России;  развитие навыков работы с законодательными актами ,умение доказательно излагать мысли,.формирование  правовой культуры;воспитани...

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком"

Презентация к уроку для 8 класса "Что делает человека человеком" соотвествует аналогичной теме в учебнике по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н. К презентации прикреплена технологич...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...