Урок "Покрытосеменные или Цветковые.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Зусько Людмила Николаевна

Урок в 5 классе-знакоство с отделом Покрытосеменные с использованием презентации, работа с учебником, тетрадью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pokrytosemennye.doc47.5 КБ
Файл pokrytosemennye.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по биологии

Дата 03. 03.2020 г.                                                                  № урока   _____

Класс   5-А,Б,В

Тема: Покрытосеменные, или Цветковые.

 урока: познакомить учащихся с особенностями и многообразием покрытосеменных растений.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; у них формируются понятия, «цветок», «жизненные формы».

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений

Личностные: у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установлении усложнений их строения.

                                      Ход урока

  1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Добрый день, друзья! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не  позволяй душе лениться!»

Не  позволяй душе лениться

Не  позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

Что лучше всего развивает нашу душу, радует ее? (красота)

Сядьте поудобнее, посмотрите видеофрагмент. (смотрят, как распускается роза).

Определят тему и цели урока.  Записывает тему в тетради.

II. Актуализация опорных знаний урока.

Прием «Покопаемся в памяти»

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.

На прошлом уроке мы изучали тему «Голосеменные», давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы:

– Почему голосеменные – наиболее высокоорганизованные растения по сравнению с папоротниковыми?

(Размножаются с помощью семян в отсутствие воды, споровые – только во влажной среде.)

– Почему эту группу растений называют голосеменными? (Семена располагаются на чешуях шишек, они не защищены.)

– Назовите представителей голосеменных растений.

(Сосна, ель, пихта, лиственница, кипарис, туя, можжевельник, тис, кедр, саговник, гинкго.)

– Как человек использует хвойные растения? Что получает из них? (В процессе фотосинтеза выделяют кислород, очищают воздух. Хвойные леса являются средой обитания животных; древесина используется в мебельной промышленности. В хозяйстве получают сырье для бумажной промышленности, легкой промышленности. Из семян сибирской сосны изотавливают кедровое масло.)

– Какие условия необходимы для жизни сосны и ели?

(Ель – теневыносливое растение, оно может расти под кронами других деревьев. Сосна – светолюбивое хвойное. Для ее роста необходимо достаточное количество света.)

III. Мотивация к изучению нового материала.

– Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

( ответы учащихся). Трудно ответить на вопрос и мы с вами поработаем в парах.          

   IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Просмотр видео «Покрытосеменные или цветковые» (7 мин.) Дети рисуют в тетради цветок, состоящий из 6 лепестков, заполняют цветок, используя особенности голосеменных.

– Главной особенностью покрытосеменных растений является то, что у них образуется цветок, даже если растение за свою жизнь цветет только один раз.

– Какую роль играют цветки для растений? (Они привлекают насекомых, которые их опыляют.)

– После цветения на месте цветка образуется плод, внутри которого находятся семена.  Двойное оплодотворение. Они не располагаются открыто, как у голосеменных, а находятся
в защитной оболочке плодов. Поэтому цветковые также получили название «покрытосеменные». Самой главной особенностью цветковых является наличие цветков, плодов и семян.

– В настоящее время известно более 250 разных видов покрытосеменных растений.

Среди них встречаются травы, кустарники, деревья.

Формулирует задание:

– Приведите примеры деревьев, кустарников и трав.

– Где можно встретить цветковые растения? (На всех материках.)

Учитель организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации:

– Чем отличаются цветковые растения от ранее изученных групп растения? (Цветковые имеют корни, стебли, листья в отличие от водорослей; размножаются с помощью семян в отличие от споровых растений; имеют цветок, плод в отличие от голосеменных.; имеют различные способы опыления и распространения семян)

– Теперь вы можете ответить на вопрос: почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле? (Они имеют различные формы: травы, кустарники, деревья; образуют цветки, плоды, которые защищают их от неблагоприятных условий; могут расти в различных условиях.)

Работа с учебником. (10 мин.)

– Какую роль в природе и для человека играют цветковые растения?

Обобщает все ответы учащихся:

1) Выделяют кислород, необходимый для дыхания.

2) Являются местом обитания многих животных.

3) Служат пищей для животных и человека.

4) Используют в сельском хозяйстве и в качестве корма для животных.

5) Применяют для получения тканей (хлопок, лен).

6) Служат основой лекарственных препаратов.

7) Используют для украшения городов, садов, домов.

– В последние десятилетия деятельность человека пагубно влияет на природу. Какие действия человечеству необходимо предпринять для сохранения многообразия растений? (Очищать воздух от загрязнений, применять на заводах фильтры, сажать деревья, восстанавливать леса, очищать реки и озера, сохранять исчезающие виды растений, увеличивать количество заповедников.)

V. Первичное закрепление изученного материала. (можно использовать любой из приемов)

1. Используя клчевые фразы цветка, рассказать об особенностях отдела Покрытосеменные.

2. Прием «Микрофон» (ответы детей)

  • Самая молодая и многочисленная  группа (около250 тыс. видов)
  • Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
  • Имеют корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуется плод. 
  • Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы. 
  • Разная продолжительность  жизни: однолетние, двулетние, многолетние. 
  • Разные стебли: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие. 
  • Разные листья и корни. 
  • Много культурных растений.

3. Прием «ДА» «НЕТ»

1) Насчитывают менее 250 тыс. видов. нет

2) Наличие хорошо развитых органов (корень, стебель, лист, цветок). да

3) Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями. да

4) отсутствие плода .  нет

5) Жизненные формы:деревья, кустарники и травы. да

6) Опыление ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими. да

7) Приспособлены к определенным экологическим условиям. нет                                    

VI. Рефлексия учебной деятельности 

”Слон” 
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов. 

Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

VII. Подведение итогов.

Учитель оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки.

VIII.Домашнее задание.

1. Изучить п. ____.   читать и отвечать на вопросы к параграфу

дополнительно: создать презентацию по теме «Цветковые растения нашей местности»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день и ночь! Николай Заболоцкий

Слайд 2

Покрытосеменные , или Цветковые. Это было необыкновенное зрелище. В широком поле на поляне растут прекрасные цветы. Цветы, кругом цветы, неземные краски. Цветы разных форм и окрасок. Они росли так густо, что покрывали всю землю, только немногие листочки и травинки виднелись между ними. Как это было красиво! А какой аромат и чистейший воздух!

Слайд 3

Прием «Покопаемся в памяти» Почему голосеменные – наиболее высокоорганизованные растения по сравнению с папоротниковыми? Почему эту группу растений называют голосеменными? Назовите представителей голосеменных растений. Как человек использует хвойные растения? Что получает из них?

Слайд 4

Почему покрытосеменные растения так разнообразны и господствуют на Земле?

Слайд 6

Двойное оплодо -творение Деревья, кустарники, травы Распространение семян: в етром, в одой, насекомыми, п тицами… цветок Семена защищены плодом Опыление: в етром, н асекомыми, п тицами, самоопыление Растут в различных условиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение цветковых растений"

Презентация по теме "Строение цветковых растений" по курсу природоведение 5 класс по программе В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа. Неживая и живая"...

Презентация по биологии для учащихся 6 класса "Оплодотворение у цветковых растений"

Процесс опыления и оплодотворения у покрытосеменных (цветковых )растений...

План морфологического описания цветкового растения

План морфологического описания цветкового растения может пригодится при изучении ботаники, общей биологии, во внеурочной работе по предмету....

Зачет по теме "Органы цветкового растения"

зачет проводится после изучения темы в 6 классе....

Тест по теме "Строение цветковых растений"

Предлагаемый тест разработан на основании содержания параграфа 38 учебника "Природоведение. Природа. Неживая и живая" (авторы  В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) для 5 класса.  Уровень сложности - с...

Органы цветковых растений. Корень

Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни...