Методическая разработка "Фузариум"
методическая разработка по биологии (5 класс)

В данной работе приводится описание литературно-научного  текса  про паразитический гриб "Фузариум",  в конце текста даются задания на осмысление прочитанного, синтез и анализ информации по ранее изученной теме "Царство грибы" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_opushke_lesa_rosla_vysokaya_krasivaya_beryoza.docx56.25 КБ

Предварительный просмотр:

Фузариум

На опушке леса росла высокая красивая берёза. Это было очень старое дерево. Следы времени избороздили его мощный ствол глубокими морщинами. Широкая зелёня крона берёзы, обдуваемая лёгким ветерком, приятно шелестела, привлекая под тенистые ветви  поползней,  белок, Дятлы находили  под её корой себе личинок. Здесь, в приятной прохладе, росли подберёзовик и сыроежка, звенел голубыми цветами колокольчик, краснела земляника, прыгал зайчик и летала бабочка. В почве около корней берёзы жили бактерии,  а когда было очень влажно, то поселялись и  синезеленые водоросли, которые создавали плодородный слой. Все они были благодарны берёзе за то, что она создает такие полезные для них органические вещества и одаривает их ими. Но как-то в яркий солнечный день ветви берёзы грустно опустились вниз, а листья пожелтели и не могли больше создавать органические вещества, хлорофилл в них разрушился,  листья  осыпались.

        - Что с тобой случилось? – беспокойно спросили берёзу растения.

        - Да вот, приболела, неважно себя чувствую, корни болят, - грустно ответило дерево, - я страдаю от голода и жажды.

         - Почему? Ведь земля такая плодородная и недавно был дождь? – удивились бактерии, которые обеспечивали плодородие почвы.

         - Не знаю, - вяло ответила берёза.

 И никто не знал, отчего в яркий солнечный день захворало и начало чахнуть прожившее много лет дерево. Никто, кроме зловредного гриба Фузариума, столь малого, что его можно увидеть только в микроскоп. Наказанный Солнцем, он долгое время голодал, затем начал упрашивать зелёные растения подружиться с ним, но растения зная его вредность не согласились.

Озлобленный гриб решил, что добудет пищу воровством. Он присасывался к корням деревьев и высасывал из них живительные соки. А недавно он сделал подкоп и, пробравшись к корням берёзы, начал воровать у неё пищу. Бедное дерево заболело и зачахло. С тех пор и прозвали Фузариум паразитом, потому, что паразитами называют те организмы, которые питаются за счёт своих соседей, нанося им при этом вред.

Злобный Фузариум был настоящим паразитом. Его тело представляло собой  одиночную нить состоящую из клеток.  Берёза с каждым днём всё слабела и слабела. Фузариум жирел, толстел и наливался соком, думая, что так будет продолжаться вечно. Но однажды вечером он почувствовал сильную боль в боку, как будто кто-то проткнул ему кожу. Гриб забеспокоилась, а вечером ему стало совсем плохо. Он пожелтел и зачах.

Что же случилось с самодовольным паразитом? А случилось с ним то же самое, что и с берёзой: в его тело проник маленький микроскопический паразит по имени Вирус. Фузариум долго болел, а потом умер. Берёза же вновь набралась сил и радостно зашелестела зелёными листьями.

В данном случае два вредных паразита обезвредили друг друга.

Вопрос №1 Представители каких царств встречаются в тексте. Приведите  не менее двух примеров от  каждого  царства.

Вопрос  № 2 Объясните, почему жизнь животных и грибов не возможна без растений?

Вопрос № 3 За счет  чего береза могла создавать органические вещества и дарить их  своим друзьям?

 Вопрос № 4 Почему после того как осыпались листья береза стала страдать от голода?

Вопрос № 5 Как называется организм  в тексте имеющий неклеточное строение?

Вопрос №6  К каким грибам по типу питания относится гриб Фузариум?

Вопрос №7  Почему  гриб Фузариум  на корнях дерева вызвал болезнь  березы , а  гриб подберезовик  - нет?

Вопрос № 8  Используя  текст и свои знания  о строении  грибов определите какой из них может являться пенициллом , а  какой Фузариумом?

А) http://900igr.net/datai/biologija/Nauka-o-prirode/0005-004-Vopros-Privedite-primery-zhivykh-organizmov.png   Б)  Рис. 3. Плодоношение грибов из рода Fusarium: А — макроконидии; Б — микроконидии; В — хламидоспоры 

Вопрос №9 Какую роль  выполняют бактерии судя по  данному  тексту?

Вопрос № 10 Перечислите организмы встречающиеся в тексте  с автотрофным и гетеротрофным питанием (не менее трех по каждому типу питания)

Вопрос №11 Назовите представителей организмов (из текста) относящихся к эукариотам и прокариотам.

Дополнительно

 Придумайте еще два своих вопроса к тексту и запишите их.

Критерии оценивания за каждый правильный ответ  1 балл

«5» -

«4» -

«3» -

«2» -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...