Кейс-технология. Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии.
презентация к уроку по биологии

Надежда Григорьевна Слободина

Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кейс-технология661.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейс-техногия Принципы организации учебной деятельности на уроках биологии Составитель: Слободина Н. Г. учитель биологии МАОУ ПГО «СОШ № 8»

Слайд 2

Требования к организации урока в рамках ФГОС

Слайд 3

Сущность кейс-метода Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного обучения. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.

Слайд 4

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений .

Слайд 5

Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу , и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами ( статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр .)

Слайд 7

Как подготовить «кейс», и какие материалы могут служить источниками «кейсов»? практические кейсы , которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Лев Толстой с ранней весны и до первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом.. Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать? Чем полезно закаливание ? Какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим?

Слайд 8

обучающие кейсы , основной задачей которых выступает обучение. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных деталей. Группа школьников, развлекаясь, обрывает листья у кустарников, считая, что не наносит вреда растению. Перед вами стоит задача, доказать ребятам, что лист являясь частью растения выполняет жизненно важные функции, без него растение погибнет. Содержание кейса: Статья «Лист, его строение» Статья «Строение и функции тканей листа» Схема «Строение листовой пластинки. Процесс фотосинтеза» Схема «Процесса фотосинтеза» Схема «Процесса транспирации и газообмена» Материал учебника «Листопад»

Слайд 9

научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Слайд 10

Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Современные кейсы все больше представляют из себя базу Интернет - ссылок. Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Следует отметить, что сегодня нет определённого стандарта представления кейсов. Кейсы представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

Слайд 11

Итак, хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать чётко поставленной цели создания; иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся; быть актуальным на сегодняшний день; быть ориентированным на коллективную выработку решений; иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.

Слайд 12

К ак организовать деятельность в режиме кейс-метода? Во-первых , разрабатывается учебное задание проблемного типа , ориентированное на практическую ситуацию. Во-вторых , нет однозначного ответа на познавательный проблемный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. В-третьих , акцент образовательной деятельности здесь переносится не столько на овладение готовым знанием, сколько на его выработку мнений или решения , на сотворчество обучающихся и преподавателя.

Слайд 13

Модель деятельности в режиме кейс-метода Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию; Преподаватель готовит кейс (печатный или интернет-ссылки ). Обучающиеся прочитывают и изучают кейс , анализируют материал. После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Группы презентуют свои решения . При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, поддерживающего дискуссию. Преподаватель совместно с обучающимися подводят итоги, делают выводы , выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

Слайд 14

Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод. Кейс-метод позволяет активизировать теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью этого метода обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Слайд 15

Методы кейс - технологии

Слайд 16

Метод инцидента. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому учащийся должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему. Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт. - Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничной клетке. Соседка сказала, что, скорее всего это грибы». Вопросы к тексту: Могут ли это быть грибы? А другие организмы (например, растения)?

Слайд 17

Метод разбора деловой корреспонденции. Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н.И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка? Вопросы: Какую зависимость проследил Н.И. Лунин? Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява? Какие документы могут в этом помочь? Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.

Слайд 18

Кейс - стади Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Слайд 19

Вывод Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии , сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Организация познавательной деятельности на уроках биологии".

Проект раскрывает значение познавательного интереса для качественного усвоения знаний....

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

Использование кейс-технологии для развития универсальных учебных действий на уроках английского языка

Рассматриваются возможности использования кейс технологии на уроках английского языка для формирования и развития УУД, виды и структура кейсов, их источники, организация урока с использованием кейс те...

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения диктует учителям ориентировать обучающихся на самостоятельное учение. Наиболее оптимальным методом при этом можно считать метод п...

Организация проектной деятельности на уроках биологии в 5 классе

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами (т.к. мы учим детей учиться самостоятельно)....