«Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс»
план-конспект урока по биологии

Данилова Таисия Викторовна

Конспект урока + презентация по биологии, для студентов СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Цели урока:

обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;

воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

Методическая цель: формирование творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение элементов технологий развивающего обучения.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Урок открытия нового знания

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география.

 

Ход урока

Изучение нового материала

Ещё в начале ХIX столетия в биологии во взглядах на проблему вида сложилась дилемма, которую можно выразить одной фразой: “ Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов”. (Слайд № 6)

С этим вопросом неразрывно связана проблема общей направленности или не направленности эволюции.

А что такое эволюция?

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Прогресс и регресс – два главных направления органической эволюции.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936)

(Слайд № 7)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/608869/img1.jpg

 

Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

расширение ареала;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

Пути достижения биологического прогресса:

(Слайд № 8)

Ароморфоз (арогенез),

Идиоадаптация (алломорфоз),

Общая дегенерация (катагенез).

Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу. (Слайд №10-12)

Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

Примеры:

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;

Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;

Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений.

Идиоадаптация (от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

(Слайд № 13-14)

Пример:

- покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.

Но существует крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (от лат. specialis – особенный).

Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию.

Общая дегенерация – (лат. degenero - вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. (Слайд №15-20)

Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа.

Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу.

Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.

Пример:

У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.

Соотношение главных путей эволюции органического мира. (Слайд № 21)

Ароморфозы обычно охватывают краткие периоды в процессе эволюции. Они определяют этапы в развитии органического мира, поднимая организацию какой – либо группы на более высокую ступень эволюции и открывая перед ней новые возможности среды.

Идиоадаптации занимают более длительные периоды эволюции. После ароморфозов дальнейшее развитие группы идёт по пути идиоадаптаций.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптаций, т.к. её можно рассматривать как приспособленность организмов к более простым условиям существования.

Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

(Слайд № 23-25)

С появлением человека причины биологического прогресса и биологического регресса часто связаны с изменениями, которые он вносит в ландшафты Земли, нарушая связи живых существ со средой, сложившиеся в процессе эволюции.

Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него, и биологического регресса других, нужных и полезных ему. Вспомните появление многих видов насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к лекарствам, бурное развитие сине-зелёных водорослей в сточных водах. Виной всему этому деятельность человека. При посевах и посадках он вторгается в живую природу, уничтожает на больших массивах великое многообразие диких популяций, заменяя их немногими искусственными.

Усиленное истребление человеком многих видов ведёт их к биологическому регрессу. Биологический регресс всегда грозит вымиранием. Вот почему мероприятиями по охране природы важно не только сдерживать, но и предупреждать его. В хозяйственной деятельности и в медицине человеку необходимо учитывать биологический прогресс и биологический регресс.

Признаки

Биологический прогресс

Биологический регресс

Численность вида

Высокая

Низкая

Кол-во популяций

Большое, образуются новые популяции.

Небольшое, происходит сокращение числа популяций.

Соотношение рождаемости и смертности в популяциях.

Преобладает  рождаемость.

Преобладает смертность.

Ареал вида

Расширяется

Сужается

Состояние надвидовых таксонов.

Таксон высшего ранга включает в себя большое число таксонов низшего ранга: род включает большое число видов, семейство – много родов и т.д.

Таксон высшего ранга включает в себя небольшое число таксонов низшего ранга: род включает мало видов, семейство – один – два рода и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс» Подготовила: преподаватель биологии Данилова Таисия Викторовна ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса»

Слайд 2

Изучение основных направлений эволюции органического мира. Развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Расширение кругозора учащихся. Цели

Слайд 3

Повторение темы: «Вид. Критерии вида». Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс. Главные пути биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Соотношение главных путей органической эволюции. Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции. План урока

Слайд 4

Понятие вид и история его становления в биологии. Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида. Дать характеристику физиолого – биохимическому и этологическому критериям вида. Дать характеристику экологическому и географичекому критериям вида. ( вопросы для повторения) Тема «Вид.Критерии вида»

Слайд 5

Критерии вида Физиологический (сходство процессов, протекающих в организмах одного вида; не скрещиваемость разных видов) Морфологический ( сходство признаков внешнего строения у особей одного вида) Экологический (обитание особей одного вида в определённых, сходных экологических условиях) Генетический ( определённый набор хромосом у особей одного вида) Этологический (присущие только данному виду животных особенности поведения) Географический (обитание особей одного вида в пределах общего ареала) Биохимический ( сходный химический состав внутриклеточной среды у особей одного вида) Критерии вида

Слайд 6

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора. "Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов". Северцов Алексей Николаевич (1866 – 1936) Шмальгаузен Иван Иванович (1884 – 1963)

Слайд 7

Направления эволюции Биологический прогресс. - Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде. Увеличение численности вида. Расширение ареала. Биологический регресс. Снижение уровня приспособленности к условиям обитания. Уменьшение численности вида. Сокращение ареала.

Слайд 8

Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация

Слайд 9

Пути биологического прогресса

Слайд 10

Ароморфоз (по А.Н.Северцову) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.

Слайд 11

Ароморфозы Архейской эры

Слайд 12

Крупные Ароморфозы

Слайд 13

Идиоадаптация Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.

Слайд 14

Разнообразие форм идиоадаптации у насекомоядных

Слайд 15

Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни. Дегенерация резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций

Слайд 16

Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба. Общая дегенерация

Слайд 17

С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты) Аскариды. Пример дегенерации паразитов

Слайд 18

Другое распространенное явление, влекущее за собой дегенеративные изменения организма, — это сидячий, прикреплённый образ жизни. Ракообразные-паразиты изоподы Антарктики Ракообразные паразиты рыб. Дегенеративные изменения организмов

Слайд 19

Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Протей европейский Крот Примеры дегенерации

Слайд 20

Трубчатые черви. Волосатик – паразит насекомых Мшанка ползучая Общая дегенерация

Слайд 22

Эволюция идет по двум направлениям: биологический регресс (ведет к вымиранию вида) и биологический прогресс . Биологический прогресс протекает тремя путями: Ароморфоз - возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов. Пример: Выход организмов из воды на сушу, живорождение, поддержание постоянства температуры тела у млекопитающих. Идиоадаптация - это приспособления живого мира к окружающей среде. Пример: Покровительственная окраска у животных . Дегенерация – это резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций. Пример: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные организмы.

Слайд 23

Воздействие человека на природу

Слайд 24

Влияние антропогенного фактора

Слайд 25

Климатические изменения. Нарушение озонового слоя. Загрязнение атмосферы и гидросферы. Уничтожение лесов. Изменение состояния почв. Опустынивание. Потеря биоразнообразия и др. Глобальные экологические проблемы

Слайд 26

Биологический прогресс, Биологический регресс, Ароморфоз, Идиоадаптация, Дегенерация. Объясните термины

Слайд 27

Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация А) Б) В) Г) Д) Е) Найдите соотношения понятий и рисунков

Слайд 28

Характеристика биологического прогресса и биологического регресса