лист
план-конспект урока по биологии (7 класс)

карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema-listkarta.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

Биология 7класс

Автор программы

И.Н.Пономарёва(Линейная)

Учитель

Тюнькина Ф.А.

Тема урока

Лист, его строение

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования познавательного интереса учащихся к теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

  • познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа;

сформировать у учащихся представления простых и сложных листьях, формах листовых пластинок, жилковании листьев;

сформировать умение сравнивать внешнее строение листьев разных растений, выделять черты сходства и различия.

  • развивать умения правильно выражать свои мысли в ходе группового сотрудничества;
  • развивать умение применять полученные знания в ходе самостоятельной работы с различными источниками информации, гербарием,  живыми объектами, анализировать, делать выводы;

продолжить развитие умения принимать учебную задачу урока

воспитывать ценностное отношение к растительному организму как к части живой природы.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапреметные УУД

Сформированность основных понятий урока: лист, простые и сложные листья, жилкование листьев, край листовой пластинки, сосудисто-волокнистые пучки, однодольные и двудольные растения, классификация.

Сформированность предметных умений:

учащиеся получают представление о классификации, знакомятся со строением листа, с отличительными признаками простых и сложных листьев, особенностями края листовых пластинок, типами жилкования листьев у однодольных и двудольных растений.

- Научное мировоззрение на основе сформированного умения выделять существенные признаки листьев разных растений (ЛУУД);

-умение классифицировать растения на примере строения листьев (ПУУД);

-умение принимать учебную задачу урока при совместном с учителем открытии темы урока (регулятивные, РУУД;

умение сотрудничать в группе, умение выражать свои мысли по теме занятия.

Методическое обоснование урока

В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок построен с использованием приема проблемного обучения («побуждающий к открытию темы диалог»), Выполнение индивидуальных («Классификация» -  объединение в группы) и практических заданий при работе с гербарием и живыми растениями, стимулирует у учащихся формирование познавательного интереса к новой теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений», к учебному предмету «Биология». Работа в группах способствует формированию у учащихся навыков сотрудничества, умения работать в команде.

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Организационный момент

Приветствие учителя, организация внимания учащихся.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать растения.  Надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока

Слушают, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний и субъектного опыта обучающихся

Актуализация субъектного опыта учащихся.

Когда вы вошли в класс, то получили тетрадные листочки.  Предлагаю вам с их помощью найти свое место в группе, на все время работы на уроке. Для этого вам нужно выбрать руководителя группы. (Вытянутые листочки позволят учащимся разбиться на три группы). Принцип их классификации должны разгадать сами учащиеся. Меняться листочками нельзя.

Вопрос к учащимся: На каком основании вы разделились на группы? (Выслушиваются ответы   и обсуждения учащихся).

- Вы справились сегодня с трудным заданием. Поднимите свои листочки вверх, посмотрите на них. Вы смогли разгадать загадку классификации: (в одной группе все листочки в клеточку; во второй в толстую линию; в третьей в тонкую линию в тонкую косую линию. Кроме того листочки каждой группы имеют свою форму)).

Проделанная работа поможет нам в решении биологической задачи, так как мы знает, что в биологии тоже есть разные классификации.

- тип линий, форма листа.

3. Мотивация к учебной деятельности

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Прежде чем мы продолжим урок я предлагаю вам разгадать загадку.

Растёт  - зеленеет,

Упадёт  - пожелтеет,

Полежит -  почернеет.

  • О чем идет речь?
  • На основании, каких признаков вы решили, что это орган ЛИСТ? Аргументируйте свой ответ.

У вас на столах лежит гербарий и стоят живые растения, одинаковы ли листья у всех этих растений? (растения фиалки узамбарской)То, что вы сейчас рассматриваете – это внешнее или внутреннее строение?

Тогда сформулируйте тему урока.

Давайте попробуем определить цель нашего урока.

Вспомните, листья, которые вы видели, посмотрите на те, что лежат у вас на столах и скажите – Листья растений одинаковы? А чем они отличаются? Попробуйте найти некий порядок.

Примерные ответы учащихся:

Это лист.

  • Под действием солнечных лучей в листьях идет процесс фотосинтеза;
  • Лист испаряет воду
  • По листу движутся органические вещества.
  • Когда лист растет, он зеленый, осенью он желтеет, а когда полежит он чернеет и перегнивает.

- Внешнее строение

учащиеся формулируют тему урока:

«Внешнее строение листа»

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока:

Изучить особенности внешнего строения листа

Примерные ответы: формой листа, окраской, размерами, частями листа.

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.                    Создать условия усвоения и воспроизведения учащимися изучаемого материала.

Учащимся предлагается подписать части листа. Выясняется, что они не могут этого сделать. Вопрос: Почему?

Итак:

Какое строение имеет лист?

Правильно, большинство листьев имеют листовую пластинку, черешок и в основании черешка могут быть прилистники

Рассмотрите гербарий, рисунки учебника, растения в классе и назовите растения листья, которых имеют листовую пластинку и черешок.

Но все ли листья имеют черешок?

Листья с черешками называют черешковыми, не имеющие черешка – сидячими.

Определите на слайде растения, листья которых сидячие.

Обращаются к учебнику.

Пописывают части листа.

Учащиеся изучают листья на гербарии, сравнивают с данными учебника, приходят к выводу: лист состоит из листовой пластинки, черешка и могут быть прилистники

Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят пример растений: яблоня, вишня, береза, дуб, тополь, рябина, земляника и т.д.

Сравнивают, анализируют, делают вывод: листья не всех растений имеют черешок.

Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят примеры растений: рожь, рис, тюльпан, овёс, лилии.

Сравнивают, анализируют листья разных растений, приходят к выводу, что у одних растений жилки образуют сеточку, у других – жилки дугой, у третьих идут параллельно.

5. Физминутка

Снять общее утомление и напряжение.

Проводит разгрузочную паузу.

Выполняют простейшие упражнения.

6. Изучение новых знаний и способов деятельности (продолжение)

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Посмотрите на ваши объекты исследования сравните их листья, чем еще отличаются они?

Давайте определим часто встречаемые формы листовых пластинок

Рассмотрите край листовых пластинок у объектов исследования. Отличается ли он? Чем?

Мы выяснили, что и край листовой пластинки может быть разный: цельнокрайний, зубчатый, пильчатый.

Сравните еще раз объекты исследования, чем еще листья этих растений отличаются друг от друга?  (Возможен при затруднении дополнительный вопрос: Отличаются ли листья по количеству листовых пластинок, образующих лист?)

Итак, есть листья простые, а есть сложные. Приведите пример растений с простыми и сложными листьями.

Таким образом, мы узнали, что листья бывают простые и сложные Рассмотрите и пощупайте листья всех трех объектов исследования? Что хорошо видно и прощупывается на листовых пластинках? Зачем они нужны?

Учитель обращает внимание, что жилки – это сосудисто-волокнистые пучки, которые  еще придают гибкость и упругость листу.

Отличается ли расположение жилок на листе? Какие есть отличия?

Хорошо! Жилкование бывает сетчатым, параллельным, дуговым.

Сравнивают, анализируют, приходят к выводу: формой листовой пластинки 

Работа по слайду: сравнивают лист осины и подорожника, приходят к выводу, что лист осины округлой, а подорожника овальной формы. Лист ржи вытянут, как линия – линейная форма.

Учащиеся рассматривают край листовой пластинки, сравнивают его у листьев разных растений, делают вывод: край листовой пластинки разный, у одних растений край имеет выступы, зубчики, у других ровный.

Анализируя рисунки, выясняют, что у осины лист цельнокрайний, у яблони край листовой пластинки зубчатый, у осины – пильчатый. 

Сравнивают, приходят к выводу: есть листья, состоящие из одной листовой пластинки, а есть состоящие из нескольких листовых пластинок, расположенных на одном черешке.

Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят пример растений.

Работа с учебником. Ответ: жилки. По ним проводятся вода и питательные вещества, необходимые растению.

7. Применение изученного

Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. Формировать умение, сверять свои действия с целью и при необходимости самостоятельно исправлять ошибки.

Практическая работа:

Задание: Рассмотрите в гербарии лист дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению

наиболее широкой части, форме края, по количеству листовых пластинок. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

Работа с учебником. Ответ: жилки. По ним проводятся вода и питательные вещества, необходимые растению.

Сравнивают, анализируют листья разных растений, приходят к выводу, что у одних растений жилки образуют сеточку, у других – жилки дугой, у третьих идут параллельно.

8. Подведение итогов, формулирование выводов

Формировать умение выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Какие  признаки используют при описании листьев?

  1. Наличие черешка.
  2. Количество листовых пластинок.
  3. Форма листовой пластинки.
  4. Жилкование.
  5. Край листовой пластинки.
  6. Наличие прилистников.

 Таким образом мы создали некую классификацию листьев. Подходит ли она к комнатным растениям?

Сравнивают, анализируют листья разных растений, приходят к выводу, что данная классификация справедлива для всех растений.

7. Рефлексия учебной деятельности

Формировать умение оценить и скорректировать результаты своей работы.

Итак,  давайте вспомним, какую цель вы ставили вначале урока?

(Изучить особенности внешнего строения листа)

Вы достигли цели? ДА.

У вас на столе лежит карточка, поставьте «+» или «-» рядом с высказываниями:

Карточка для рефлексии.

1. Я знаю особенности внешнего строения листа.

2. Я могу отличить простые листья от сложных.

3. В самостоятельной работе у меня были ошибки.

4. Я понял причину своих ошибок (если они были).

5. Я сегодня был активным на уроке.

6. Я сегодня был внимательным на уроке.

7. Я сам открыл новое знание.

8. Я доволен своей работой на уроке

Заполняют карточку.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

§17, ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Р.Т заполнить §17.

Слушают, записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист.Внешнее строение листа.

Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа"....

Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...

Внешнее строение листа. Многообразие листьев.

Комбинированный урок по биологии в 6 классе по теме: Внешнее строение листа. Многообразие листьев. - Повторение ранее изученного материала - Изучение новой темы - Закрепление изученной темы в виде ...

«Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев».

Данная работа содержит полный материал по строению и видоизменению листьев. В школьной программе дети проходят процесс фотосинтеза. Данный урок позволяет детям более подробно изучить этот процесс, обр...

Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности), Аттестационный лист по УП и ПП

Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии "Мастер по обработ цифровой информации"...

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

«Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев».

конспект урока «Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев» для 7 специального коррекционого класса 8 вида с карточками заданиями...