Тематический урок "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Мерко Ольга Михайловна

Целью данного тематического урока является формирование у учащихся общих представлений о птицах; ознакомление учащихся с разнообразием видов птиц; изучение проблемы зимующих птиц родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskiy_urok_zimuyushchie_ptitsy.doc948.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический урок для 6 класса

«Зимующие птицы»

Работу выполнила

Мерко Ольга Михайловна,

учитель биологии

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Краснофлотская средняя школа»

Советского района

Тематический урок для 6 класса

Тема: Зимующие птицы

Цели:

учебная: формирование у учащихся общих представлений о птицах; ознакомление учащихся с разнообразием видов птиц; изучить проблемы зимующих птиц

развивающая:  умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации

воспитательная: создание условий для заинтересованности учащихся в изучении биологии, воспитание гуманного отношения к природе.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД: работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты:

Предметные УУД: находить ответы на вопросы; усвоение новых терминов, отработка навыков работы с разнообразными источниками биологической информации.

Материалы и оборудование: рисунки зимующих птиц, заготовки для ответов чайнворда.

Термины и понятия: птицы, зимовье.


ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.

Подготовка классного кабинета.

  1. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.

Учитель: Ребята! Каждый из вас часто видят ворон, сорок, синичек, свиристелей и других птиц, которые остаются зимовать в нашем крае. А знаете ли вы приметы, связанные с зимующими птицами? Попробуйте продолжить названные мной приметы (ответы детей):

1.Сова кричит... (на холод).

2.Синичка с утра начинает пищать... (жди мороза).

3.Курица на одной ноге стоит... (к стуже).

4.Воробьи в пыли купаются... (к дождю).

5.Жаворонки сидят надувшись... (к холоду).

6.Чибисы с вечера кричат... (к ясной погоде).


III. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся. 

Учитель: Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас наступает зима, то там цветут цветы. Иволги улетают в Китай; жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют по Италии и Франции. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

 Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в нашем крае? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счет температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, связан с отсутствием необходимого количества корма. Сегодня на уроке мы будем говорить о птицах, которые прилетают к нам зимовать, выясним, как можно помочь пережить им морозы.


IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.

Птицы — теплокровные существа. Средняя температура их тела составляет 41°С. Это означает, что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в теплые страны.

Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми или зимующими.

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Давайте подробнее изучим каждую птицу, ее повадки, особенности питания (рассказ учителя)

Снегирь (рис. 1). Небольшой, чуть крупнее воробья, плотного телосложения. Зимой в морозные дни  птицы топорщат свое густое оперение и тогда кажутся даже толстым. Вы знаете, как поет снегирь? Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный. Снегирь-птица спокойная, малоподвижная. Он все делает основательно.

Синичка (рис. 2). Обитает по всей Европе и далее к югу до северо-западной Африки. Встречается также в Азии. Голова черная, с яркими белыми пятнами на щеках. От горла вдоль центральной линии нижней части тела проходит черная полоса, более заметная у самцов, чем у самок. В остальном нижняя часть тела желтая. Спинка серо-зеленая, крылья серо-зеленые, с синим отливом и белой поперечной полосой.

Воробей (рис. 3). Воробьи очень маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Только на Новой Земле, на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет воробей. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание! 

Ворона (рис. 4). Но где, же они укрываются на ночь и от сильных морозов и ветров? Большеклювые черные вороны тянутся поближе к селам, к скотным дворам, там вьют гнезда, а вот в городе вороны кормится и на свалках и возле жилья людей, а на ночь улетают в лес.

Свиристель (рис. 5). Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко-красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.

 Стайки ярких, шумных свиристелей настолько бросаются в глаза, что даже вечно спешащие москвичи обращают на них внимание. В зависимости от степени знакомства с биологией, горожане нередко называют их “хохлатыми синицами”, “петушками” и даже “попугайчиками”.

   Сорока (рис. 6). Сорока – всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц, сорока ищет на земле. Иногда ей удаётся поймать мелкое млекопитающее или ящерицу. Земледельцы недолюбливают сорок, поскольку они склеивают зёрна и семена на полях.

Весной сороки обследуют кустарники молодые рощи в поисках гнёзд других птиц, яйца и птенцы которых – их любимая пища. Они не брезгают также и мелкими грызунами. Своим мощным клювом сороки выкапывают из земли личинки насекомых и разбивают скорлупу птичьих яиц.

Если добыча слишком крупная, то сорока придерживая её одной лапой, клювом отрывает куски. Важное место в её кормовом рационе занимают насекомые, в том числе такие вредные, как долгоносики, клопы-черепашки, саранчовые, гусеницы бабочек. Сороки, благодаря своей сноровке, всегда находят пропитание.

Голубь (рис. 7). Голуби живут в городах и селах, держатся стаями, поселяются в постройках человека. Питаются голуби семенами и зелеными частями травянистых растений, а также хлебом и другими остатками пищи, которыми их прикармливают люди.

Давайте рассмотрим рисунки зимующих птиц, которые встречаются на территории с. Краснофлотское (рис. 8)

Учитель: Ребята, а вы знаете, куда улетают наши птицы? (Ответы учащихся).

Ученые выяснили, что маленькие пташки — ласточки и стрижи — улетают в тропическую Африку. Как же удалось ученым узнать, куда улетают перелетные птицы? (Возможно, кто-то из детей даст верный ответ)

Ученые узнали об этом, надевая на лапки птицам кольца. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Подумайте, почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы учащихся). 
А как вы думаете, почему они возвращаются обратно, если там тепло и много пищи? (
Ответы учащихся).

В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов: 

1. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. 
2. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят — зимуют под водой, зарывшись в ил. 
3. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших.

Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края, как ни далек, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров.

V. Обобщение и систематизация знаний

Задание 1. «Чайнворд «Лебедь» (работа детей в 2 группах на время: выполнившие задание быстрее запомнили материал лучше)

Учитель: Прошу вас распределиться на 2 группы. Каждой группе будет дан чайнворд. Ответьте на вопросы чайнворда как можно быстрее и выделите из ответов зимующих птиц. Проверим, ученики какой команды запомнили материал урока лучше.

Вопросы к чайнворду «Лебедь»:

1.Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королёк)

2.И фрукт, и птица? (Киви)

3Специальный аппарат для искусственного вывода молодняка сельскохозяйственной птицы из яиц (Инкубатор)

4.Кого называют царём птиц? (Орел)

5.Какая птица ловит насекомых на лету? (Ласточка)

6.У какого попугая есть хохолок? (Какаду)

7.Какую птицу называют «лесным пастушком»? (Удод)

8.Пернатый санитар леса, птица с самым длинным языком?  (Дятел)

9.Какие птицы является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебеди)

10.Какая птица умеет притворяться мертвой в случае опасности? (Индюк)

11.Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он, как будто, сжат, сдавлен. За форму своего клюва, похожего на инструмент, и получила эта птичка свое название. Какое? (Клест. Русское слово «клестить» означало «сжимать, сдавливать, стискивать». От этого глагола произошло и слово «клещи»)

12.Какая птица ночует, зарывшись в снег? (Тетерев)

13.Муж вороны? (Ворон)

14.Какая африканская птица не может жить без пары? (Неразлучник)

15.Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри)

16.Какую птицу обожествляли древние египтяне? (Ибис)

17.Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова)

18.Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос)

19.Густая удушливая пелена дыма, копоти, выхлопных газов в больших городах и промышленных центрах, вредящая птицам (Смог)

20.Самая большая птица из хищных? (Гриф)

21.Птица, обладающая самой длинной шеей и самыми длинными ногами? (Фламинго)

22.Водяной воробей, певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка)

23.Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатрос)

24.Какая хищная птица — самая зоркая и способна разглядеть голубя на расстоянии восьми километров? (Сапсан)

25.Какая птица ударом ноги может убить человека, американский страус? (Страус нанду)

26.Какая птица получила название благодаря своему клюву? (Дубонос)

27.Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)

28.Название какой болотной птицы произошло от древнего русского глагола, обозначавшего «медленно передвигаться»? («Цапля» от глагола «чапать» — медленно идти)

29.Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб)

30.«Гордый, черный демон бури» Максима Горького (Буревестник)

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Кормушка» (руки сжаты в кулачки, как только учитель  называет ту или иную птицу, детям нужно разжать кулачки и показать то количество птиц, которое назвал учитель, после этого снова сжать руку)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!

Задание 2. «Творческая лаборатория» (самостоятельная работа детей в группах; оставление стихов).

Учитель: Наш урок посвящён зимующим птицам. Но почему-то, когда мы ходили на экскурсии, видели очень мало птиц? Почему их так мало? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы будем сочинять стихи в защиту птиц зимой. Для стихов я вам дам рифмы:

               Зима                        Мороз                Кормушка                Птицы

Защита работ детьми.

VI. Предоставление и объяснение домашнего задания.

Наш урок завершается. Прошу вас, ребята, распределиться по группам. На следующем уроке каждая группа представит плакат «В защиту птиц зимой».

VII. Подведение итогов урока.

ПОМНИ - экология начинается с ТЕБЯ! С твоих каждодневных поступков, действий. Ребята, наша беседа подходит к концу. Многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.

Рефлексия

Настал черед подвести итог урока, в этом вам помогут птицы. У вас лежат две птички: красная и синяя. Если вы всё запомнили на уроке и сделали свою работу самостоятельно, то возьмите красную птичку. Если вам было трудно, и вы выполнили свою работу с помощью одноклассника, тогда возьмите синюю птичку. Наклейте свою птичку на дерево. (Учащиеся выбирают птичку и наклеивают на дерево на доске)

Картинки по запросу красная птица                Похожее изображение

                        

Источники:

1.Иваницкий В.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Птицы /В.В. Иваницкий. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2000.

2.Онегов А.С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи: Научно-художественная литература / А.С. Онегов. – М.: Дет. лит., 1980.

3.Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5–10 лет / Л.М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.

4.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра. Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

Приложения

Картинки по запросу снегирьhttp://kladraz.ru/upload/blogs/2815_67682a563a5a946f76ac42e0a7c50be9.jpg

Рис. 1. Снегирь                                                      Рис. 2 Синичка

http://kladraz.ru/upload/blogs/2815_7ffc99f3e8fb4eb21917b3120bbbeb4b.jpg           http://kladraz.ru/upload/blogs/2815_69c74f2e95c7f46c15334324fe41af5c.jpg

           

Рис. 3 Воробей                                                 Рис. 4. Ворона

http://kladraz.ru/upload/blogs/2815_0cf3e46ec71c5b9694ae1bffa08fbfad.jpg      http://kladraz.ru/upload/blogs/2815_76da673d9fa8a50d95e5c0611adf7915.jpg

Рис. 5. Свиристель                                              Рис. 6. Сорока

http://kladraz.ru/upload/blogs/2815_fcaa380a02860de710473800f464957f.jpg

Рис. 7. Голубь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по французскому языку к учебнику "Синяя птица" для 6 класса учитель Друченко Т.А.

Календарно-тематическое планирование  к учебнику  Селивановой Н.А. и ШашуринойА.Ю. для преподавания французского языка в 6 классе....

Календарно-тематическое планирование 5 класс "Синяя птица" Береговская Э.М. (2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование 5 класс "Синяя птица" Береговская Э.М. Курс -2 часа в неделю....

Календарно-тематическое планирование 6 класс "Синяя птица" Селиванова, Шашурина (2 часа в неделю)

Календарно-тематическое планирование 6 класс "Синяя птица" Селиванова, Шашурина. Курс - 2 часа в неделю....

Тематическое мероприятие «Знатоки зимующих птиц».

Занятие проходится в форме игры, дети делятся на 2 команды с равным количеством участников, выбирается жюри. Возраст учащихся 9-10 лет....

календарно-тематическое планирование к учебнику французского языка 8 класса "Синяя птица"

календарно-тематическое планирование к учебнику французского языка "Синяя птица" 8 класс...

Тематическое занятие "Птицы зимой " 2-3 класс (часть 1)

С нами зимуют разные птицы. Есть "зимующие", "кочующие" и "перелетные". Цель занятия: Дать понятия кто такие «зимующие», «кочующие»...