Царство Растения 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_rasteniya_5_klass.docx919.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе

Тема: Растения.

Цель: сформировать представление о многообразии растений, о делении царства на несколько больших групп (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Тип урока: урок исследование, комбинированный.

Планируемые результаты:

- научиться устанавливать отличительные особенности растений.

-определять место представителей царства Растения среди эукариот.

-называть группы растений, их отличительные признаки.

-давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.

Задачи:

Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы.

Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировать тему)

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Метапредметные УУД: определять важность знаний о царстве растений, использовать в учебной деятельности различные источники знаний, оценивать свою работу.

Ход урока.

Орг.момент.

Здравствуйте ребята! Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроения. Это значит, что нас ждет совместная плодотворная работа. Проверим, все ли необходимое есть для урока.

Мотивирование.

Перенесемся на минуту в картинную галерею, где остановимся и рассмотрим картину Рембранта Ван Рейна «Флора» (1634г.)

Что вы видите на картине?

На картине молодая женщина одета в богатый  весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове пышный венок, в руках жезл увенчанный цветами. Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом.

-Что это за богиня? Как ее зовут?

-Флора. Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой.

-А какое царство органического мира можно назвать Флорой?

-Да, царство Растения.

Это и есть тема нашего урока. Запишите ее в тетради.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

-Ребята. А что вы знаете о растениях?

-А что бы вы хотели узнать?

Сегодня на уроке мы выявим общие признаки растений. Познакомимся с делением царства на несколько больших групп и их отличительными признаками. Сравним строение клеток растений и бактерий. А также поговорим о роли растений в природе и жизни человека.

Изучение нового.

В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95% биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов.

С древности накапливались и обобщались знания о растениях. Появилась особая наука ботаника.

-Какой ученый является основоположником этой науки?

Теофраст.

«Один сказочный персонаж лягушка-квакша как-то заявила о себе: Я растение - потому что я зеленая.»

-Как вы думаете, она права? Почему?

Какие признаки характерны для всех растений?

У всех растений есть общие признаки.

1.Растут всю жизнь

2.В клетках есть хлоропласты

3.Способ питания- автотрофный.

4.относительно неподвижны.

Царство Растения делится на несколько групп. Для того, чтобы  узнать какие это группы, предлагаю всем отправиться в наши мини- лаборатории. Их у нас будет 5(разделитесь на группы). В каждой группе необходимо выбрать того кто будет представлять вашу работу.

- Все готовы? Тогда за работу, нас ждут великие открытия!

Работают в группах, и оформляют лист исследования по своей проблеме.

1 группа: Строение растений

  • Докажите, что клетка растений не похожа на клетку бактерий.

2 группа: Цветковые растения

  • Объясните значение термина цветковые растения
  • Изобразите схему цветкового растения
  • Какие функции выполняет каждая часть.

Водоросли

  • Чем водоросли отличаются от всех других растений
  • Применение в жизни человека.

3 группа: Голосеменные

  • Объясните значение термина голосеменные растения.
  • Нарисовать типичные голосеменные растения для нашей республики и сравнить их условия произрастания.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

  • Почему эти растения объединили в одну группу?
  • Каково значение этих растений для человека?

Водоросли

  • Чем водоросли отличаются от всех других растений
  • Применение в жизни человека.

На работу в группах отводится 15 минут, после этого каждая группа отчитывается на заседании научной коллегии, а другие сотрудники заполняют свои листы исследований и задают вопросы.

Закрепление.

Какие суждения верны?

  1. По способу питания растения-гетеротрофы.
  2. К Цветковым относятся растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
  3. Тело цветкового растения состоит из корня и побега.
  4. У голосеменных растений семена не защищены оболочками плода, то есть лежат как бы голо.
  5. Споры у папоротников служат для защиты.
  6. Тело водорослей не имеет корней и побегов – слоевище.

Взаимопроверка в парах. Оцените свою работу. Сравните с баллами на слайде и выставите оценку.

Правильные суждения: 2,3,4,6

-О чем бы вам еще хотелось узнать?




Домашние задание.

1.параграф 11

*2.Творческое задание «Рекорды растительного мира».

*3. какое растение считается символом России и почему? Приведите примеры символов растений других стран.

Лист исследований.

растения

бактерии

1.





_______________ _____________________

_______________ ______________________

_______________ ______________________


2.Подписать основные части

Цветковое растение -____________

_______________________________

hello_html_1ea9e364.png


3. Голосеменные – это _______________________________________ Чем ель отличается от сосны?


hello_html_6f67ca1b.png

4.Подписать название растений и указать общую черту.

hello_html_m555a747d.pnghello_html_12a8e728.pnghello_html_m432d187f.pnghello_html_22eb4e93.png

__________ _____________ ____________ __________


Что их объединяет?_________________________________________


5.Водоросли – это___________________________________________

водоросли




hello_html_m17fbda61.jpg


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа в 6 классе по теме "Царство Растения"

контрольная работа в двух вариантах...

Презентация к уроку биологии в 5 классе по программе ФГОС "Характеристика царства Растения"

Этот материал подготовлен для учащихся 5 класса, изучающих биологию по новому Федеральному Государственному стандарту образования. Материал подготовлен с учетом возрастных особенностей учащихся. ...

Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»

План-конспект урока «Обобщающий урок по разделам: Царство «Грибы». Царство «Растения»»          Цель урока: предоставить возможность учащимся обобщать и систематизир...

Технологическая карта урока. Методическя разработка урока по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"

Разработка технологической карты урока биологии 7 класса по теме "Сравнительная характеристика царства Растения и царства Животные"...

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения "и биологии ("Царство растения") в 5 классе.

Интегрированный урок позволяет расширить границы изучаемого материала, оживить сложный теоретический материал и способствовать  более глубокому его усвоению. И самое важное - раскрыть творческие ...

Тест по теме "Царство растений" 6 класс

Данный тест включает в себя как традиционные задания так и нетрадиционные формы проверки знаний учащихся. Он позволяет объективно определить уровень подговки учащихся....

Презентация к уроку " Царство Растений. Строение семени покрытосеменных растений" для 6 класса

Презентация к уроку состоит из двух частей. Дело в том, что Царство растений по УМК Пасечника подробно изучается в 5 классе. А физиология и анатомия растений  - в 6 классе. Чтобы подвести к изуче...