урок биологии 10 класс "Качественные и количественные признаки"
план-конспект занятия по биологии (10 класс)

Для освоения темы учащимся необходимо поссмотреть презентацию и выполнить лабораторную работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx11.05 КБ
Office presentation icon kachestvennye_i_kolichestvennye_priznaki.ppt1.29 МБ
Файл laboratornaya_rabota.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме «Качественные и количественные признаки»

1.Посмотри видеоурок

https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/zakonomernosti-nasledstvennosti-i-izmenchivosti

2. Посмотри презентацию

3.Выполни лабораторную работу

4.Выполненную работу прислать на электронный адрес krasnitskaiai@mail.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Качественные и количественные признаки»

Слайд 2

Свойства ненаследственной изменчивости: Спектр определяется нормой реакции . Изменения не наследуются и носят фенотипический характер. Носят массовый характер. Изменения носят постепенный характер. Адекватны к условиям о/с и являются приспособительными.(повышают выживаемость, жизнеспособность.) Модификации образуют вариационный ряд.

Слайд 4

Модификационная изменчивость Как правило, количественные признаки (высота растений, урожайность, размер листьев, удойность коров, яйценоскость кур) имеют более широкую норму реакции, то есть могут изменяться в широких пределах, нежели качественные признаки (цвет шерсти, жирность молока, строение цветка, группа крови). Знание нормы реакции имеет большое значение для практики сельского хозяйства Таким образом, модификационная изменчивость характеризуется следующими основными свойствами: 1. Ненаследуемость; 2. Групповой характер изменений; 3. Соответствие изменений действию фактора среды.

Слайд 6

Модификационная изменчивость Статистические закономерности модификационной изменчивости. Модификационная изменчивость многих признаков растений, животных и человека подчиняется общим закономерностям. Эти закономерности выявляются на основании анализа проявления признака у группы особей ( n ). Степень выраженности изучаемого признака у членов выборочной совокупности различна. Каждое конкретное значение изучаемого признака называют вариантой и обозначают буквой v . При изучении изменчивости признака в выборочной совокупности составляется вариационный ряд , в котором особи располагаются по возрастанию показателя изучаемого признака.

Слайд 7

Модификационная изменчивость На основании вариационного ряда строится вариационная кривая — графическое отображение частоты встречаемости каждой варианты Частота встречаемости отдельных вариант обозначается буквой p . Например, если взять 100 колосьев пшеницы ( n ) и подсчитать число колосков в колосе, то это количество будет от 14 до 20 — это численное значение вариант ( v ). Вариационный ряд: v = 14 15 16 17 18 19 20 Частота встречаемости каждой варианты p = 2 7 22 32 24 8 5 Среднее значение признака встречается чаще, а вариации, значительно отличающиеся от него, — значительно реже. Это называется нормальным распределением . Кривая на графике бывает, как правило, симметричной. Вариации, как большие, чем средние, так и меньшие, встречаются одинаково часто.

Слайд 8

Модификационная изменчивость Легко посчитать и среднее значение данного признака. Для этого используют формулу:  ( v ּ p ) М = n где М — средняя величина признака, в числителе сумма произведений вариант на их частоту встречаемости, в знаменателе — количество вариант. Для данного признака среднее значение равно 17,13. Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет большое практическое значение, поскольку позволяет предвидеть и заранее планировать степень выраженности многих признаков организмов в зависимости от условий внешней среды.



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа  

Тема: «Изменчивость. Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Цели: выявить проявления модификационной изменчивости у семян и листьев растений. Научиться составлять вариационный ряд, строить вариационную кривую, вычислять среднюю величину признака, определять норму реакции.

Оборудование: семена или листья лавра, штангенциркуль, линейка, сантиметр.

Ход работы

Часть 1

  • Измерьте семена, (листья), данные округлите до миллиметров.
  • Расположите данные в порядке нарастания величины данного признака, обозначьте цифрами наиболее часто встречающиеся величины признака получите вариационный ряд.
  • запишите полученные данные вариационного ряда в таблицу 1.

№ листа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

длина,

мм

V

вариант

2. Посчитайте количество семян с одинаковыми показателями длины. Полученные данные занесите в таблицу 2.  сверху – варианта (длина в мм.) – внизу  количество листьев, то есть частота встречаемости

V

P-частота

встречаемости

3.  Постройте вариационную кривую – отобразите на графике зависимость между значением признака и частотой его встречаемости.

а).По оси абсцисс отложите на одинаковом расстоянии отдельные варианты размеров листа в нарастающем порядке;

б). По оси ординат отложите числовые значения, соответствующие частоте повторяемости каждой варианты

в) По горизонтальной оси восстановите перпендикуляры до уровня, соответствующего частоте повторяемости каждой варианты;

г).Точки пересечения перпендикуляров с линиями, соответствующими частоте вариант, соедините прямыми.

Размер листовых пластинок — варианта (V).

Частота проявления признака — Р.

Общее количество листовых пластинок — N(?шт.)

Вычисление нормы реакции.

1.Из максимального значения признака вычесть минимальное. Определите широту   нормы  реакции. 

max-min= Определите широту   нормы  реакции. 

2.Определите среднюю величину признака М по формуле:

М=(V1.Р1+V2.P2+V3.P3 ….) /N

 где. V1,2,3 – варианта (размер  листа),

Р – частота  встречаемости (число лист)

 N – общее количество листьев.

 Средний размер семян (листьев) М =

  1. Проведите сравнение цифровых данных вариационной кривой и сделайте вывод о частоте встречаемости определенного размера семян фасоли.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………Вопросы:

1. Как называется полученная вами линия?.......................................................................

2. С каким размером наиболее часто встречаются семена (листьев)...............................

Выводы:

1. Длина вариационного ряда свидетельствует о …………………………………………………………………………………………………

2. Графическим выражением модификационной изменчивости признака является……………………….

3. Пределы вариационной изменчивости признака ограничены……………………………………………………………………………………………

Часть 2.

1.Измерьте рост каждого школьника.

2. Сгруппируйте цифры, которые  отличаются на 5см.

3.Количество учащихся, Рост.

4.Построить вариационный ряд: по горизонтали рост см., а по вертикали  кол-во учащихся определенного роста.

5.Посчитайте средний рост.

Причины отклонения в росте.

Выводы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Общие признаки насекомых" в 8 классе специальной (коррекционной) школы-интерната

Данный урок в полном объёме даст учащимся представление о разнообразии насекомых и их признаках....

Урок биологии в 10 классе "Закономерности наследования признаков"

Урок позволяет закрепить знания генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи....

Урок биологии в 7 классе. Тема: Паслёновые. Общие признаки паслёновых.

Урок - портфолио интересен тем, что во время изучения нового материала мы с ребятами начали работу над созданием портфолио семейства паслёновые. Как в любое портолио мы поместили самые важные сведения...

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

урок по биологии"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данная презентация  является ЭОР при объяснении темы""Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом" для лучшего усвоения темы....

урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной  информации и наглядности.Цель урока:   Создать условия для ...