Рабочая программа по биологии. 5 класс. Пасечник В. В.
рабочая программа по биологии (5 класс)

Мурлычева Ирина Никифоровна

Рабочая программа по биологии для 5 класса. Программа Пасечник В. В. 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya-5.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

1.Пояснительная записка._______________________________________2

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.____________5

3. Содержание учебного предмета. _______________________________9

4. Календарно-тематическое  планирование .______________________ 12

Пояснительная записка.

    Рабочая программа по биологии для  5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ  № 273  «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Примерная программа  основного общего образования по биологии для 5 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством  Пасечника В. В. ).

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план  МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.

8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение

следующих целей:

  • понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе  биологических знаний научной картины мира.
  • формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об  организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни.
  • изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе ее устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней.  

Для достижения  целей реализуются следующие задачи:

  • ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира.
  • освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов.
  • овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для  обоснования приемов их выращивания, мер охраны.

       В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

   Предметная область «ОБЖ» в   5 классе реализуется в темах: «Биология – наука о живой природе. Разнообразие живой природы. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы.Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Шляпочные грибы».(7 ч.)

Рабочая  программа разработана на основе учебного плана для МБОУ лицея №5, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 5-ом классе выделено 35 часов при 1 часе в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год количество часов 34 при 1 часе в неделю.

В качестве ценностных ориентиров биологического образования в 5 классе выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. Это бактерии, грибы, растения.

Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания о царствах живой природы, его практической значимости, достоверности;
  • ценности методов наблюдения, эксперимента для исследования живой природы;

     Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному  использование биологической терминологии и символики;
  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
  • развитию монологической речи.

  Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей:

  • ценности жизни во всех ее  проявлениях, включая понимание  самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

   Эстетические ценностями являются:

  • воспитание у учащихся способности к  восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии;
  • эстетического отношения к объектам живой природы: растениям, грибам.  

     Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к

природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты обучения биологии:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  5. формирование личностных представлений о целостности природы,
  6. формирование толерантности и миролюбия;
  7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
  8. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками;
  10. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  3. формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  5. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник / В. В. Пасечник. - 5-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016 г.

2.Комплект учебного и учебно-наглядного оборудования

п/п

наименование

1

Комплект таблиц «Вещества растений. Клеточное строение».

2

Комплект таблиц «Растение- живой организм».

3

Таблицы

1

Редкие и исчезающие виды растений.

2

Грибы

4

Пособие на СD

1

Лекарственные растения Ростовской области и Юга России.

2

Грибы Донского края.

3

Растения Донских степей.

5

Микроскопы

6

Набор по ботанике (микропрепараты)

7

Комплект карточек

1

Одноклеточная водоросль

2

Размножение одноклеточной водоросли.

3

Размножение многоклеточной водоросли.

4

Размножение мха.

5

Размножение папоротника.

6

Размножение сосны.

7

Размножение шляпочного гриба.

8

Комплект гербариев

1

Деревья и кустарники.

2

Морфология растений.

3

Растительные сообщества.

4

Основные группы растений.

5

Дикорастущие растения.

6

Лекарственные растения.

9

Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов».

Содержание учебного предмета.

Всего 34 часа.

Раздел 1.  Введение (4 часа).

   Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное   строение организмов. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Раздел 2. Клеточное строение организмов (10 часов).

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки.  Понятие «ткань».

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа».

Л.р.№2  «Приготовление препарата кожицы чешуи лука».

Л.р.№3 «Пластиды».

Л.р.№4 «Движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

Раздел 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов).

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Л.р.№5 «Строение плесневого гриба мукора».

Раздел 4. Царство Растения (13 часов).

Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли.мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли.  Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе  и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции.

Л.р.№6 «Строение зеленых водорослей».

Л.р.№7  «Строение мха».

Л.р.№8 «Строение папоротника, хвоща и плауна».

Л.р.№9 «Строение хвои и шишек хвойных».

Тематическое  планирование учебного предмета.

Раздел

Количество часов

Из них:

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Введение.

4

Клеточное строение организмов.

10

4

2

Царство Бактерии. Царство Грибы.

7

1

1

Царство Растения.

13

4

1

Итого

34

9

4

Календарно-тематическое  планирование учебного предмета.

№ п/п

Раздел учебного курса

Дата

Тема урока.

5р1

5р2

Введение. 4 ч.

Биология – наука о живой природе. Инструктаж по технике безопасности.

6.09

6.09

Диагностическая работа. Методы исследования в биологии.

13.09

13.09

Разнообразие живой природы. Среды обитания живых организмов.

20.09

20.09

Экологические факторы.

27.09

27.09

Клеточное строение организмов. 10 ч.

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа  №1 «Устройство лупы и светового микроскопа».

4.10

4.10

Строение клетки. Лабораторная работа №2 «Приготовление  препарата кожицы чешуи лука».

11.10

11.10

Пластиды. Лабораторная работа №3 «Пластиды».

18.10

18.10

Контрольная работа №1  по теме: « Среда обитания. Строение клетки».

25.10

25.10

 Химический состав клетки. Инструктаж по технике безопасности.  

8.11

8.11

Жизнедеятельность клетки: питание и дыхание.

15.11

15.11

Жизнедеятельность клетки: рост и развитие. Лабораторная работа №4 « Движение цитоплазмы в клетках элодеи».

22.11

22.11

Деление клетки.

29.11

29.11

Ткани.

6.12

6.12

Контрольная работа №2 по теме «Жизнедеятельность клетки. Ткани».

13.12

13.12

Царство Бактерии. Царство Грибы. 7 ч.

Бактерии.

20.12

20.12

 Роль бактерий в природе и жизни человека.

27.12

27.12

Инструктаж по технике безопасности. Грибы.

17.01

17.01

Шляпочные грибы.

24.01

24.01

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №5 « Строение плесневого гриба мукора».

31.01

31.01

Грибы-паразиты.

7.02

7.02

Контрольная работа №3 по теме «Бактерии. Грибы».

14.02

14.02

Царство Растения. 13 ч.

Ботаника- наука о растениях.

21.02

21.02

Водоросли.

28.02

28.02

Лабораторная работа №6 « Строение зеленых водорослей».

7.03

7.03

Роль водорослей в природе и жизни человека.

14.03

14.03

Лишайники.

21.03

21.03

Мхи. Лабораторная работа №7 «Строение мха». Инструктаж по технике безопасности.

4.04

4.04

Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа №8  «Строение папоротника, хвоща и плауна».

11.04

11.04

Инструктаж по технике безопасности .Голосеменные.

18.04

18.04

Лабораторная работа №9 «Строение хвои и шишек хвойных».

25.04

25.04

Покрытосеменные растения.

2.05

2.05

Происхождение растений.

16.05

16.05

Контрольная работа №4 за год.

23.05

23.05

Заключительный урок.

30.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...