Рабочая программа по биологии. 8 класс. Пасечник В.В.
рабочая программа по биологии (8 класс)

Мурлычева Ирина Никифоровна

Рабочая программа по биологии для 8 класса. Программа Пасечника В. В. 2 часа внеделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya-8r1.docx53.04 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

1.Пояснительная записка._______________________________________2

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.___________5

3. Содержание учебного предмета. ______________________________11

4. Календарно-тематическое  планирование ______________________20

Пояснительная записка        

     Рабочая программа по биологии для  8 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ  № 273  «Об образовании в Российской Федерации».

2.Закон РО  № 26-ЗС  «Об образовании в РО».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Примерная программа  основного общего образования по биологии для 8 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством  Пасечника В. В.).

5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.

7.Учебный план  МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.

8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.

  Целью учебного предмета в 8 классе является освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; уникальности и неповторимости жизни каждого человека; об особенностях анатомического строения и физиологических функций организма человека; роли биологической науки в практической деятельности людей и  методах познания человека.

Для достижения данной цели в процессе обучения реализуются  следующие задачи: определить факторы антропогенеза, сходства и различия человека с животными; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье,
оказания первой помощи себе и окружающим.

       В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

   Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

   По учебному плану МБОУ лицея №5 на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов при 2 часах в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год в 8р1 классе на 2018-2019 учебный год количество часов 68.

В 8 классе в качестве ценностных ориентиров биологического образования выступает человек. Поэтому ведущую роль играют познавательные ценности, так как главная цель заключается не только в изучении объектов природы, а самого себя.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

ценности научных знаний о происхождении человека, его предковых формах; достижениях палеонтологии, эмбриологии в доказательстве родства человека и животных;

ценности биологических методов исследования для понимания вопросов анатомии, физиологии, гигиены;

возможности применения знаний для объяснения каждодневных процессов.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

понимание необходимости здорового образа жизни;

осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

правильному использованию биологической терминологии и символики;

развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости человека, т.е. самого себя.

Эстетические ценности, такие как красота и гармония в сложении человеческого тела, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию себя как неповторимое творение природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметными результатами обучения являются:

  • знание  методов  наук, изучающих человека;
  •  основных этапов развития наук, изучающих человека;
  •  общее строение организма человека;
  •  строение тканей организма человека;
  •  рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека;
  •  строение скелета и мышц, их функции;
  •  компоненты внутренней среды организма человека;
  •  защитные барьеры организма;
  •  правила переливание крови;
  •  органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
  •  о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике;
  • строение и функции органов дыхания;
  •  механизмы вдоха и выдоха;
  •  нервную и гуморальную регуляцию дыхания;
  •  строение и функции пищеварительной системы;
  •  пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
  •  правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов;
  •  обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
  •  роль ферментов в обмене веществ;
  •  классификацию витаминов;
  •  нормы и режим питания;
  •  наружные покровы тела человека;
  •  строение и функция кожи;
  •  органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
  •  заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждении;
  •  строение нервной системы;
  •  соматический и вегетативный отделы нервной системы;
  •  анализаторы и органы чувств, их значение;
  •  вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
  •  особенности высшей нервной деятельности человека;
  •  железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
  •  взаимодействие нервной и гуморальной регуляции;
  •  место человека в систематике;
  • основные этапы эволюции человека;
  •  человеческие расы.

Метапредметными результатами обучения являются:

  •  умение работать с учебником и дополнительной литературой;
  •  составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
  •  устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас;
  •  сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
  •  проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
  •  выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями;
  •  находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.

Личностными результатами обучения являются:

  • чувство гордости за российскую биологическую науку на примере работ И.П. Павлова, И. М Сеченова, И. И. Мечникова и др.;
  •  следить за соблюдением правил поведения в природе;
  •  понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  •  уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  •  понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
  • осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
  •  принимать ценности семейной жизни;
  •  понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  •  проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  •  признавать право каждого на собственное мнение;
  •  уметь отстаивать свою точку зрения;
  •  критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.

 Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Биология. Человек. Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. – М. Дрофа, 2014.

2. Учебно-наглядное оборудование.

п/п

наименование

1

Комплект таблиц  «Строение тела человека»

     

1

Ткань- орган- система органов.

2

Ткани.

3

Кожа.

4

Клетка.

5

Сердце.

6

Схема кровообращения.

7

Головной мозг.

8

Слуховой анализатор.

9

Зрительный анализатор.

10

Обонятельный и вкусовой анализаторы.

11

Спинной мозг (фрагмент).

12

Соматическая нервная система.

13

Автономная нервная система.

14

Внутренние органы.

15

Органы пищеварения.

16

Система органов дыхания.

17

Скелет.

18

Скелетные мышцы.

19

Кость и её строение.

20

Соединение костей.

21

Положение плода (человеческого эмбриона) в матке.

2

Комплект таблиц  «Портреты учёных-биологов»

1

Левенгук

2

Линней

3

Ламарк

4

Дарвин

5

Луи Пастер

6

Пирогов

7

Сеченов

8

Павлов

9

Мечников

10

Тимирязев

11

Вавилов

12

Вернадский

3

Набор палеонтологических находок «Происхождение человека»

4

Торс человека (разборная модель)

5

Скелет человека (разборный)

6

Кости черепа, смонтированные на одной подставке.

7

Набор моделей органов человека и животных

1

Модель структуры ДНК.

2

Модель белка.

3

Модель Сердце.

4

Модель Почка. Разрез.

5

Модель Глазное яблоко.

8

Барельефные модели по строению органов человека

1

Ворсинка кишечная с сосудистым руслом.

2

Печень. Диафрагмальная и висцеральная поверхности.

3

Сагиттальный разрез головы.

4

Челюсть человека.

5

Ухо человека.

6

Таз мужской.

7

Строение спинного мозга.

8

Строение лёгких.

9

Строение сердца.

10

Пищеварительный тракт.

11

Мочевыделительная система.

12

Кожа. Разрез.

13

Желудок. Внешняя и внутренняя поверхности.

9

Комплект карточек «Типы соединения костей».

10

Микроскопы.

11

Набор микропрепаратов по анатомии и физиологии.


Содержание учебного предмета.

(68 ч, 2 ч в неделю)

1. Раздел «Введение».  (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

2. Раздел «Происхождение человека». (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.

3. Раздел  «Организм человека». (5 ч)

Уровни организации.  Структура тела.  Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образовательные ткани. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа №1 Рассматривание клеток эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей
4. Раздел «Система опоры и движения ». (6 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы)

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрации скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы.

№2  Микроскопическое строение кости.

№3  Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

№4  Утомление при статической и динамической работе.

№5  Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

5. Раздел «Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций». (9 ч)

 Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Значение нервной системы.  Мозг и психика.

 Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга.  Строение головного мозга.  Функции продолговатого, среднего, моста и мозжечка. Передний мозг.  Функции  промежуточного мозга и коры больших полушарий.  Старая и новая кора больших полушарий головного мозга.  Аналитико - синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы.  Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.  Свойства гормонов.  Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы.  Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Лабораторные работы.

№6  Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

№7   Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Самонаблюдение  мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

6. Раздел «Внутренняя среда». (11 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.  Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции.  Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К  в свёртывании крови. Анализ крови.  Малокровие.  Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и  И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной  защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов.Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно – сосудистой системы.  Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов.  Первая помощь при кровотечениях.

Лабораторные работы.

№8  Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

№9  Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

№10  Опыты, выясняющие природу пульса.

№11  Функциональная проба: реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку.

7.Раздел «Дыхание». ( 4ч)

Значение дыхания.  Строение и функции органов дыхания. Голосообразование.  Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях.  Механизмы вдоха и выдоха.  Нервная и гуморальная регуляция дыхания.  Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания.   Флюорография.   Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть.   Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.  Реанимация.  Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Лабораторные работы.

№12  Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

8. Раздел «Пищеварение. Обмен веществ». ( 8 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.  Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.  Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.  Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.   Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей.  Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы.  Роль ферментов в обмене веществ.  Витамины.  Энерготраты человека и пищевой рацион.  Нормы и режим питания.  Основной и общий обмен.  Энергетическая ёмкость пищи.

Лабораторные работы.

№13  Действие ферментов слюны на крахмал.

№14 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

№15   Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

9. Раздел «Кожа. Выделение». (4 ч)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи.  Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний.  Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения.  Терморегуляция организма.  Закаливание. Доврачебная помощь  при тепловом и солнечном ударе.

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция.  Строение и работа почек.  Нефроны. Первичная и вторичная моча.  Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

10. Раздел « Сенсорные системы». (7 ч)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз.  Ход лучей через прозрачную среду глаза.  Строение и функции сетчатки. Корковая часть  зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.  Гигиена зрения.  Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.  Коррекция зрения.  Слуховой анализатор.  Значение слуха.  Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха.  Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха.  Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.  Их анализаторы.  Взаимодействие анализаторов.  

Лабораторная работа.

№16   Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

11. Раздел «Основы учения о высшей нервной деятельности». (6 ч)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего  поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших  психических функций.  Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления,  память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли.     Внушаемость и негативизм.  Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения   (чувства). Внимание.  Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Лабораторные работы.

№17 выработка  навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

№18  Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

12. Раздел «Индивидуальное развитие человека». (3 ч)

Жизненные циклы организмов. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребёнка после рождения. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Тематическое планирование.

Раздел

Количество часов

Из них:

Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы

Введение.

2

Происхождение человека.

3

Организм человека.

5

1

1

Система опоры и движения .

6

4

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций.

9

2

Внутренняя среда.

11

4

1

Дыхание.

4

1

1

Пищеварение. Обмен веществ.

8

3

1

Кожа. Выделение.

4

Сенсорные системы.

7

1

1

Основы учения о высшей нервной деятельности.

6

2

Индивидуальное развитие человека.

3

1

Итого

68

18

6

Календарно-тематическое планирование учебного предмета.

№ п/п

Раздел учебного курса

8р1

Дата

Тема урока.

Введение. 2ч.

1

Биосоциальная природа человека. Инструктаж по технике безопасности

04.09

2

Диагностическая работа. Становление наук о человеке.

06.09

Происхождение человека. 3 ч.

3

Систематическое положение человека.

11.09

4

Историческое прошлое людей.

13.09

5

Расы человека.

18.09

Организм человека. 5 ч.

6

Общий обзор организма.

20.09

7

Клетка.

25.09

8

Физиология клетки.

27.09

9

Ткани человека. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей».

02.10

10

Контрольная работа №1 по теме «Строение организма человека ».

04.10

Система опоры и движения. 6 ч.

11

Строение костей. Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости».

9.10

12

Скелет человека.

11.10

13

Мышцы.  Лабораторная работа №3 «Мышцы человеческого тела».

16.10

14

Работа мышц. Лабораторная работа №4 «Утомление при статической и динамической работе».

18.10

15

Лабораторная работа №5 «Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия».

23.10

16

Первая помощь при повреждении ОПС.

25.10

Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций. 9 ч.

17

Строение  нервной системы . Инструктаж по технике безопасности.

06.11

18

Спинной мозг.

08.11

19

Рефлексы. Рефлекторная дуга.

13.11

20.

Головной мозг. Лабораторная работа №6  « Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга».

15.11

21

Передний мозг. Лабораторная работа №7  «Рефлексы продолговатого и среднего мозга ».

20.11

22

Периферическая нервная система.

22.11

23

Железы внутренней секреции. Гуморальная регуляция. Гормоны.

27.11

24

Нарушение нервно-гуморальной регуляции.

29.11

25

Обобщающий урок по теме «Нервно-гуморальная регуляция».

04.12

Внутренняя среда. 11 ч.

26

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты.  Лабораторная работа №8 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом ».

06.12

27

Лейкоциты.  Иммунитет.

11.12

28

Тромбоциты. Свертывание крови.

13.12

29

Обобщение по теме «Кровь».

18.12

30

Контрольная работа № 2 по теме «Регуляция».

20.12

31

Сердце. Лабораторная работа №9  «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

25.12

32

Круги кровообращения.

27.12

33

Инструктаж по технике безопасности. Давление.

15.01

34

Пульс. Лабораторная работа №10 «Опыты, выясняющие природу пульса».

17.01

35

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Лабораторная работа №11 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку».

22.01

36

Первая помощь при кровотечениях.

24.01

Дыхание. 4ч.

37

Органы дыхания.  Лабораторная работа №12 « Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе».

29.01

38

Газообмен в лёгких и тканях.

31.01

39

Первая помощь при нарушениях дыхания.

05.02

40

Контрольная работа №3 по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной систем».

07.02

Пищеварение. Обмен веществ. 8 ч.

41

Питание и пищеварение.

12.02

42

Пищеварение в ротовой полости.  Лабораторная работа №13 «Действие ферментов слюны на крахмал ».

14.02

43

Пищеварение в желудке.

19.02

44

Тонкий кишечник и толстый кишечник. Гигиена питания.

21.02

45

Обмен веществ.

26.02

46

Витамины.  Лабораторная работа №14 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки ».

28.02

47

Нормы питания. Лабораторная работа №15 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».

05.03

48

Контрольная работа№4  по теме «Пищеварение. Обмен веществ».

07.03

Кожа. Выделение. 4 ч.

49

Строение и значение кожи. Терморегуляция организма.

12.03

50

Закаливание. Гигиена кожи, одежды, обуви.

14.03

51

Мочевыделительная система.

19.03

52

Образование мочи.

21.03

Сенсорные системы. 7 ч.

53

Анализаторы. Инструктаж по технике безопасности.

04.04

54

Зрительный анализатор.

09.04

55

Гигиена зрения. Лабораторная работа №16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».

11.04

56

Слуховой анализатор.

16.04

57

Вкус. Обоняние.

18.04

58

Равновесие. Кожное и мышечное чувства.

23.04

59

Контрольная работа №5 по теме «Анализаторы».  

25.04

Основы учения о высшей нервной деятельности. 6 ч.

60

Наука о поведении и психике. Врождённые и приобретённые программы поведения.

30.04

61

Лабораторная работа №17 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа».

02.05

62

Речь и мышление. Воля. Эмоции

07.05

63

Внимание. Лабораторная работа №18 «Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом».

14.05

64

Сон и сновидения.

16.05

65

Личность. Характер. Темперамент.

21.05

Индивидуальное развитие человека.  3 ч.

66

Половая система. Как начинается новая жизнь. Развитие человека после рождения.

23.05

67

Контрольная работа №6 за год.

28.05

68

Окружающая среда и здоровье человека.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии по Пасечнику В.В.

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы В.В. Пасечника  по 6 классу ФГОС...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии (по Пасечнику)

Исходными документами для составления рабочей программы являются:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1087 от 05.03....

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек)

Рабочая программа по биологии 8 класс. УМК В.В Пасечник (Биология. Человек) Д.В.Колесов. Р.Д.Маш, И.Н. Беляев 68 часов...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...