Занятие "Бактериальные заболевания человека и животных"
план-конспект занятия по биологии (7, 8, 9 класс)

Лапина Татьяна Петровна

Конспект занятия "Бактериальные заболевания человека и животных" содержит большой теоретический материал с описанием основных опасных бактериальных заболеваний и исторические материалы с описанием развития научных подходов по профилактике бактериальных заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_chel._zanyatie_14._bakter._zabolevaniya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:  

«Бактериальные инфекционные заболевания человека и животных»

Цель занятия: познакомить обучающихся с наиболее опасными инфекционными бактериальными заболеваниями.

Задачи:  

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: инфекция, возбудитель инфекции, эпидемия, пандемия, профилактика;
  2. формирование навыков работы с информацией;
  3. воспитание интереса к формированию навыков здорового образа жизни.

Оборудование:

  1. тетради, ручки;
  2. ноутбук, проектор;
  3. электронная презентация по теме занятия.

Ход занятия.

1. Организационная часть занятия. Приветствие.

2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия

Общая характеристика царства бактерий

Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших живых существ – бактерий. Бактерии находили в струях гейзеров с температурой более ста градусов, в сверхсоленых озерах, например в Мертвом море. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, в океане на глубине 11 километров, на высоте 41 км от земной поверхности, в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тысяч раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в вакууме, не погибали в открытом космосе, более 18 часов находясь под смертоносным солнечным излучением.

Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. Среди бактерий имеются и паразиты, которые, поселяясь в чужих организмах, могут стать причиной болезни. Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 минут в благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться. Если, например, в организм человека попала всего одна бактерия, то через 12 часов их может стать несколько миллиардов (при благоприятных условиях для деления, т. е. ослаблении иммунных реакций организма).

Инфекционные бактериальные заболевания

Чума. «Черной смертью» в Средние века называли эту болезнь, она внушала людям панический ужас. В VI веке эпидемия чумы погубила 100 миллионов человек. Некоторые государства, например Византийская империя, почти полностью обезлюдили.

С 1346 по 1351 годы от чумы («великого мора») погибло 24 миллиона человек, т.е. четверть населения Европы. Рассказом об эпидемии чумы в 1348 году начинает свою книгу итальянский писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо: «В начале болезни у мужчин и женщин  показывались под мышками какие-то опухоли, разраставшиеся до размеров обыкновенного яблока или яйца; народ называл их бубонами. В короткое время эта смертоносная опухоль распространялась на другие части тела, а затем признак указанного недуга изменялся в черные и багровые пятна, появляющиеся на всех частях тела. Казалось, против этой болезни не помогали ни совет врача, ни сила лекарства. Почти все умирали на третий день после появления указанных признаков. Сколько больших дворцов, когда-то полных челяди, господ и дам, опустели до последнего служителя включительно! Сколько крепких мужчин, красивых женщин, прекрасных юношей утром обедали с родными, а на следующий вечер ужинали со своими предками на том свете!»

Кроме человека чумой болеют различные грызуны – крысы, суслики, мыши. Переносят чуму живущие на этих животных блохи. Поэтому чума иногда вспыхивает среди диких грызунов и может сохраняться в этих природных очагах.

Очень опасна и заразна легочная форма чумы, которая приводила практически к 100% смертности. Эта форма чумы передается через воздух.

В ХХ веке эпидемии чумы практически прекратились. Почему это произошло? Конечно, сыграла свою роль планомерная борьба врачей с этим заболеванием. Почти исчезла, вытесненная серой крысой, черная крыса, блохи которой служили переносчиками заболевания. Но все-таки исчерпывающего ответа на этот вопрос найдено не было.

Туберкулез.        Зловещие симптомы туберкулеза легких (чахотки) – слабость, одышка. Кровохарканье – были знакомы еще жителям Древнего Египта.

        В древности и в Средние века бытовало поверье, что венценосные особы могут излечивать туберкулез своим прикосновением. Английский король Карл II в XVII веке прикоснулся к более, чем 90 тысячам больных. За такое «лечение» взималась плата, которая шла в королевскую казну. Только в 19 веке появились первые туберкулезные санатории.

        Настоящая борьба с этим заболеванием началась после открытия Робертом Кохом туберкулезной бактерии в 1882 году. Туберкулез не побежден и сегодня. Много людей заболевают в тюрьмах, при неполноценном питании. Ослабляют иммунитет к этому заболеванию употребление алкоголя и наркотиков, табакокурение.

Холера. Холеру часто сравнивают с чумой – из-за ее скоротечности и смертоносности.В Европу холера была занесена в 1816 году из Индии, где была известна с давних времен. В России до 1917 года холерой переболело более 5 миллионов человек, причем половина из них погибла.        Поэт Владимир Маяковкий, бравшийся за агитационную работу, написал такие стихи: «Гражданин! Чтоб не умереть от холеры, заранее принимай такие меры. Не пей сырой воды. Воду оную пей только кипяченую. Также не пей на улице кваса. Воду кипятить – работы масса». К концу ХХ века эпидемии холеры благодаря профилактике стали очень редки.

Холера – это острое кишечное инфекционное заболевание, для которого характерно поражение тонкого кишечника.  Холера характеризуется развитием массивной диареи (поноса) с быстрой потерей жидкости. Возбудителем холеры является холерный вибрион – бактерия удлиненной загнутой формы, вид Vibrio cholerae. Холерный вибрион был открыт Робертом Кохом в 1883 году. Холера передается через воду и продукты питания, зараженные вибрионом холеры. Случаи заражения холерой чаще встречаются в теплое время года. Холера является опасной кишечной инфекцией, так как может привести к тяжелому обезвоживанию организма и смерти человека. Заболевший человек становится источником инфекции и может заразить других людей. Человеческий организм обладает высокой восприимчивостью к холерному вибриону. В настоящее время холера чаще встречается в странах Азии (Индия, Таиланд, Бангладеш и другие). Последний зафиксированный эпидемический случай холеры зарегистрирован на Гаити, в декабре 2010 года холерой заразились более 200 000 человек, умерло более 3 тысяч человек.

Холера остается одним из основных показателей санитарного развития государства. В настоящее время создана специальная международная комиссия по предотвращению холеры в странах с повышенным риском.

Факторы, способствующие распространению холеры:

  1. Плохое санитарное состояние поселений (при войнах, катастрофах).
  2. Большая плотность населения.
  3. Миграция населения.
  4. Недостаток очищенной питьевой воды и недостаточная термическая обработка продуктов питания.

Заражение происходит главным образом при питье воды, не прошедшей термическую обработку, заглатывании воды при купании в загрязненных водоемах, во время умывания, при мытье посуды и фруктов зараженной водой. Заражение может происходить при употреблении пищи, инфицированной во время хранения, мытья посуды и при употреблении в пищу продуктов, не прошедших термическую кулинарную обработку (моллюски, креветки, вяленая  и слабосоленая рыба). Возможен контактно-бытовой (через загрязненные руки) путь передачи. Холерные вибрионы могут переноситься мухами.

        При холере инкубационный период колеблется от нескольких часов до 4-5 суток. К основным признакам и симптомам холеры относятся:

  1. Сильная диарея (понос). При легкой форме холеры понос возникает не чаще 5-6 раз в сутки. При тяжелой форме холеры частота поноса составляет 10-12 раз в сутки. Понос не сопровождается болевыми ощущениями. Испражнения при холере сначала имеют обычный каловый характер, а затем становятся водянистыми и приобретают вид «рисовой воды», т.е. становятся полупрозрачными практически без запаха.
  2. Рвота, чаще всего рвота не сопровождается тошнотой.
  3. Вследствие большой потери жидкости при холере быстро появляются признаки обезвоживания. Острое обезвоживание является главной причиной смерти при холере. Чаще всего при холере больной жалуется на мучительную жажду. При холере возникают судороги икроножных мышц.

Если заболевшего человека не госпитализировать и не приступить к лечению, то у него появляются следующие признаки:

  1. Цвет кожи приобретает пепельный оттенок.
  2. Кожа холодная и липкая.
  3. Судороги по всему телу, руки согнуты в локтях и прижаты к груди, ноги выпрямлены.

У детей холера протекает очень тяжело, так как дети хуже переносят обезвоживание. При холере у детей поражается нервная система, вплоть до комы. У детей при холере повышается температура до 39-40 С0. При быстром возмещении потерь жидкости в организме  смертельные случаи встречаются редко.

        В большинстве случаев лечение холеры оказывается успешным (90%). Лечение проводят в специализированных инфекционных больницах. Восполнение жидкости проводят совместно с лечением антибиотиками.

        Профилактика заболевания:

  1. Никогда не пейте воду из неизвестных источников
  2. Никогда не купайтесь в грязных водоемах.
  3. Заболевшего холерой необходимо доставить в больницу как можно скорее.
  4. В квартире больного необходимо провести дезинфекцию.
  5. Соблюдайте санитарные требования к кулинарной обработке продуктов питания.
  6. Путешествуя по странам с неблагоприятной санитарной обстановкой, не следует употреблять в пищу сырые овощи и фрукты, пить молоко и некипяченую воду.

Дизентерия (греч. «dysenteria», «dis» – приставка, обозначающая затруднение, нарушение и «enteron» - кишка) – инфекционное заболевание, характеризующееся синдромом общей инфекционной интоксикации и синдромом поражения желудочно-кишечного тракта, в основном толстого кишечника.

Дизентерию часто называют болезнью «грязных рук». Дизентерия вызывается одноклеточными паразитами (простейшими) или бактериями. Возбудителями  амебной дизентерии (амебиаза) являются патогенные варианты амебы дизентерийной  (Entamoeba histolytica). Основные возбудители бактериальной дизентерии – бактерии рода шигелла (Shigella).

Дизентерия амебная. Основная форма амебиаза возникает в результате проникновения и размножения в тканях толстой кишки дизентерийной амебы. Носит не эпидемиологический характер, т.е. отдельные случаи заражения. Проникнув в стенку толстой кишки, дизентерийная амеба размножается там, образуя первичный абсцесс, вскрывающийся в просвет кишки. Возникают язвы. Глубокие язвы могут привести к прободению кишки, что может послужить причиной перитонита, рубцовому сужению кишечника, кишечным кровотечениям. Инкубационный период от 1 недели до 3 месяцев. Патогенное действие заключается в механическом разрушении слизистой толстого кишечника с образованием кровоточащих язв диаметром от нескольких миллиметров до 2-2,5 см. Происходит отравление организма продуктами жизнедеятельности. Питание паразитов за счет организма хозяина приводит к нарушению обменных процессов (разрушение эритроцитов при кровопотерях, нарушение водно-солевого обмена).

Дизентерия бактериальная вызывается различными представителями группы дизентерийных бактерий. Возбудитель дизентерии выделяется во внешнюю среду с испражнениями больного. Во внешней среде дизентерийные бактерии могут длительное время сохранять свою жизнеспособность, особенно в воде, молоке, пищевых продуктах. Активную роль в распространении дизентерии играют мухи. Распространению способствуют недостаточная санитарная культура населения и нарушение правил гигиены. Чаще всего болеют дети первых двух лет жизни.

Возбудитель проникает в организм человека через рот с сырой водой, пищей, с грязных рук. Под действием кислоты желудочного сока часть бактерий погибает, однако  часть патогенных бактерий может попасть в кишечник, вызывают там воспалительные процессы. При отмирании дизентерийных бактерий и в результате их жизнедеятельности образуются ядовитые продукты – токсины, которые всасываются через слизистую оболочку толстой кишки, попадают в ток крови и вызывают общее отравление организма. Вследствие поражения толстого кишечника появляется понос с кровью и слизью. Сигмовидная кишка находится в состоянии спазма (судорожного сокращения), этим объясняется болезненность позывов на испражнение.

        Инкубационный период составляет 2-3 суток.

Заболевание начинается с общего недомогания, повышения температуры тела, озноба. Отмечается снижение аппетита, головная боль, может снижаться артериальное давление. Появляются боли в животе, сначала постоянные, затем они принимают схваткообразный характер. Стул учащается, становится более жидким, уменьшается в объеме, появляются патологические примеси – кровь, слизь, даже гной. Дальнейшее течение зависит от тяжести заболевания, что обуславливается конкретным возбудителем и сопротивляемостью организма больного. Возможно нарушение целостности стенки кишки (перфорации) с выходом кишечного содержимого в брюшную полость и развитием перитонита. Кроме того, возбудитель повреждает стенки сосудов и с током крови может распространиться в печень, легкие, головной мозг, где формируются абсцессы. В тяжелых случаях развивается инфекционно-токсический шок с летальным исходом.

        Путь передачи инфекции – фекально-оральный, т.е. передача происходит через грязные руки, воду, фрукты, овощи, во время ухода за больным дизентерией человеком. Чтобы не заболеть дизентерией, надо следить за чистотой рук. Овощи, ягоды и фрукты необходимо хорошо промывать проточной водопроводной или кипяченой водой. Не допускайте, чтобы хлеб соприкасался с немытыми овощами и фруктами. Необходимо оберегать продукты от мух, особенно те, которые не подвергаются термической обработке (хлеб, сыр, кондитерские изделия). Непастеризованное молоко рекомендуется кипятить. Если приходится использовать воду из открытых водоемов для питья, мытья посуды, фруктов, такую воду необходимо кипятить. При появлении признаков заболевания необходимо срочно обратиться к врачу.

Столбняк

Бактерии, вызывающие эту болезнь, могут попасть в кровь человека через небольшую ранку вместе с частицами почвы. Скрытый период длится от недели до месяца, затем у больного начинаются судороги, мышцы деревенеют, на лице застывает гримаса «сардонического смеха». Столбняк поражает нервную систему и заканчивается смертью. В ХХ веке врачи победить эту болезнь с помощью профилактических прививок. За годы Первой мировой войны в британской армии на каждую тысячу раненых приходилось 3 случая заболевания столбняком, а за всю Вторую мировую войну среди британских солдат было отмечено всего 35 случаев столбняка.

Практическая часть занятия: самостоятельная работа с литературой.

Заключительная часть: подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вирусные заболевания человека"

Использование ИКТ-технологий предполагает использование презентаций. Данная презентация может быть использована для сопровождения урока биологии в 11 классе "Вирусные заболевания"....

Урок биологии для 9 класса по теме «Вредные привычки. Заболевания человека» УМК Н.И.Сонина

Данную методическую разработку  можно использовать при проведении урока биологии в 8 классе по соответствующей теме....

Презентация по ОБЖ для 6 класса:" Правильное питание-основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний человека".

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о правильном питании, как о важном составляющем здорового образа жизни.Основное содержание урока.Значение питания для организм...

«Проблемы генетической безопасности человека. Профилактика наследственных заболеваний человека»

Формировать у учащихся знания о проблемах генетической безопасности человека, систематизировать у учащихся знания о профилактике наследственных заболеваний человека, продолжить формировать у учащихся ...

Открытый урок "Профилактика и лечение вирусных заболеваний человека"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Насекомые-вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека и животных.

Представленная разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической дея...