Адаптированная программа
рабочая программа по биологии

Сэсэгма Санжиевна Доржиева

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Адаптированная программа127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательноеучреждение «Верхне-Ичетуйская

средняя общеобразовательная школа им. М. Д. Цаганова»

671900, Бурятия, Джидинский район,  с.ВерхнийИчетуй, ул.Ленина 22, тел./факс 8 301 34 93345,

е-mail: wischool@mail.ru

____________________________________________________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

Протокол № «___»_________2017г

Приказ

СОГЛАСОВАНО

Заместительдиректора по УР

________ /Д.Г. Батодоржиева/

«___»________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор__________/В.Б. Ринчинов/

от «___»______2017 г.

   

Адаптированная  программа

по биологии для обучающихся

5  класса

VII вида

Доржиева Сэсэгма Санжиевна

учитель химии и биологии, учитель высшей категории

с.Верхний Ичетуй, 2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

        В основу рабочей программы по биологии положена авторская программа, разработанная И.Н.Пономаревой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, которая обеспечена учебно-методическим комплексом, соответствует современному уровню образования и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). В программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий основного общего образования.

        Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях(клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

- приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбрать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

- овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.  В связи с этим выделяют следующие задачи обучения:

- формирование  целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли биологических наук и научных исследований в современном мире;

-    овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты оценивать полученные результаты;

-    использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье.

         В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, личностно-деятельностного, компетентностного подходов.

             Программа рассчитана на обучающихся, имеющих задержку психического развития (ЗПР).  Психика таких детей погранична между здоровым и патологическим состоянием. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. У детей с ЗПР при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, нарушения речи. Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью

Для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, а также формирования навыков и умений учебной деятельности  программа обучения была несколько изменена, а именно: некоторые темы курса данной программы   изучаются ознакомительно.

  В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе. По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. Курс биологии позволяет осуществлять межпредметные связи с предметами естественно-математического цикла.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Требования к результатам обучения

 Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках                                      самостоятельной деятельности вне школы;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

      Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

                           

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;
  • с помощью учителя проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Личностные универсальные учебные действия                    

         В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

    • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

     Регулятивные универсальные учебные действия            

     Обучающийся научится:

  • умению организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки при принятии решений и осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия                

Обучающийся научится:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого.

     

Предметными результатами изучения курса Биологии в пятом классе являются следующие умения:    

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере обучающиеся научатся:

  • понимать смысл биологических терминов;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
  • осуществлять элементарные биологические исследования;
  • перечислять свойства живого;
  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • составлять элементарные пищевые цепи;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • составлять элементарные пищевые цепи;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

     2. В ценностно-ориентационной сфере получат возможность:

 демонстрироватьзнание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
  1. В сфере трудовой деятельности получат возможность:
  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

                       

            СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс Биология. Бактерии, грибы, растения.    

(17 ч, 1 ч в неделю)

Введение (3 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу,

её охрана.

Лабораторные   и практические работы

  1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.  (Выполняется под руководством учителя)

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные  и практические работы

  1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы.
  2. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. (Выполняется под руководством учителя)
  3. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. (Выполняется под руководством учителя)
  4. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. (Выполняется под руководством учителя)
  5. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2. Царство Бактерии (1 ч)

   Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3. Царство Грибы (3 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные  и практические работы

  1. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
  2. Строение плесневого гриба мукора. (Выполняется под руководством учителя)
  3. Строение дрожжей. (Выполняется под руководством учителя)

Раздел 4. Царство Растения (5 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы  изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. (Ознакомительно)

Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение (ознакомительно), разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов (ознакомительно), их значение.

Папоротники,  хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. (Ознакомительно)

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. (Ознакомительно)

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные  и практические работы

        9. Строение зелёных водорослей. (Выполняется под руководством учителя)

      10. Строение мха кукушкин лён. (Выполняется под руководством учителя)

      11. Строение спороносящего папоротника.  (Выполняется под руководством учителя)

  1. Строение хвои и шишек сосны обыкновенной.
  2. Строение цветкового растения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

урока

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение – 3 часов.

1.

Биология – наука о живой природе.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки.

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии

2.

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

3.

Среды обитания организмов.

Раздел 1. Клеточное строение организмов – 5 часов.

4.

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.

Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их

5.

Строение клетки. Деление клетки.

6.

Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука».

7.

Жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

8.

Ткани.

Раздел 2. Царство Бактерии, Грибы – 2часов.

9.

Бактерии,  их разнообразие, строение и жизнедеятельность. 11

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов.

Объяснять роль бактерий, грибов в природе и жизни человека.

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами

10.

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

Раздел 4. Царство Растения – 5 часов.

11.

Ботаника — наука о растениях

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности растений.

Различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.

Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных растений в жизни человека.

Осваивать приемы: работы с определителями растений; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.

Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Приводить доказательства (аргументация) родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных систематических групп).

Определять принадлежность растений к определенной систематической группе (классификация).

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; цель и смысл своих действий по отношению к объектам растительного мира

12.

Мхи. Лабораторная работа №10 «Строение мха».

13.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Лабораторная работа  «Строение споро-носящего хвоща»

14.

Голосеменные растения. Лабораторная работа №13 «Строение хвои и шишек сосны обыкновенной».

15.

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа № 14 «Строение цветкового растения».

16

Контрольно – обобщающий урок по теме «Царство Растения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы

    Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций  учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММЕ КРО по математике для 5 класса

 Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет ...

Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...