Методическая разработка урока "Класс насекомые"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Свирская Евгения Владимировна

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_klass_nasekomye.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Класс насекомые»

Технологическая карта

Тема

Класс насекомые.

Цели

  • Обобщить и систематизировать знания об основных отрядах насекомых, их приспособленности к различным средам обитания, значении в природе и жизни человека. Выявить признаки, подтверждающие принадлежность класса насекомых к типу Членистоногих, а так же наиболее прогрессивные признаки класса в типе Членистоногие.
  • Установить роль насекомых в природных сообществах и значение для человека.
  • Продолжить формирование умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать  с натуральными объектами.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Содержание темы включает: изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных.

Наружный скелет, хитин, линька, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, конечности, надкрылья, бескрылость,. мускулатура, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, фасеточные глаза. дыхальца, трахеи, метаморфоз, имаго, куколка.

Планируемый результат

Личностные умения

- проявление эмоционально-ценностного отношения к многочисленности насекомых, значению насекомых в  природе и их роли в жизни человека;

- формирование бережного отношения к природе.

Метапредметные умения

Познавательные:

-   умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих;

- умение связывать особенности строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания;

-    умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их процветания;

- умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между классами членистоногих, связывать уровни развития представителей типа членистоногих с различными условиями обитания (приспособленность к жизни на суше, в воде и воздухе), объяснять целесообразность большого разнообразия беспозвоночных животных на примере класса насекомых.

Регулятивные:

- организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Предметные умения

- находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

-  объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.

- доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Натуральные пособия:  коллекции  насекомых.

Технические средства: ЭФУ "Биология. Животные", 7 класс

фронтальная

индивидуальная –

в паре  -

в группе -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

- мотивировать учащихся к изучению темы;

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к представителям класса Насекомых как самого разнообразного и многочисленного

Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу? (на каждого человека приходится 250 млн. насекомых, обитающих на земле, в воде и воздухе!)

Учитель предлагает учащимся выбрать путь для решения этого вопроса: Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (изучить учебный материал по классу Насекомых и составить план работы по этой теме).

Вместе с учащимися составляется План урока:

  1. Общие признаки класса Насекомые.
  2. Характерные черты внешнего и внутреннего строения
  3. Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться.
  4. Изучить особенности размножения и развития насекомых.
  5. Выяснить роль насекомых в природе  и жизни человека.

Личностные УУД:

- проявление интереса к причинам, объясняющим многочисленность насекомых

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый результат

Блок А. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности.

Цель: научить школьников:

доказывать, что насекомые – самые высокоорганизованный класс по сравнению с другими членистоногими, что и обусловило их широкое распространение в природе

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Просмотреть в ЭФУ на стр.63  видеофрагмент общая характеристика класса насекомых.                

Составить план рассказа

Задание 2 (П).

Пользуясь коллекцией, рассказать о насекомом по плану.

Информация для учителя:

  • Название
  • Место обитания
  • Хитиновый панцирь
  • Линька
  • Железы (восковые, пахучие, ядовитые)
  • Окраска (покровительственная, предупреждающая)
  • Тело (голова, грудь, брюшко)
  • Сложные глаза (фасеточные)
  • Ротовой аппарат (грызущий, сосущий, лижущий)
  • Антены (осязательная, обонятельная функции, влажность воздуха, температура)
  • Конечность (тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка)
  • Разнообразие конечностей (коллекция) Кузнечик, медведка, жук-плавунец
  • Крылья (у стрекоз - одинаковые, жуки-твердые и задние надкрылья, жужжальца), редукция крыльев (блохи, вши)-паразиты
  • Брюшко (у пчел-жало, внутри которого проток ядовитой железы)

Диагностическое задание

Допишите схему.

Тело насекомого

           ?                             ?

                      грудь

Выберите правильное утверждение.

1. Класс насекомые насчитывает более 1.5 млн. видов.

2. Тело насекомых состоит из 3 отделов.

3. Насекомые могут иметь как сложные так и простые глаза.

4. Кровеносная система у насекомых замкнутая.

5. Насекомые имеют пять пар конечностей.

Задание 3 (З-П).

Найдите соответствие, указав биологические особенности насекомых, давших  этому классу возможность широкого распространения в природе.

Характеристика класса насекомых

Особенности строения (признаки) класса насекомых

Биологическое значение признака

Наличие крыльев и трех пар ходильных ног

Способность к полету и передвижению по различным поверхностям

Деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко

Некоторая подвижность головы

Разнообразное строение ротовых органов

Возможность использования разнообразной пищи

Наличие развитых органов чувств

Способность находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир

Небольшие размеры

Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных

Трахейное дыхание

Потребление для дыхания атмосферного кислорода

Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки

Наличие более сложных рефлексов

Сделать выводы по таблице (ответ: сложноорганизованные животные – что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни).

Метапредметные результаты:

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи (М1), 

-Планировать пути достижения целей (М2)

-Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (М3)

-Смысловое чтение (М8)

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (М11)

Регулятивные УУД: 

-управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

Познавательные УУД:

- умение связывать особенности строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания;

- умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их процветания;

- умение выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать  с натуральными объектами.

Коммуникативные УУД:

- умение выполнять учебные задания в паре и в группе.

Метапредметные результаты:

Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы (М6)

Регулятивные УУД:

- умение использовать полученные знания при выполнении  учебного задания.

Познавательные УУД:

- находить прогрессивные черты в строении насекомых и биологическое значение признака

Коммуникативные УУД:

 -умение формулировать высказывание.

Блок Б.   Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение

Цель

- установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека

- строить монологическое высказывание;

- проверять результат выполненного задания.

Задание  1 (З-П).

Выполните задание в ЭФУ. Классы Членистоногих. Распределить картинки по папкам

Задание 2  (П-У).

Учащиеся делятся на группы и получают индивидуальные задания-вопросы. на которые отвечают через определенное время. Ответы оцениваются учителем.

Вопросы:

1.  Одним из наиболее распространенных на Земле видов насекомых является комнатная муха. Доказано, что первоначально это животное обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения насекомых + 25 С. Укажите биологические особенности, которые помогли комнатной мухе распространиться по всему земному шару, в том числе и в северных широтах.

Информация для учителя: Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой).

2. Пища жуков весьма разнообразна: листья, корни, кора, древесина, навоз и многое другое. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых?

Информация для учителя: Питание разной пищей ослабляет конкуренцию между насекомыми.

Диагностические  задания:

1. К какому отряду относятся насекомые?

1. Платяная моль.

2. Наездник.

3. Саранча

4. Колорадский жук.

5. Тутовый шелкопряд

6. Овод

7. Божья коровка.

8. Шершень.

Справка для учителя:

  1. Чешуекрылые.
  2. Перепончатокрылые.
  3. Прямокрылые.
  4. Жесткокрылые.
  5. Чешуекрылые.
  6. Двукрылые.
  7. Жесткокрылые.
  8. Перепончатокрылые.

Задание 3  (З-П)

Выполните задание в ЭФУ. Полезные и вредные насекомые. Распределить картинки по папкам.

Метапредметные результаты:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (М4)

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (М11)

Регулятивные УУД:

- умение использовать полученные знания при выполнении  учебного задания.

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать высказывание.

Познавательные УУД:

 -находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.

Метапредметные результаты:

Смысловое чтение (М8)

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной речью (М11)

Коммуникативные УУД:

 -умение формулировать высказывание.

Познавательные УУД: 

-умение объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.

Метапредметные результаты:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (М4)

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (М11)

Формирование и развитие экологического мышления (М12)

Регулятивные УУД:

- умение проверять задание и вносить корректировку.

Коммуникативные УУД: 

-умение формулировать высказывание.

Познавательные УУД:

- умение объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.

- доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка к уроку по теме "Насекомые"

Материал содержит презентацию "Насекомые", в которой собраны занимательные факты....

Методическая разработка классного часа "Суд над опасным преступником из мира насекомых"

Данная разработка предназначена для детей 4 - 5 классов с целью выяснения как отрицательного так и положительного влияния Колорадского жука на нашу природу.Данное мероприятия является примером использ...

Методическая разработка урока английского языка в 5-м классе к УМК «Английский в фокусе» по теме «Жизнь насекомых»

Данная методическая разработка содержит учебный материал, включащий в себя лексические единицы по теме и тренировку употребления настоящего простого времени в процессе выполнения заданий по аудировани...

Методическая разработка урока "Пчелы и муравьи – общественные насекомые"

Цель урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека.Познакомить учащихся с понятием общественные насекомые,...

Собственная методическая разработка по лексической теме "Насекомые".

Презентация к коррекционному занятию для старших дошкольников с ограниченными образовательными возможностями(тяжёлое нарушение речи)...