Основное содержание темы, термины и понятия | Содержание темы включает: изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных. Наружный скелет, хитин, линька, переднегрудь, среднегрудь, заднегрудь, конечности, надкрылья, бескрылость,. мускулатура, головной мозг, брюшная нервная цепочка, органы чувств, фасеточные глаза. дыхальца, трахеи, метаморфоз, имаго, куколка. |
Личностные умения
- проявление эмоционально-ценностного отношения к многочисленности насекомых, значению насекомых в природе и их роли в жизни человека; - формирование бережного отношения к природе.
| Метапредметные умения Познавательные: - умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих; - умение связывать особенности строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания; - умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их процветания; - умение использовать приобретенные умения для определения систематического положения животных, выявлять пути развития усложнений и взаимоотношений между классами членистоногих, связывать уровни развития представителей типа членистоногих с различными условиями обитания (приспособленность к жизни на суше, в воде и воздухе), объяснять целесообразность большого разнообразия беспозвоночных животных на примере класса насекомых. Регулятивные: - организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. | Предметные умения - находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными. - объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых. - доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека
|
- мотивировать учащихся к изучению темы; - стимулировать эмоционально-ценностное отношение к представителям класса Насекомых как самого разнообразного и многочисленного | Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу? (на каждого человека приходится 250 млн. насекомых, обитающих на земле, в воде и воздухе!) Учитель предлагает учащимся выбрать путь для решения этого вопроса: Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (изучить учебный материал по классу Насекомых и составить план работы по этой теме). Вместе с учащимися составляется План урока: - Общие признаки класса Насекомые.
- Характерные черты внешнего и внутреннего строения
- Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться.
- Изучить особенности размножения и развития насекомых.
- Выяснить роль насекомых в природе и жизни человека.
| Личностные УУД: - проявление интереса к причинам, объясняющим многочисленность насекомых
|
Цель: научить школьников: – доказывать, что насекомые – самые высокоорганизованный класс по сравнению с другими членистоногими, что и обусловило их широкое распространение в природе - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) Просмотреть в ЭФУ на стр.63 видеофрагмент общая характеристика класса насекомых. Составить план рассказа
Задание 2 (П). Пользуясь коллекцией, рассказать о насекомом по плану.
Информация для учителя: - Название
- Место обитания
- Хитиновый панцирь
- Линька
- Железы (восковые, пахучие, ядовитые)
- Окраска (покровительственная, предупреждающая)
- Тело (голова, грудь, брюшко)
- Сложные глаза (фасеточные)
- Ротовой аппарат (грызущий, сосущий, лижущий)
- Антены (осязательная, обонятельная функции, влажность воздуха, температура)
- Конечность (тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка)
- Разнообразие конечностей (коллекция) Кузнечик, медведка, жук-плавунец
- Крылья (у стрекоз - одинаковые, жуки-твердые и задние надкрылья, жужжальца), редукция крыльев (блохи, вши)-паразиты
- Брюшко (у пчел-жало, внутри которого проток ядовитой железы)
Диагностическое задание Допишите схему. Тело насекомого
? ? грудь Выберите правильное утверждение. 1. Класс насекомые насчитывает более 1.5 млн. видов. 2. Тело насекомых состоит из 3 отделов. 3. Насекомые могут иметь как сложные так и простые глаза. 4. Кровеносная система у насекомых замкнутая. 5. Насекомые имеют пять пар конечностей.
Задание 3 (З-П). Найдите соответствие, указав биологические особенности насекомых, давших этому классу возможность широкого распространения в природе.
Характеристика класса насекомых
Особенности строения (признаки) класса насекомых | Биологическое значение признака | Наличие крыльев и трех пар ходильных ног | Способность к полету и передвижению по различным поверхностям | Деление тела на три отдела: голову, грудь и брюшко | Некоторая подвижность головы | Разнообразное строение ротовых органов | Возможность использования разнообразной пищи | Наличие развитых органов чувств | Способность находить пищу, обнаруживать врагов, воспринимать окружающий мир | Небольшие размеры | Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных | Трахейное дыхание | Потребление для дыхания атмосферного кислорода | Усложнение нервной системы: развитие надглоточного нервного узла и трех грудных узлов брюшной нервной цепочки | Наличие более сложных рефлексов |
Сделать выводы по таблице (ответ: сложноорганизованные животные – что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни).
| Метапредметные результаты: -Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи (М1), -Планировать пути достижения целей (М2) -Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (М3) -Смысловое чтение (М8) -Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (М11)
Регулятивные УУД: -управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. Познавательные УУД: - умение связывать особенности строения в соответствии с приспособленностью насекомых к среде обитания; - умение применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых в объяснении причин их процветания; - умение выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать с натуральными объектами. Коммуникативные УУД: - умение выполнять учебные задания в паре и в группе.
Метапредметные результаты: Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы (М6)
Регулятивные УУД: - умение использовать полученные знания при выполнении учебного задания. Познавательные УУД: - находить прогрессивные черты в строении насекомых и биологическое значение признака Коммуникативные УУД: -умение формулировать высказывание.
|
Цель - установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека - строить монологическое высказывание; - проверять результат выполненного задания.
| Задание 1 (З-П). Выполните задание в ЭФУ. Классы Членистоногих. Распределить картинки по папкам
Задание 2 (П-У). Учащиеся делятся на группы и получают индивидуальные задания-вопросы. на которые отвечают через определенное время. Ответы оцениваются учителем. Вопросы: 1. Одним из наиболее распространенных на Земле видов насекомых является комнатная муха. Доказано, что первоначально это животное обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения насекомых + 25 С. Укажите биологические особенности, которые помогли комнатной мухе распространиться по всему земному шару, в том числе и в северных широтах. Информация для учителя: Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой).
2. Пища жуков весьма разнообразна: листья, корни, кора, древесина, навоз и многое другое. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых? Информация для учителя: Питание разной пищей ослабляет конкуренцию между насекомыми. Диагностические задания: 1. К какому отряду относятся насекомые? 1. Платяная моль. 2. Наездник. 3. Саранча 4. Колорадский жук. 5. Тутовый шелкопряд 6. Овод 7. Божья коровка. 8. Шершень. Справка для учителя: - Чешуекрылые.
- Перепончатокрылые.
- Прямокрылые.
- Жесткокрылые.
- Чешуекрылые.
- Двукрылые.
- Жесткокрылые.
- Перепончатокрылые.
Задание 3 (З-П) Выполните задание в ЭФУ. Полезные и вредные насекомые. Распределить картинки по папкам.
| Метапредметные результаты: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (М4) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (М11)
Регулятивные УУД: - умение использовать полученные знания при выполнении учебного задания. Коммуникативные УУД: - умение формулировать высказывание. Познавательные УУД: -находить прогрессивные черты в строении насекомых в сравнении с ракообразными и паукообразными.
Метапредметные результаты: Смысловое чтение (М8) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной речью (М11)
Коммуникативные УУД: -умение формулировать высказывание. Познавательные УУД: -умение объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых.
Метапредметные результаты: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (М4) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (М11) Формирование и развитие экологического мышления (М12)
Регулятивные УУД: - умение проверять задание и вносить корректировку. Коммуникативные УУД: -умение формулировать высказывание. Познавательные УУД: - умение объяснять многообразие, широкое распространение и многочисленность класса насекомых. - доказывать важную роль насекомых в природных сообществах и жизни человека |