Методическая разработка классного часа "Суд над опасным преступником из мира насекомых"
методическая разработка (5 класс) на тему

Антонова Лидия Игоревна

Данная разработка предназначена для детей 4 - 5 классов с целью выяснения как отрицательного так и положительного влияния Колорадского жука на нашу природу.

Данное мероприятия является примером использования на занятиях в клубе "Живая планета" современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_koloradskim_zhukom.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Куровской Дом художественного творчества детей «Гармония»

Суд над опасным преступником из мира насекомых

(Классный час для учащихся 4 – 5 классов)

Автор: Антонова Лидия Игоревна,

руководитель клуба «Живая планета»

п. Куровской

2012


Цель мероприятия: выяснить положительное и отрицательное влияние колорадского жука на живую природу.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить знания детей о колорадском жуке и его роли  в природе.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию экологического мышления.
  2. Способствовать развитию таких качеств как терпимость, сострадание.

 Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и всему живому.

Действующие лица:

 Судья, подсудимый, учёный секретарь, адвокат, обвинитель, свидетели со стороны защиты (2 человека) и со стороны обвинения (2 человека) (возможно привлечение детей из зала в качестве свидетелей), присяжные заседатели (зрители).

Оборудование: крылья колорадского жука (из листа ватмана), мультимедийное оборудование,  ящик для голосования, жетоны белого и черного цветов (по количеству участников судебного разбирательства) либо  столы, стоящие в зале,  накрыть светлой и тёмной скатертью.

Рекомендации: для проведения данного классного часа необходимо подготовить небольшое театрализованное представление, атрибуты костюмов, а также презентацию. 

Все выступления были составлены на основе рассказа         Плешакова А.А. «Опасный преступник из мира насекомых» («Зеленые страницы», М., «Просвещение», 2000).

Подведение итогов: рефлексия и награждение наиболее активных участников.

Средства обучения.

Наглядные пособия: презентация «Суд над опасным преступником из мира насекомых»

 Технико-сопровождающее оборудование: ИКТ.

Ход проведения.

1. Организационный момент.

Сегодня вы присутствуете на судебном процессе, который посвящён одному из злейших врагов человека, так считают и многие из вас. Но я хочу, чтобы вы сегодня задумались над  вопросом: «Кто дал право человеку  делить весь мир на полезное и вредное?»

Прежде чем перейти к судебному процессу, вспомним законы экологии  по Коммерону:     - всё связано со всем,

               - всё куда-нибудь девается,

               - всё что-нибудь да стоит,

               - природа знает лучше.

Сегодняшний процесс будет пронизан именно этой идеей.

2. Основная часть.

Ученный секретарь: Прошу всех встать! Суд идёт!

 Судья:  Сегодня слушается дело по обвинению опасного преступника из мира насекомых. Это насекомое обвиняется в том, что преднамеренно и ежегодно отравляет жизнь «безвинным» любителям приусадебных участков. Мы сегодня призываем разобраться в поставленном нами вопросе, беспристрастно выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор.

Ввести подсудимого.

Учёный секретарь: Установим личность нашего подсудимого. Назовите своих родителей.

Обвиняемый: Моими прародителями являются жуки листоеды десятилинейные.

Судья: Расскажите о себе.

Обвиняемый:

Рост 7-12 мм. Вес 110-160 мг. Глаза черные, имею усики. Особые приметы: на желтых крыльях  продольные чёрные полоски.

Хорошо летаю. За сутки могу пролететь километр. Сильный ветер может унести меня на 170 и даже 350 км.

В воде  не тону, долго качаюсь на волнах. На берегу проявляю хороший аппетит.

От врагов защищаюсь жидкостью с раздражающим запахом и всех вокруг предупреждаю об этом ярким костюмом.

Вынослив, могу долго голодать. Живу в среднем год, но отдельные долгожители - 2-3 года. Питаюсь растениями из семейства паслёновых, но в последнее время предпочитаю не дикорастущие, а культурные формы растений. Листья этих растений нежнее, да и труда не составляет их искать. (слайд картофель, томаты, баклажаны, и дикий паслён).

Судья: Слово предоставляется адвокату подсудимого.

Адвокат: Наука о насекомых хорошо помнит те времена, когда  десятилинейный листоед,  мирно жевал на западе США дикий паслён.

Люди осваивали новые районы и перевозили грузы, перегоняли скот. И невольно расселяли дикий паслён. В те времена американцы усиленно разводили картофель. Стали выращивать картофель и там, где жил десятилинейный листоед. Жуки попробовали его и начали потихонечку перебираться с дикорастущих растений на картофель.

И вот в 1859 году в американском штате Колорадо: повсюду на картофельных полях появились желтые жуки, которые гроздьями повисли на растениях.  С тех пор моего подзащитного   десятилинейного листоеда стали называть  колорадским жуком.

Судья: Слово предоставляется прокурору. Расскажите,  как же подсудимый попал в Россию.

Прокурор: Уже через 5 лет после первого инцидента подсудимый благополучно перебрался через реку Миссисипи. А ещё через 10 лет подошел к берегам Атлантического океана. Все картофельные поля США оказались теперь в его власти. Расселение напоминало  движение бесчисленной и неудержимой армии.

А впереди был океан… В Европе уже волновались. Специальная служба строго проверяла все прибывавшие из Америки суда. Жуки при досмотрах попадались все чаще. Некоторым из них удалось проскользнуть. Вскоре жуки были обнаружены в окрестностях одного немецкого города. Германия прекратила ввоз картофеля из Америки. Немцы бросили  на борьбу с жуком армию. Пораженные картофельные поля выжигали, рыли глубокие траншеи. В следующем году картофель высадили всего на нескольких грядках. Туда пришли оставшиеся жуки, и их вновь уничтожили.

А потом началась первая мировая война. Людям стало не до жуков. Обнаружили жуков лишь в 1952 году, когда они на полях уже чувствовали себя как дома.

В 1958 году, как бы желая отметить свой столетний юбилей, жуки двинулись через границу настоящим фронтом. Помогли им сильные ветры. И остановить его не удалось.

Учёный секретарь: Переходим к заслушиваю свидетелей.

Судья: Вызывается свидетель со стороны обвинения.

1. Свидетель со стороны обвинения:

Ни мороз, ни жара не страшны  этим жукам. Летом они без устали едят, накапливают жир. Уже в августе-сентябре, когда срезают на полях ботву и убирают урожай, жуки уходят в почву и впадают в оцепенение. Лежат в земляных темницах долгие месяцы. Весной начинают выбираться на поверхность. Массовый выход начинается при  прогревании почвы до 12-14 градусов, а воздуха до 20-25 градусов.

Но выбираются не все сразу. Одни – весной, другие – во второй половине лета. Есть и такие жуки, которые не просыпаются по 2-3 года. Это резервные силы. И это один из секретов, помогающих ему выжить.

При приближении опасности колорадский жук падает на землю. Лежит неподвижно и притворяется мертвым. Такое поведение  его  часто  спасает.

Учёный секретарь: Вызывается следующий свидетель со стороны обвинения.

2. Свидетель со стороны обвинения:

Как же мы можем избавиться от этих насекомых, если одна самка откладывает от 20 – 30 яиц за одну кладку, а их может за сезон быть несколько.

Если тепло, то уже через 5 дней появляются первые личинки размером 2 мм и ползут к верхушке растения, где листья нежнее.

Через 2-3 недели малыши превращаются в полуторасантиметровых великанов. Окукливаются они неподалеку от кустов картофеля.

Через 10 – 20 дней из куколки появляется жук. Но вылезать он не спешит. В общей сложности колорадский жук проводит в почве до 9 месяцев в году.

Учёный секретарь: Вызывается следующий  свидетель

Свидетели со стороны обвинения  - все  желающие из зала.

Судья: Да, трудно поверить, что когда-то желающим на него посмотреть пришлось бы ехать в Америку. Вызываются свидетели защиты.

Учёный секретарь: Вызывается первый свидетель со стороны защиты.

1. Свидетель:

Много было сказано, в основном, плохого про колорадского жука. Но давайте не будем с вами забывать, что этот жук тоже часть природы, и он имеет полное право на жизнь. А человек, возомнивший себя царём природы, считает себя вправе распоряжаться чужими жизнями. Он миллионы рублей тратит на создание всё новых и более эффективных химических  средств «для убийства этого насекомого», тем самым даёт  рабочие места тысячам жителей нашей страны. Лучшие умы человечества ломают головы над тем, как бы побыстрее избавится от десятилинейного листоеда, забывая при этом, что при обработке паслёновых химическими средствами страдает не только сам жук, но и окружающие его насекомые, а также другие живые существа, в том числе  птицы и звери и сам человек.

Учёный секретарь: Вызывается  следующий свидетель со стороны защиты.

2. Свидетель. Давайте поставим себя на место этого бедолаги.  Скажите, как вы поступите, если почувствуете, неприятный запах?  Вы скорее всего убежите, а жук от опасности улетает. И если на одном участке травят жуков, то он тут же перелетает на другой. Жук приспосабливается, ведь ему больше ничего не остается, как защищать себя и своё потомство. И помогает ему в этом хорошая плодовитость.

А сколько у него врагов?

На родине колорадского жука, в Северной Америке, его поедают два хищных клопа – периллюс и подизус. Они высасывают яйца, отложенные жуками, едят личинок и взрослых насекомых. Оба клопа были  завезены в нашу страну. Периллюс за свою  жизнь может  уничтожить  до 3500 яиц жука. Подизус еще прожорливее. Поедает он не только колорадского жука, но и несколько десятков видов других вредителей.

На наших полях немало и местных насекомых, которые активно истребляют заокеанского «гостя».

 Колорадских жуков поедают кузнечики и богомолы, осы и муравьи, клопы и златоглазки, жужелицы и божьи коровки.

Судья:  Уважаемые господа! Мы выслушали  свидетелей. Последнее слово предоставляется прокурору.

Прокурор:

Уважаемый суд! Дорогие товарищи! Зачем мы здесь собрались? Ведь вина подсудимого очевидна. Я не могу понять, как здравомыслящий человек, при всём уважении к защитнику и свидетелям, может защищать этого преступника, который вот уже 153 года отравляет жизнь большинству сельскохозяйственных тружеников, уничтожая тонны урожая. А сколько человеческих жизней он унёс.  Люди, уничтожая его, погибают сами. Необходимо изгнать его из природы.

 Судья: Заключительное  слово предоставляется адвокату.

Адвокат: Во-первых, я не согласен с прокурором насчёт человеческих жизней. Человек может погибнуть, если  не будет соблюдать правила пользования химическими средствами, но согласитесь, не было бы их, и не было бы столько жертв.

Во-вторых, я призываю вас не забывать, что жук - это тоже часть природы. Отравляя его, мы отравляем сами среду своего существования. Яд попадает не только на листья растений, и на почву, и в воду. Учёные до сих пор не выяснили,  сколько его накапливается в клубнях и как это сказывается на нашем с вами здоровье. Человек создаёт новые генномодифицированные сорта картофеля, только для того, чтобы жук не ел картофель. А учёными уже доказано, что это вскоре приводит к бесплодию насекомых не только вредителей, но и опылителей.  В конечном счёте это  сказывается  на людях.

Учёный секретарь: Последнее слово предоставляется виновнику этого судебного разбирательства. Считаете ли вы себя виновным?

Обвиняемый: Нет.

Судья: Уважаемые  господа! Вы внимательно выслушали обе стороны, и я надеюсь примите верное решение. Сейчас от вас зависит судьба этого жука.

Учёный секретарь: Сейчас каждый должен из вас принять решение по этому вопросу и проголосовать. Если вы считаете, что это насекомое виновно, перейдите  к столу с темной (бордовой) скатертью.  Если вы считаете, что жук не виновен (имеет право на существование),  перейдите к столу со светлой (серой) скатертью.

3. Рефлексия.

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Понравилось ли вам мероприятие? Если да, то чем? Ответ поясните.

Многим данное мероприятие понравилось своей необычностью.

Впервые они почувствовали, что именно от их решения зависит чья-то судьба. И благодаря выступлениям защитников и адвоката убедились, ещё раз, что всё в природе взаимосвязано.

2. Узнали вы что-нибудь новое о жизни колорадского жука?

На данном классном часе ребята познакомились с богатой историей десятилинейного листоеда, с историей возникновения его нового имени.  Из презентации узнали о растениях из семейства Паслёновых.

Для многих было неожиданным знакомство с врагами Колорадского жука.


Список использованной литературы

  1. Ляхов П.Р., Ломбарский Г.Ю. Детская энциклопедия «Я познаю мир», серия «Насекомые», М., «Издательство АСТ», 1999.
  2. Насекомые. Полная энциклопедия. М., «Эксмо», 2005.
  3. Плешаков А.А. «Зеленые страницы», М., «Просвещение», 2000.
  4. Энциклопедия живой природы, М., «АСТ-пресс», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...

Классный час "Против опасной болезни всем миром"

Классный час можно провести к 1 декабря - международному Дню борьбы со СПИДом...

Методическая разработка классного часа "Память во имя мира"

Предлагаемая разработка приурочена  к  годовщине победы в Великой Отечественной войне.Цель:  формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Ро...

Методическая разработка классного часа "В мире профессий"

Классный час "В мире профессий" разработан для учащихся 10 (выпускных) классов II вида. Материал подготавливает будущих выпускников к осознанному профессиональному выбору....

Методическая разработка классного часа на день Знаний "Урок мира!"

Методическая разработка классного часа на день Знаний "Урок мира!"Разработчик: Егорова Екатерина Петровна, учитель иностранного языка...