Методическая разработка классного часа "Память во имя мира"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Морозова Ирина Васильевна

Предлагаемая разработка приурочена  к  годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Цель:  формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

Задачивоспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, патриотические чувства;  развивать общественную активность обучающихся, чувство ответственности и гордости за свою страну; формировать личностные, нравственные и гражданские качества обучающихся; развивать устную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Шарангская СОШ

Методическая разработка

классного часа

для обучающихся 5-9 классов

«Память во имя мира!»

направленного на формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины

Выполнила: Морозова

Ирина Васильевна,

учитель ИЗО, МХК

МБОУ Шарангской СОШ,

стаж работы 21 год,

конт. тел. 89087410615

р. п. Шаранга, 2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3
  2. Методические советы на подготовительный период……………………………………5
  3. Перечень оборудования и оформления …………………………………………………..7
  4. Сценарный план………………………………………….....................................................8
  5. Ожидаемые результаты……………………………………………………………………16
  6. Методические советы организаторам……………………………………………………17
  7. Основные направления дальнейшей работы…………………………………………….19
  8. Список использованной литературы……………………………………………………..20
  9. Приложения………………………………………………………………………………..21

    

Пояснительная записка

За  последние 20 лет в образовательной системе страны произошли  заметные  перемены: разрушились многие педагогические представления, методики работы с детьми. Многие педагоги выдвинули идею ненадобности процесса воспитания. Такая педагогическая практика привела к ухудшению личностных качеств и черт поведения наших детей.

     Русский философ и ученый И.А. Ильин в своих трудах по педагогике  высказал следующую мысль: “ Образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его…” И.А. Ильин отмечает, что искусство воспитания детей - одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность, то есть силу личного самоутверждения, живое чувство ответственности, стремление  и  волю к совершенству, способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению,  силу личного самоуправления.  Наконец, истинный патриотизм -  основу здоровой государственности культуры “Воспитать, - пишет И.А. Ильин, - значит, сделать из ребенка сердечного и цельного человека с крепким характером”.

    В сегодняшней России, как никогда, востребованы такие качества личности, как самостоятельность, независимость, умение принимать решение, ответственность, активная жизненная позиция.  Наша школа использует   познавательную, ценностно-ориентированную, общественную, эстетическую, досуговую  деятельность, что предоставляет воспитаннику  возможность духовного роста,  доставляет ему удовлетворение и радость познания, воспитывает в духе патриотизма.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так  и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает в себя различные направления. Проводятся мероприятия, посвященные памятным датам отечественной истории. Мощными факторами являются проведение военно-спортивной игры  «Зарница», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, организация Уроков Мужества, экскурсий в краеведческий и школьный музеи, походов  по родному краю. В школе создан патриотический клуб (в состав которого входят 5 человек из нашего класса), который является значительным шагом в развитии системы   патриотического воспитания.  Именно гражданско-патриотическому воспитанию   отводится главное место при подготовке, организации и проведению празднования годовщины Победы. Чем дальше от нас уходят страшные годы войны, тем актуальнее становится потребность говорить о ней,  записывать  воспоминания участников войны.

К работе над сценарием необходимо   привлекать  и воспитанников. Это сделает  материал современным и актуальным. Участие  подростков в подборе информации, беседы с ними об огромной роли их дедов и прадедов в Победе над фашизмом, о значимости понимания   их вклада в историю  Отечества являются, на мой взгляд, оправданным методом воспитания  в них патриотизма и гражданского долга. К празднованию 70-й  годовщины Победы необходимо  готовиться особенно тщательно, понимая, что к следующей круглой дате уже многих ветеранов может не быть среди нас. Предстоящее торжество должно стать торжественно-трогательным, впечатляющим и запоминающимся. А главное  –  значимым.

Предлагаемая разработка приурочена  к  годовщине победы в Великой Отечественной войне.

Цель:  формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины. 

Задачи:  воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, патриотические чувства;  развивать общественную активность обучающихся, чувство ответственности и гордости за свою страну; формировать личностные, нравственные и гражданские качества обучающихся; развивать устную речь.

Методические советы на подготовительный период

Мероприятие пройдет успешно, если тщательно планировать его организацию и подготовку на трех основных этапах:

1. Подготовительный этап – приобретение, подбор и анализ литературы, составление рекомендательного списка, проведение бесед по теме, определение целей и задач, составление плана, определение хода и содержания мероприятия, разработка сценария, подготовка дидактического и раздаточного материалов, изготовление наглядности, определение участников, распределение ролей, подготовка и распределение заданий, определение места, времени, даты проведения, согласование с администрацией, решение организационных вопросов.

2. Коррекционный этап - подготовка и проверка оборудования и технических средств, подготовка оформления, репетиции и генеральная репетиция, корректировка сценария, объявление, приглашение зрителей и гостей.

3. Основной этап - установка оборудования и технических средств, оформление класса, проведение мероприятия, подведение итога, анализ проведенного  мероприятия (самоанализ), обсуждение коллегами, сбор отзывов, разработка методических рекомендаций, распространение опыта работы.

     Подготовительный этап имеет важнейшее значение для успешного проведения мероприятия, поэтому он должен быть спланирован с особой тщательностью.

За две недели до предполагаемого мероприятия  перед детьми ставится проблема: «Чем дальше от времен Великой Отечественной, тем большие цифры общих людских потерь СССР! 20 миллионов... 28 миллионов... 37 миллионов... снова 28 миллионов... Почему такой рост? Педагогом формулируется первый проблемный вопрос: «Каковы причины возникновения этой ситуации?», на который дети тут же спонтанно пытаются дать ответы. В процессе возникшей дискуссии, как правило, дети сами задают второй проблемный вопрос: «Где найти самую достоверную информацию?». Данные вопросы записываются на доске.

Педагог задает вопрос следующие вопросы: «Может быть не стоит уделять этому особое внимание, и довольствоваться первыми найденными данными и цифрами?» «Кто может быть заинтересован в решении этой проблемы?». После чего дети называют различные группы людей, которые фиксируются на доске (ученые, историки, журналисты).

Также на подготовительном этапе проводится анкетирование «Моя семья и война» и анализ полученных результатов.

Вопросы анкеты:

  1. Знаешь ли ты, сколько твоих родственников принимали участие в Великой Отечественной войне?
  2. Знаешь ли ты их имена?
  3. Знаешь ли ты, где они воевали и в каких сражениях принимали участие?
  4. Есть ли в вашей семье какие-либо военные реликвии?

Заранее проводится родительское собрание «Семейные традиции», в виде круглого стола, на котором родители рассказывают о своих семейных традициях и высказывается мысль о важности знания истории своей семьи, предыдущих поколений, участии членов семьи в Великой Отечественной войне. Используется выступление родителей Ведерникова Данила о выполнении учебно - исследовательской работы «Моя родословная».

Для  подготовки к мероприятию используются материалы периодических изданий,  интернет – сайтов, благодаря которым детьми  изучается  информация о событиях на Украине.

Подготовительная работа с детьми: распределить среди детей (10учеников) материалы информационного блока.

Перечень оборудования и оформления

Оборудование: 

  1. Альбом – выставка «Навечно в памяти народной». Подвигу семьи Степановых посвящается… (автор – составитель А. Макаренко). Издательство «Плакат». Москва. 1984 г.
  2. Мультимедийный проектор.
  3.  Презентация «Память во имя мира».
  4.  Видео-фильм «Судьба матери» музыка и слова А. Стихарёвой.
  5. Рисунки.
  6. Экспонаты школьного музея.

Музыкальное оформление: 

1. Л. Лещенко «День Победы» (минус).

2. «Журавли» М. Бернес из кинофильма «Летят журавли» (минус.)

3. В. Спиваков и «Виртуозы Москвы» - Томазо Альбинони «Адажио соль минор». 

4. «Грёзы». Р. Шуман. Обработка для Хора Александрова (минута молчания).

Сценарный план

Форма проведения классного часа  «Память во имя мира!» лекторий.

План классного часа:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Основная часть.

-  Видео «Судьба матери».

- Информационный блок.

       3.  Беседа с ребятами.

       4. Заключительное слово.

       5. Подведение итогов (рефлексия), школьный музей.

       6. Домашнее задание.

Ход мероприятия:

На доске – выставка печатной коллекции «Навечно в памяти народной» и эпиграф

 «Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею...» (К. Воробьев)

1. Вступительное  слово учителя   (презентация «Память во имя мира!») Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча открывает цикл классных часов, посвященных знаменательной дате – 70-летию со дня Великой Победы Слайд 2

Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие советского человека. Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне.

     Она такой вдавила след  и стольких наземь положила, 
Что двадцать лет и тридцать лет живым не верится, что живы. (К. Симонов)

- Вспоминается первое сообщение об итогах войны: 7 миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот другая цифра: 20 миллионов погибших. Совсем недавно названо уже 28 миллионов. А сколько искалеченных, сломанных жизней! Сколько несостоявшихся счастий, нерожденных детей, материнских слез, отцовских, вдовьих, сиротских!

1418 дней шла наша Родина дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти всё человечество от фашизма. Остановимся на секунду и подумаем: сегодня, в наши дни, актуально ли это понятие, фашизм?

Слайд 3  Сейчас внимание всего мира, равно как и полгода назад, приковано к небольшому государству Европы. Как я полагаю, вы уже поняли, о какой стране идет речь. Война громом обрушилась территории Донецкой и Луганской областей Украины, на простых мирных жителей Украины в 2014 году. Слайд 4 Боевые действия ведутся между вооружёнными силами Украины и отрядами повстанцев (в основном сторонников самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик).

Слайды 4 – 14 Бандиты с националистическим уклоном, не имеющие конкретной программы и четких обоснований, приступили к массовым беспорядкам. С оружием в руках, свирепо и безнаказанно они “играют” в войну, убивая мирное население, которое вынуждено не защищаться, а погибая отступать. Суть войны на Украине - это не что иное как отсутствие стратегии и элементарной тактики в отстаивании интересов. Ненависть. Безжалостное животное начало. Отсутствие чувств, отсутствие сострадания. Как некогда нацисты. Не разделяя на женщин и детей. Хладнокровные убийцы, которые почему-то оказались у руля. Бандиты, которые заслуживают самого сурового наказания по закону. Как такой сильный народ, не сломленный даже германскими оккупантами, опустился на уровень животных инстинктов? Где его великий дух?!

Сотни лет мы ограничивали свое животное начало при помощи культуры. Имели собственные ценности, ориентиры и внутреннюю нравственность. А сейчас мы забыли о таких понятиях, как МИЛОСЕРДИЕ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Некоторые фразы, которые пишут в газетах, или звучащие с экрана телевизора просто не укладываются в сознании: «Нам НЕКОГДА быть ЛЮДЬМИ!» «В людях хотят УБИТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ …»

А что же нам делать? Как жить дальше?... Начинать нужно с себя! Необходимо понимать, что руководит нашими действиями. Понимать, отслеживать бессознательные желания. Чтобы иметь контроль над собой, и не браться за оружие в приступе случайного гнева.

Основную тяжесть конфликта несут на себе невинные мирные жители. По данным ООН на 15 декабря 2014 года — в зоне конфликта проживает 5,2 миллиона человек. Количество внутренне перемещенных лиц составляет 542080 человек, а 567956 получили убежище в других странах. 15 февраля должно было наступить перемирие… режим прекращения огня, но украинские каратели, не смотря на это, уничтожают города.

Война… Любая война забирает тысячи жизней. Многие матери никогда не дождутся своих сыновей, тем самым, вынесут на своих плечах самую большую тяжесть войны. Как трудно заставить молчать сердце, не умеющее мириться с потерей! Слайд 15 Так случилось и с одной украинской женщиной много лет назад, имя которой известно во всём мире.

2. Основная часть

Видео «Судьба матери»,  на фоне музыки Ученица:

В те давние годы страшной войны на фронт уходили родные сыны.

 Мать со слезами их провожала, наказ материнский свой им давала:

 Может в последний раз видимся мы,  надо всем встать на защиту страны!(Далее – песня)

Учитель:    (после просмотра видео)

- Ребята, какие чувства у вас возникли во время просмотра этого видеоролика? О чем он? Как бы вы назвали его?

Правильно, в этом коротком видео – судьба женщины-матери, Епистини́и Фёдоровны Степа́новой, великое горе, невосполнимая потеря. Война забрала у неё самое дорогое, её детей, девятерых сыновей.

Информационный блок

Учитель: (на фоне музыкального сопровождения Т. Альбинони “Адажио”).

Портрет матери на фоне сыновей (Слайд 15)

- Какими качествами должен обладать сын, отдавший свою жизнь за нашу Родину?

- Кто воспитал его таким?

- А если у матери не один, а несколько сыновей, и все

“...они домой уж не вернутся. В родную хату не войдут.
Не загрустят, не улыбнутся,
Весёлых песен не споют...” (Иван Беляков “Слово о матери”)

- Можно ли сказать, что многодетная мать совершила подвиг, отдав всех своих сыновей во имя свободы нашей Отчизны?

Слайд 16 Портрет матери на фоне сыновей с заголовком

Учитель: Сегодня мы будем говорить о подвиге женщины-матери, вырастившей верных сыновей Родины, которые отстаивали её свободу и независимость в беспримерной битве против гитлеровского фашизма. Её гражданский подвиг  отмечен боевым орденом Отечественной войны I степени, а при жизни она награждена “Медалью материнства”, “20 лет Победы в ВОВ 1941 – 1945”. Академия педагогических наук наградила её Почётной грамотой за воспитание детей.

Слайд 17   9 сыновей благословила  она на самое святое – защиту Отечества.

Слайд 18  Ученица:  Епистини́я Фёдоровна Степа́нова  родилась на Украине, но с детских лет жила на Кубани. Её редкое имя в переводе с греческого – “знающая”. С восьми лет начала батрачить на Кубанском хуторе: пасла гусей и уток, убирала хлеб. С будущим мужем познакомилась, когда он приехал к ней свататься.

Слайд 19  Замуж вышла за крестьянского парня Михаила Степанова, который рано ушёл из жизни. Умер хлебороб, добрый мастеровой человек, бригадир колхоза имени Г. М. Димитрова,  руки которого знали ремесло бондаря и кузнеца, столяра и жестянщика. Пятнадцать детей было в их семье. Четверых ещё до революции скосили голод, болезни: четырёхлетняя Стеша, первенец и первая потеря, обварилась кипятком; родились мёртвыми двойняшки-мальчики; умер от свинки пятилетний Гриша; в 1939 году угорела дочь Вера.

Учитель: Епистиния Фёдоровна, неграмотная, но мудрая женщина, с добрым сердцем, прошедшая через горькие испытания жизни, всю себя посвятила воспитанию детей.

Слайд 20  Никто из них не посрамил фамилию Степановых. И не случайно о них осталась незабвенная память. Какие они были, её сыновья? Давайте послушаем сообщения наших мальчиков.

 (звучит минус песни «Журавли»М. Бернеса, 9 учеников рассказывают о судьбе и подвигах девятерых братьев, славных сыновей Епистинии Федоровн)..

Слайд 21 Александр Михайлович Степанов (1901 – 1918)- старший сын 

Слайд 22  Николай Михайлович Степанов (1903 – 1963)

Слайд 23  Василий Михайлович Степанов (1908 – 1943)

Слайд 24 Филипп Михайлович Степанов (1910 – 1945)

Слайд 25 Федор Михайлович Степанов (1912 – 1939)

Слайд 26  Иван Михайлович Степанов (1915 – 1943)

Слайд 27 Илья Михайлович Степанов (1917 – 1943)

Слайд 28  Павел Михайлович Степанов (1919-1941)

Слайд 29 Александр Михайлович Степанов (1923 – 1943)

  1. Беседа с ребятами.

Слайд 30, Учитель - Ребята, прослушав информацию об этих славных молодых  людях, что вы можете сказать о них? Какими они были?

- Ребята, а можно ли их назвать героями? (это тот человек, который совершает подвиг ради других людей).

- Подвиги бывают трудовые, боевые. А какой же подвиг совершает мама? Что такое материнский подвиг?

- Это тоже подвиг – воспитать детей трудолюбивыми, честными, заботливыми, смелыми, готовыми жить, трудиться и даже пожертвовать своими жизнями ради других людей.

- Похожие и не похожие один на другого братья Степановы. Но одно обстоятельство породнило их навеки – любовь к своему Отечеству, верность долгу. Такими воспитала их Епистиния Фёдоровна. Она ушла с сыновьями в бессмертие…

Однажды она сказала: « Ну, зачем мне отпущена была такая длинная жизнь? Лучше бы мои сыновья поровну разделили те годы, которые я жила без них. Ведь они ничего не успели увидеть». Но как много успели сделать её сыновья. Они внесли свою маленькую лепту в такую дорогую победу, которая пришла к нам в 1945 году. А она, все эти годы, что жила без них ждала своих сыновей. Ровно в 8 часов утра выходила за калитку своего дома и долго смотрела на дорогу, как будто верила, что сейчас произойдет чудо! Там вдали появятся её сыновья, рослые, красивые, статные. Они подойдут и скажут: «Здравствуй, мама! Мы вернулись!»

Её портреты писали и передавали в дар музею многие художники. О ней созданы фильмы, написаны песни, очерки, книги. Памяти матери-героини посвящена поэма Ивана Белякова “Слово о матери” (строчки стихотворения зачитываются со Слайда 16)

Слайд 31 Ученица:  Последние годы Епистиния Фёдоровна, персональная пенсионерка союзного значения, жила в Ростове-на-Дону, в семье единственной дочери — учительницы Валентины Михайловны Коржовой. Там же и умерла 7 февраля 1969 года. 95 лет отвела судьба на жизнь этой матери, замечательной и мужественной женщине.

Слайд 32 Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашевского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями у огня Вечной Славы. На мраморных плитах мемориала Славы среди имен погибших односельчан  навечно высечены имена девятерых её сыновей. Негромкую жизнь прожила Епистиния Федоровна. Большую часть из отпущенных ей лет провела в ожидании сыновей. К ее могиле идут и идут люди. Зимой и летом на ней цветы. Имя матери объединило девять других имен. Все вместе они - семья Степановых. Склоняют люди головы перед обелиском, на котором высечено:

Доблестно жившие, Смерть сокрушившие Память о вас Никогда не умрет!

 Учитель: Через несколько лет, 14 апреля 1974 года, о судьбе семьи Степановых было рассказано в газете «Комсомольская правда». Род Степановых не оборвался, у Епистинии Фёдоровны на 2010 г. было 44 внука и правнука.

Слайд 33  Подвиг семьи Степановых не забыт. Городом материнской славы называют Тимашевск  Краснодарского края. Там находится Музей семьи Степановых (Слайд 34) и установлен бюст Героя Советского Союза Александра Михайловича Степанова (1967).  (Слайд 35).

 На следующем слайде (Слайд 36)– центральный экспонат музея – Панно Александра  Мызина   «Мать» (1973). А вот так выглядит главная галерея музея (Слайд 37)

Слайд 38 В 1982 на хуторе 1-го Мая (ныне хутор Ольховский) открыт Дом-музей Степановых, где хранятся все вещи, которые берегла Епистиния Федоровна в память о своих сыновьях.

Слайд 39  В г. Тимашевск установлен  памятник Епистинии Федоровне, у подножия которого всегда живые цветы. Это символ всем матерям, потерявшим своих сыновей в битве за Родину. 

Слайд 40 Образ солдатской матери, сидящей на лавочке, запечатлён и на гербе Тимашевского района. Ребята, в этом году, в канун великой Победы, Тимашевский музей семьи Степановых отмечает своё 45-летие.

Слайд 41 Сильное, мужественное, героическое сердце было у Епистинии Федоровны. Маршал Советского Союза А. А. Гречко и генерал армии А. А. Епишев в 1966 г. писали ей:

«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

Ученик 1: На земле – война, а ты ведь – мать Слайд 42.

Ученик 2: Слышала ты дальний гул сражений,

Ученик 3: Но врага, пройдя сквозь все бои,

Ученик 4: Мать, Перед тобою на колени  

Ученик 5: Мы поставили, сыны твои.

Ученик 6: Знать, недаром ты детей растила

Ученик 7: В неприметном мужестве своем.

Ученик 8: Знать, недаром Родину, Россию

Ученик 9: Мы порою Матерью зовем!.. (В.Семенов)  Слайд 43 - Минута молчания,

4. Заключительное слово.

Ученица: Слайд 44 Поэт Феликс Чуев посвятил Епистинии Федоровне стихотворение:                    

Мать взяла на себя одна память девятерых.

В общей жизни её война - девять войн для других.

Боль успокоенных матерей, тех, у кого пришли...

Тех, у кого ещё нет детей, всех матерей земли.

Мама – это символ жизни на земле. Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.  Именно материнская любовь делает женщин святыми, именно эта любовь славит Россию. И пока такие матери будут растить таких сыновей, - на Земле будет мир!

Нельзя забывать, что война — это прежде всего люди. Не вообще смерть, а смерть человека, не страдания в целом, а страдания человека. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев.

Слайд 45 Память о войне… Её не сотрёшь с годами… Она вечна. Память – это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное её значение. Она нужна не только тем, кто выстоял, нужнее  всего она нам, чтобы мы знали цену жизни, дорожили ею. И пока мы помним ушедших от нас, они рядом, они с нами. А значит, жива связь поколений. А значит, жива Россия! 

На этом наша работа не останавливается, мы будем продолжать знакомиться с историей войны и ее героями., А сейчас мы с вами пройдем в наш школьный музей.

5. Подведение итогов (рефлексия), школьный музей.

Учитель:  Здесь учителями и учениками нашей школы  собраны и оформлены замечательные материалы о наших земляках, учителях, выпускниках – участниках Великой Отечественной войны, есть экспонаты – творческие работы учащихся, победивших на различных конкурсах по теме Вов. Это и научно – исследовательские работы о ветеранах и событиях Вов, различных памятниках, о наших славных выпускниках, героях. Такие работы (показ) – это лучшее подтверждение, что память о войне жива! Ваши работы тоже могут стать интересными экспонатами нашего музея.

6.Домашнее задание.

Я предлагаю вам дома вспомнить всё, о чём мы здесь говорили, и написать отзыв о нашем сегодняшнем внеклассном занятии.

И второе, давайте проведем конкурс и создадим серию буклетов «Вечная слава», в которой найдет своего зрителя информация о жизни и подвиге каждого из сыновей Великой Епистинии Федоровны.

Ожидаемые результаты

В результате проведения внеклассного мероприятия ожидается усиление эффективности всех аспектов воспитания: нравственного, эстетического, духовного, гражданского и патриотического.

 нравственный аспект: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; толерантное отношение.

  эстетический развитие творческих способностей,  стремления  к самообразованию, самоуважению, честности, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

  духовный: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности, уважительное и бережное отношения к памятникам культуры;

  гражданский: осознание ответственности за судьбу своей страны, своей семьи, формирование активной жизненной позиции, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений,  

патриотический: повышение интереса обучающихся к истории и культуре своей малой родины, повышение готовности к защите своего Отечества, содействие военно-профессиональной ориентации.

Конечным результатом должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

   Актуальность тематики, адекватность содержания, практическая направленность, ориентация на соответствующую аудиторию, ответственность за тщательность подготовки сделают  мероприятие результативным.

Методические советы организаторам

Внеклассные мероприятия  - это совокупность форм и методов, направленных на удовлетворение культурных и информационных потребностей читателей. Опыт проведения  подобных мероприятий позволяет развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивать мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание. Успех мероприятия зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать. Существуют различные типы массовых мероприятий: устные и наглядные, монолог и диалог, рассчитанные на разную аудиторию, единичные и комплексные, уникальные и много повторяемые, авторские и по готовому сценарию, конкурс, концерт, лекция, беседа, праздник, выставка, экскурсия, диспут, смотр Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

   Воспитательное мероприятие как модель деятельности педагога и детского коллектива, предполагает определенную логику развития и состоит из пяти последовательных элементов, задающих  его целостность.

  1. Цель (мотив)- патриотическое воспитание, образование.
  2. Способ (средство)- разучивание текста, стихов.
  3. Исполнение (реализация)- проведение.
  4. Контроль (самоконтроль ) -зрители.
  5. Оценка (самооценка)- обсуждение.

 Выбор формы, образовательного пространства занятия или воспитательного мероприятия зависит от целевых установок. Необходимо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию. На первом плане четкая формулировка и понимание педагогической цели мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие). Важную роль играет и планирование этапов мероприятия, организация подготовки в соответствии с поставленной целью, определение оптимального воспитательного материала с учетом основных принципов воспитания на современном этапе. Далее выбираются наиболее рациональные методы и приемы на каждом этапе мероприятия. Важная составляющая воспитательного мероприятия – это наличие элемента неожиданности, «изюминки», разнообразие и творческий характер деятельности участников мероприятия.

Настоящие методические рекомендации могут стать руководством к действию при подготовке и проведении различных тематических мероприятий и праздновании 70-летнего Юбилея Победы в ВОВ, в частности. Рекомендации по оформлению мероприятия, применение технологии массового мероприятия, знание факторов успеха и компонентов эффективности, теоретическое обоснование этапов подготовки мероприятий и, наконец, роль методиста в создании благоприятной атмосферы в творческом коллективе, несомненно, помогут в выборе модели деятельности педагога и детского коллектива.

Современные дети, к счастью, не помнят ужасов Великой Отечественной войны. Но эта страница нашей истории должна быть ими "прочитана". Поэтому мною спланирован цикл  классных часов, посвященных знаменательной дате – 70-летию со дня Великой Победы.

Цель данных классных часов: воспитание патриотических чувств школьников; формирование уважительного отношения к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

  1. Февраль «Память во имя мира» (формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины)
  2. Март «Высокое звание – российский солдат». Смысл понятия «подвиг», пример подвига афганца С. Кашина (в марте отмечается годовщина со дня подвига), подвиги наших земляков на Вов.
  3. Апрель «Детство, опаленное войной». Проводится в школьном музее, с презентацией книги З. П. Зарембо «Подранки» (детский дом в Шаранге во время войны».
  4. Май «70 лет Великой Победы» Литературно - музыкальная композиция (развитие у учащихся духовно-нравственного и интеллектуального потенциала художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой). На праздник приглашаются бабушки и дедушки – ветераны Вов ребят класса.

Данные классные часы будут проходить с использованием презентаций; каждая тема предполагает практическую работу: изготовление поздравительных плакатов, листовок, буклетов, открыток.

    При наличии в арсенале воспитательной деятельности различных форм, можно существенно разнообразить творческую работу, прибегая к инициативе всех задействованных в процессе лиц, используя креативный потенциал каждого. Исходя из опыта проведения праздничных и тематических мероприятий, я сочла наиболее предпочтительной формой на начальном этапе в конкретной ситуации – лекторий. Именно так наиболее удачно задать нужный тон для последующих трех классных часов,  выразить чувства и отношение к героической странице в биографии страны.

Основные направления дальнейшей работы

  1. Оказание помощи школьному музею «Военные реликвии -  потомкам!»

1).Сбор данных о наших земляках, ушедших на войну и не вернувшихся с поля боя.

2).Сбор писем, фотографий, личных вещей, предметов быта военной поры.

3). Помощь в оформлении музейной экспозиции из подаренных реликвий.

 4). Тематические экскурсии в школьном  музее.

2. Творческие работы

1). Конкурс рисунков «Когда была война…»

2). Конкурс поздравительных открыток для ветеранов.

3). Конкурс юных журналистов «Письмо с фронта» (очерки, статьи об участниках Великой Отечественной войны.

4). Выпуск праздничной стенгазеты «Майский день  1945г.»

5). Конкурс в классе на лучший буклет «Мать и её сыновья».

  3.  Оказание адресной помощи пожилым ветеранам, участникам ВОв, проживающим в поселке

1). Трудовые дела учащихся.

2). Участие в акции «Ветеран живет рядом».

Итогом работы будет являться оформление папки на рабочем столе классного компьтера «Мы помним…»

Список использованной литературы:

  1. Быстров А.В. Русская мать. – М.: Сов. Россия, 1979.
  2. Макаренко А. Вечная слава: Комплект листовок. – М.: Плакат, 1980.
  3. Тимашевский музей семьи Степановых: Буклет. – Тимашевск, 2000.

Приложения

Приложение 1

Страницы жизни и смерти братьев Степановых

Ученик 1:

Александр Михайлович Степанов (1901 – 1918)- старший сын, зверски убит белогвардейцами, ему было тогда 17 лет.

   Это было в разгар летней страды 1918 года. Степановы убирали первый урожай, выращенный не для помещиков, а для себя. Александр, старший сын, был в семье первым помощником. И хотя пареньку исполнилось только семнадцать, отец доверительно рассказывал сыну о делах ревкома. От отца Саша узнал о В.И. Ленине, о большевиках. Вместе читали листовки кубанских коммунистов, газету «Прикубанская правда».

В тот страшный день из станицы по позициям белых из пулеметов били красноармейцы. Хутор, где жили Степановы, оказался в зоне артиллерийско-пулеметного огня. После того, как затихла перестрелка, мать кликнула Александра и поручила ему поискать затерявшихся лошадей. Отца дома не было. Его преследовали белогвардейцы, и он укрывался в камышах.
Уходя в степь, Саша с порога крикнул:

    - Я скоро вернусь, мам!

Но домой он не пришел. В поле Александра схватили белогвардейцы, посчитав его за красного разведчика. Доставили в станицу Роговскую. Здесь Сашу – сына активиста ревкома Степанова – опознал один из белогвардейцев. Александра жестоко пытали, хотели дознаться, где скрываются члены ревкома. Юноша держался стойко и никого не выдал.
Ученик 2:

Николай Михайлович Степанов (1903 – 1963)

   Николай ушел на фронт в августе 1941 года в составе 5-го гвардейского Донского кавалерийского корпуса. Гвардии рядовой сражался на Северном Кавказе, освобождал от фашистских захватчиков Украину, несколько раз был ранен, очень тяжело в октябре 1944 года. Осколки повредили правую ногу. Часть их извлекли хирурги, а некоторые так и носил в своем теле до последнего часа. Восемь месяцев боролись за его жизнь врачи в Кисловодском эвакогоспитале.

  Воспоминания о доме, о матери, братьях помогли ему бороться за жизнь.  Прикованный к постели, Николай вспоминал, как до войны на хуторе организовал оркестр народных инструментов, в котором играл вместе с братьями Василием, Павлом и Ильей. В Ростове на олимпиаде Азово-Черноморского края они заняли одно из первых мест, получив в награду комплект музыкальных инструментов.
Воспоминания о доме, о матери, братьях помогали бороться за жизнь. Николай не знал, что матери с фронта на него прислали «похоронку».

В августе 1945-го вернулся он домой. Мать встретила сына у калитки и, сдерживая слёзы, спросила:

- Где ты был, сынок?

- В госпитале, маманя, - ответил он, устало опираясь на палку. – Не хотел обнадёживать вас, думал, не выдюжу...

   Весь израненный, он жил не в тиши своего садика, а на людях. Как и до войны, пока руки держали инструмент, трудился в колхозной строительной бригаде плотником. Иногда брал баян, и над притихшей от дневных забот станичной улицей плыла мелодия фронтовой «Землянки».  Была у Николая Михайловича и большая радость: подрастал сын Валентин.
В 1963 году от ран, полученных на фронте, умер единственный вернувшийся с войны сын Епистинии Федоровны – Николай.

Ученик 3:

Василий Михайлович Степанов (1908 – 1943)

   Среди братьев Василий был, пожалуй, самым веселым, находчивым. Он был неистощим на добрые дела. То субботник организует в помощь колхозу, то поднимет парней и девчат на «перестройку старого мира» - оборудует клуб в помещичьем дворе. Драмкружок, футбольная команда, «живые» газеты, концерты струнного оркестра – все это рождалось на хуторе при самом активном участии Василия Степанова. Он прекрасно играл на скрипке, самостоятельно изучив нотную грамоту, технику дирижирования. Руки у этого парня оказались золотыми. Жизнь требовала – и Василий становился парикмахером, сапожником, художником. Однажды даже смастерил скрипку и балалайку. Инструменты звучали как фабричные. Он выращивал хлеб, косил сено, с винтовкой в руках охранял колхозное добро.

   На фронт Василий ушел в первые дни войны. Воевал в Крыму, под Керчью, выполнял важное задание командования в тылу врага. В 1942-м его схватили фашисты и бросили за колючую проволоку в лагерь военнопленных. Немного окреп – бежал. В Никольском районе на Днепропетровщине связался с подпольщиками, а через них с партизанами.

   2 ноября 1943 года во время выполнения задания командования партизанского отряда «За Родину» Василий был вновь схвачен фашистами и брошен в тюрьму. Его жестоко пытали, но он держался стойко. Через две недели на окраине города Никополя гитлеровцы расстреляли 78 патриотов. В числе расстрелянных был и сержант Советской Армии Василий Михайлович Степанов.

Ученик 4:

Филипп Михайлович Степанов (1910 – 1945)

   За два месяца до начала Великой Отечественной войны в семью Степановых пришла большая радость – 22 апреля 1941 года в газете «Правда» был опубликован снимок бригадира-полевода из кубанского колхоза имени 1-го Мая коммуниста Филиппа Михайловича Степанова Фотокорреспондент запечатлел его в поле среди разливов пшеницы. Филипп Степанов был талантливым земледельцем. В 1939 году он вырастил самый большой урожай зерновых и сахарной свеклы в своем районе и стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

   Ему, как и брату Василию, довелось воевать в Крыму. Однажды они встретились на фронтовой дороге. В октябре 41-го в письме матери и жене Василий сообщал: «Видел Филю, случайно встретились. Посидели, поговорили с час…» Это была их последняя встреча.

Свой последний бой с фашистами он принял в районе Харькова. В апреле 1943 года, будучи тяжело раненым, был пленен. Чуть оправился – бежал из концлагеря. Гитлеровцы его схватили, зверски избили и отправили вглубь Германии.

   Уже после победы Епистиния Федоровна узнала о последнем часе своего сына. Ей прислали из Москвы официальный документ. «По имеющимся сведениям, - говорилось в нем, - гр. Степанов Филипп Михайлович… умер 10 февраля 1945 года в Германии, в лагере № 326…» Гитлеровцы замучили советского солдата.

Ученик 5:

Федор Михайлович Степанов (1912 – 1939)

   Это был простой крестьянский парень. Он работал в колхозе конюхом, учетчиком, счетоводом. Федор и матери помогал по дому, пожалуй, больше других. А мечтал он стать командиром Красной Армии. Весной 1939 года после успешного окончания курсов командиров в Краснодаре ему было присвоено звание «младший лейтенант».

Принимая военную присягу перед строем боевых товарищей, Федор с оружием в руках поклялся до конца быть преданным Родине. И он остался верен своей клятве. Для прохождения дальнейшей службы его направили в Забайкальский военный округ. В те годы на Дальнем Востоке было неспокойно.
Всего лишь на несколько дней заехал Федор к матери на побывку. Братья поочередно примеряли фуражку Федора с малиновым околышем и лаковым черным козырьком…

Ранним утром 20 августа 1939 года под звуки «Интернационала» бойцы поднялись в атаку. Несокрушимой лавиной пехота ринулась вперед и овладела стратегически важными высотами, отбросив японских агрессоров. В том жестоком бою, подняв взвод в атаку, младший лейтенант Ф.М.Степанов пал смертью храбрых.

   В письме командования говорилось: «Ваш сын, Степанов Федор Михайлович, подлинный герой РККА. В боях за неприкосновенность границ нашей могучей социалистической Родины проявил себя честным, мужественным патриотом, беззаветно преданным Родине».
За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР командир взвода младший лейтенант Ф.М. Степанов был награжден медалью «За отвагу», посмертно.

Ученик 6:

Иван Михайлович Степанов (1915 – 1943)

   Он писал стихи. Зачитывался романами Николая Островского «Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей». В школе Иван был старшим пионервожатым, заведовал Домом пионеров, работал в Тимашевском райкоме ВЛКСМ. Службу в Красной Армии Иван Степанов начинал на Украине. Он успешно окончил военное училище. Зимой 1940 года лейтенант Иван Степанов участвовал в боях с белофиннами, показав себя смелым и решительным командиром.

   Великая Отечественная война застала его на западной границе, в Белоруссии. После нескольких дней тяжелых боев полк Ивана оказался в окружении. Советские воины дрались с фашистами до последнего патрона. Ночью пошли на прорыв, но из окружения вышли не все. Многие погибли, а лейтенант Степанов, тяжело раненный, был схвачен гитлеровцами. Едва поправившись – бежал. Его снова схватили, жестоко избили и бросили за колючую проволоку. Неудачей закончился и второй побег. И только в третий раз он вырвался на свободу.
   Осенью 1942 года Иван Степанов, обессиленный, изнуренный голодом, добрался до деревни Великий Лес Смолевичского района, что северо-восточнее Минска. Его укрыли в семье колхозника. Там он встретился с девушкой, полюбил, женился…
Почти год сражался Иван в партизанском отряде. Ходил в разведку, писал листовки, распространял их среди жителей белорусских деревень, уничтожал врагов. Однажды фашисты выследили Ивана Степанова и на глазах жены Марии, которая ждала ребенка, расстреляли. Эта трагедия произошла в ноябре 1943 года.

   В братской могиле в деревне Драчково Смолевичского района Минской области похоронен партизан Степанов Иван Михайлович.

Ученик 7:

 Илья Михайлович Степанов (1917 – 1943)

   Илья хорошо играл на гитаре и задушевно пел. Он очень любил песню о трех танкистах.
- Быть тебе, Илюша, танкистом, - говорили братья.
Когда в октябре 1937 года Илью призвали на действительную службу в армию, в Тимашевском райвоенкомате, он заявил, что желает учиться на танкиста. Через два года выпускник 10го Саратовского автобронетанкового училища лейтенант Илья Степанов был назначен командиром 250-й танковой бригады в Прибалтике. Там и принял боевое крещение в первый день Великой Отечественной войны. В бою против фашистских захватчиков был ранен. Долго находился в госпитале в Ростове, а осенью 41-го приехал к матери долечиваться. Вскоре Илья снова ушел на фронт.

   Воевал под Сталинградом. Опять госпиталь. С берегов Волги в ноябре 1942 года в Алма-Ату сестре Валентине, находящейся там в эвакуации, он писал: «Живу я хорошо, Нитки попались крепкие, и живот держится крепко… Скоро будем давать фрицам перцу».

И снова жестокие бои. В декабре 42-го Илья Степанов был ранен в третий раз. В мае 1943 года он писал матери: «Много думаю о Вас, живу мысленно с Вами, родная мама… Ваш сын Илюша». Это было последнее письмо.

   14 июля 1943 года командир 1-й танковой роты 70-й танковой бригады гвардии капитан И.М. Степанов пал смертью храбрых на Курской дуге, в ожесточенном танковом бою за переправу на реке Вытебель. Он похоронен в братской могиле в селе Афонасово.

Ученик 8:

 Павел Михайлович Степанов (1919-1941)

   Павел мечтал стать школьным учителем. Восьмой выпуск учителей в Ленинградском педучилище, что на Кубани, состоялся в 1939-м, в год, когда на Халкин-Голе погиб брат Федор. И Павел решил заменить его. Как и остальные братья Степановы, он с увлечением изучал военное дело, с гордостью носил значок «Ворошиловский стрелок», был хорошим гимнастом, писал стихи, одноактные пьесы для драмкружка, с увлечением исполнял комические роли. И еще он умел красиво, вдохновенно работать, знал цену хлебу, который выращивал вместе с братьями. Его мозолистые сильные руки умели бережно держать нежную скрипку, извлекая из нее русские, украинские мелодии.

   Ленинградским райвоенкоматом Павел Степанов был направлен на учебу в Киевское артиллерийское училище. Летом 1941 года лейтенант Павел Степанов служил на Украине.

   Незадолго до начала войны Павел отправил домой весточку: «Если бы Вы знали, мама, как я теперь играю!» И еще в том письме сын просил сберечь его тетради со стихами, что хранились в стареньком школьном портфеле.

22 июня 1941 года. В грохоте разрывов бомб и снарядов на западной границе встретил этот день артиллерийский взвод лейтенанта П.М.Степанова. Поднятые по тревоге, воины сходу вступили в бой с гитлеровскими захватчиками. Били их до последнего снаряда, патрона, гранаты. И отходили на восток.

   Где погиб и захоронен Павел – сведений нет. Из официального же документа, присланного Министерством обороны СССР в музей семьи Степановых в 1975 году, стало известно, что командир взвода 141-го гаубичного артиллерийского полка 55-й стрелковой дивизии лейтенант Степанов Павел Михайлович «значится пропавшим без вести в 1941 году на Брянском фронте».

Ученик 9:

Александр Михайлович Степанов (1923 – 1943)

      Его назвали Александром, именем погибшего старшего брата.
На службу в армию он ушел добровольцем. До войны работал в полеводческой бригаде, на току. Мечтал окончить курсы трактористов. Но ему, как и братьям, суждено было взять в руки оружие, чтобы защитить Родину.

После окончания курсов в Орджоникидзенском военном училище лейтенант Александр Степанов был направлен под Сталинград. В 20 лет Александр становится кавалером ордена Красной Звезды. Рядом с боевым орденом – две нашивки за ранения. Воевал младший из братьев Степановых в составе 9-й механизированной бригады 3-го гвардейского Сталинградского механизированного корпуса.

   Высокое мужество и храбрость он проявил летом 1943 года в боях на левобережной Украине. Советским войскам предстояло овладеть сильно укрепленным пунктом противника – селом Должик. В ночь на 9 августа командир взвода инженерно-минной роты гвардии старший лейтенант А.М.Степанов получил приказ – разминировать проходы в минных полях для наступления танков и пехоты. И под огнем врага выполнил это задание, обеспечив успех наступательной операции.

   Сохранились фронтовые письма Александра. Вот одно из них: «Скоро, мама, мы возвратимся с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле. До свидания. Ваш Саша».

   И снова бои. Командир роты гвардии старший лейтенант Александр Степанов одним из первых форсировал Днепр и ценой невероятных усилий вместе со своими бойцами удерживал плацдарм на правом берегу. 2 октября 1943 года на участке Селище – Бобрицы, на подступах к Киеву, было отбито шесть яростных атак фашистов. Степанов остался один, один отражал и седьмую атаку. Последней противотанковой гранатой взорвал себя и окруживших его врагов. За этот подвиг 20-летний Александр Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза.

   Его похоронили на высоком берегу Днепра, недалеко от города Киева. Именем Александра Степанова названа улица в городе Тимашевске. Здесь у вечного огня установлен бюст Героя.

В честь  подвига  Александра Степанова поэт- фронтовик сочинил строки:

Сказал им комроты, весь черный от пыли:

- Мы шесть контратак жесточайших отбили,

Припомним московскую позднюю осень,

Припомним, друзья, как дрались двадцать восемь.

За ними Москва, за нами Днепро,

Так встанем пред немцев гранитной горой!

И снова надвинулся яростный смерч:

Ползли 40 танков и сеяли смерть.

И воины замертво в битве упали.

Но нашей земли ни вершка не отдали,

И крикнул Степанов сквозь сеть телефонов:

-Остался один и 15 патронов.

Тогда от родимой земли вековой

Степанов поднялся, как мститель живой,

И встретил в упор он фашистских чертей:

15 патронов – 15 смертей.

Приложение 2

Навечно в памяти…

1. Епистиния Фёдоровна Степанова среди первых советских матерей была награждена орденом «Мать-героиня».

2. В 1977 году награждена (посмертно) орденом Отечественной войны I степени.

3. Образ солдатской матери запечатлён на гербе Тимашёвского района, а также на гербе и флаге Днепровского сельского поселения.

  1. В 1966 году режиссёры Борис Карпов и Павел Русанов создали документальный фильм о Епистинии Фёдоровне Степановой — «Слово об одной русской матери». На Пятом международном кинофестивале в Москве фильм получил серебряный приз. На фестивале в Монте-Карло завоевал первое место — “Золотую нимфу”.
  2. В 1978 году Краснодарское общество любителей книги учредило литературную премию имени Е. Ф. Степановой (с 2001 года имеет статус премии администрации Краснодарского края). Торжественная церемония награждения лауреатов ежегодно проходит в городеТимашёвске в музее семьи Степановых.
  3. В 1982 году на хуторе 1-го Мая (ныне хутор Ольховский) открыт Дом-музей Степановых.
  4. Поэт Феликс Чуев посвятил Епистинии Фёдоровне стихотворение.
  5. Центральная студия документальных фильмов посвятила Епистинии Фёдоровне выпуск киножурнала «Советский патриот» № 71 за1984 год.
  6. В 2005 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла отдельная книга рязанского писателя Виктора Конова, посвящённая Степановой, в которой приводятся документально подтверждённые даты рождения её и её мужа, а также три книги в боксе-обложке: Покрышкин, Жуков, Епистинья Степанова.
  7. Проводятся торжественные мероприятия, посвящённые Е. Ф. Степановой.
  8. Образ Епистинии Степановой на картине художника Григоровича Дмитрия Сергеевича «Скорбящая мать» занимает центральное место в экспозиции зала Музея «Мемориал Победы» в г. Красноярске.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа "Суд над опасным преступником из мира насекомых"

Данная разработка предназначена для детей 4 - 5 классов с целью выяснения как отрицательного так и положительного влияния Колорадского жука на нашу природу.Данное мероприятия является примером использ...

Методическая разработка классного часа «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

Любите друг друга. Любовь как  благодатный дождик, после него даже сквозь самую твёрдую почву обязательно травка пробьётся. ...

Методическая разработка классного часа "В мире профессий"

Классный час "В мире профессий" разработан для учащихся 10 (выпускных) классов II вида. Материал подготавливает будущих выпускников к осознанному профессиональному выбору....

Методическая разработка классного часа "Как жить в мире с людьми и с самим собой"

Классный час "Как жить в мире с людьми и с самим собой"...

Методическая разработка классного часа на день Знаний "Урок мира!"

Методическая разработка классного часа на день Знаний "Урок мира!"Разработчик: Егорова Екатерина Петровна, учитель иностранного языка...

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"

классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...