Урок биологии в 6 классе. "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Воронцова Елена Сергеевна

Урок биологии в 6 классе. "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"

Урок проводится по учебнику Пасечника В.В. "Биология: Многообразие покрытосеменных растений".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.25.6 КБ
Файл Презентация к уроку.500.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе.

Тема: Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Задачи: сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности; развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.

Планируемые результаты:

- предметные: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

- метапредметные: формировать умения анализировать, сравнивать;

- личностные: эколого-краеведческое воспитание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

1. Что называют растительным сообществом?

2. Какие растительные сообщества вы знаете?

3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?

4. Что такое растительность?

5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?

6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?

7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?

8. Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?

9. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.

Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников, при необходимости исправляют их и дополняют.

3. Актуализация знаний

Сейчас Вам необходимо в группах вспомнить какую роль играют растения в жизни человека. На работу Вам отводится 3 минуты. СЛАЙД 1

  • Продукты питания
  • Производство лекарств, химических соединений
  • Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь )
  • Производство бумаги
  • Строительный материал
  • Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д. )
  • Обогащение воздуха кислородом

Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.

     Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества.

     Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает.

Итак, сформулируйте тему урока и его цели. СЛАЙД 2

Работают в паре, вспоминая роль растений для человека.

Слушают учителя.

Делают выводы.

Формулируют тему и цели урока.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют задание.

4. Изучение нового материала.

И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное. СЛАЙД 3

На работу отводится 5 минут.

Положительное влияние человека на растения

Отрицательное влияние человека на растения

Создает высокоурожайные сорта культурных растений.

В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям.

Совершенствуются технологии выращивания растений.

Сокращается количество пахотных земель       (из-за увеличения площадей, занятых под строительство  )

Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв.

Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы ).

Выращивает растения в теплицах, парниках.

Орошение пустынь приводит к засолению почв.

Разводит растения в ботанических садах и парках.

Обеднение растительного покрова за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений.

Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией ).

Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.

Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека.

(обсуждение результатов)

Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм: СЛАЙД 4

Влияние человека

               

                                          Прямое                                 Косвенное

                            (сбор, вырубка растений)          (загрязнение среды обитания)

Причем, как прямое, так и косвенное воздействие очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе…..так, например, (СЛАЙД 5) бумага до полного разложения будет лежать 2 года,

консервная банка – 90 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

 для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.

И это только те немногочисленные предметы, которые мы с вами можем найти на свалках, растущих как «грибы после дождя». А сколько много загрязняющих веществ поступает в атмосферу и гидросферу, веществ, которые медленно и планомерно убивают растительные и животные организмы.

В последнее время негативное воздействие на природу, и в том числе на растительный мир со стороны человека все больше возрастает, и как никогда становится актуальным стихотворение Светланы Островой СЛАЙД 6

                                         Как это страшно – умирание рода,

                                         Всех поголовно, всех до одного

                                         Когда опустошенная природа

                                         Уже не в силах сделать ничего

                                         И поползёт проказа запустенья

                                         И пересохнут ниточки воды

                                         И птицы вымрут,

                                         И падут растенья,

                                         И зверь не обойдет своей беды.

                                        И сколько тут корысти ни ищи ты,

                                        Какой ты отговоркой ни владей,

                                        Земля защиты, требует защиты,

                                        Она спасенья просит у людей!!!

Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.

Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу. СЛАЙД 7 На работу отводится 3 минуты.

Время, отведенное на работу, истекло. Давайте узнаем, что же у вас получилось. (варианты ответов) СЛАЙД 8

  • Создаются заповедники
  • Создаются заказники
  • Создаются ботанические сады
  • Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах )
  • Создание Государственного комитета по охране природы
  • Создание Красной книги

Ребята, а в чем отличие заказника от заповедника. СЛАЙД 9

ЗАКАЗНИК  – природная территория, которая временно охраняет  определенные виды растений и  животных.  Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда  охраняемым объектам.

ЗАПОВЕДНИК   -   участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами ( редкие и ценные виды животных и растений ). Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.

Самостоятельная работа по теме.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Самостоятельная работа.

Коллективное обсуждение написанного.

Вспоминают знания, полученные на уроке географии. Отвечают на вопросы.

5. Закрепление полученных знаний.

А что каждый из нас может сделать для того, чтобы сохранить природу и растения в том числе?

СЛАЙД 11 - Игра «Назови правило».  Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.

1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья, ломать их.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.

5. Нельзя варварски собирать грибы.
6. Не рвите цветы.
7. Не убивайте животных, не ловите их.

7. Нельзя мусорить в лесу.

Отвечают на вопросы.

6. Рефлексия.  

СЛАЙД 12

1.Мне было интересно

2.Мне было скучно

3.Я работал на уроке

4.Я отдыхала во время урока

5.Я понял материал урока

6.Я не понял материал урока

7.Узнал больше, чем знал

Подводят итоги своей работы.

8. Домашнее задание.

§32.

Записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Продукты питания Производство лекарств, химических соединений Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь ) Производство бумаги Строительный материал Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д. ) Обогащение воздуха кислородом Значение растений в жизни человека

Слайд 2

«Охранять природу – значит, охранять Родину» ( М.М.Пришвин) Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Слайд 3

Положительное влияние человека на растения Отрицательное влияние человека на растения Влияние человека на растения

Слайд 4

Влияние человека Прямое Косвенное (сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания

Слайд 5

Б умага до полного разложения будет лежать 2 года , консервная банка – 90 лет , полиэтиленовый пакет – 200 лет , стеклянная бутылка - 2000 лет .

Слайд 7

К акие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в тетрадь .

Слайд 8

Создаются заповедники Создаются заказники Создаются ботанические сады Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах ) Создание Государственного комитета по охране природы Создание Красной книги Природоохранные мероприятия

Слайд 9

ЗАКАЗНИК – природная территория, которая временно охраняет о пределенные виды растений и животных . Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам. ЗАПОВЕДНИК - участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами ( редкие и ценные виды животных и растений ). Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.

Слайд 10

Красная книга Смоленской области

Слайд 11

«Назови правило»

Слайд 12

1.Мне было интересно 2.Мне было скучно 3.Я работал на уроке 4.Я отдыхала во время урока 5.Я понял материал урока 6.Я не понял материал урока 7.Узнал больше, чем знал Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии в 7 классе по теме "Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии".

Урок « Влияние  хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии»  Цели:продолжить изучение темы о взаимосвязи и взаимоотношениях организм...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ: "Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека."

В данной разработке представлен конспект урока, который проводится совместно учителями физики и биологии. Для проведения такого урока требуется предварительная подготовка. Учащиеся заранее готовя...

Интегрированный урок в 6 классе (биология +обществознание) по теме: "Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений".

Интегрированный урок в 6 классе (биология +обществознание) по теме: "Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений"...

Технологическая карта урока географии в 7 классе на тему: «Хозяйственная деятельность человека»

Урок помогает сформировать понятия «первичный, вторичный, третичный сектор экономики»....

Методическая разработка открытого урока в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».

Открытый урок в форме круглого стола  «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» проведен среди учащихся 9-х классов в рамках недели биологии с целью...

Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"

Урок с применением элементов технологии критического мышления....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме:"Многообразие земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека".

Данный конспект урока биологии для 8 класса полностью соответствует  ФГОС ООО. Содержит большой дополнительный материал к уроку, различные дидактические задания и краеведческий материал....