Открытый урок по географии в 7 классе по теме "Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии".
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Макаренко Татьяна Борисовна

 

 Урок « Влияние  хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии» 

Цели:

  • продолжить изучение темы о взаимосвязи и взаимоотношениях организмов, о влиянии на них деятельности человека;
  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  • использовать элементы системного подхода в объяснении взаимоотношений природы и общества;

Из целей урока вытекают следующие задачи:

Учебные:

  • называть и показывать заповедники и национальные парки;
  • объяснять изменения природы континента под влиянием деятельности человека;познакомить с формами охраны природы;
  • углубить знания, систематизировать через повторение материала в сочетании с новым.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений и навыков работы с картой;
  • развитие интереса к предмету через творческие задания;
  • развитие познавательной активности и творческого мышления уч-ся;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное;
  • учить и научить каждого ученика добывать знания;
  • стимулироватьжелание, расширить свой кругозор;
  • развитие устной речи: обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

  • способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Австралии, экологическое сознание;
  • создать условия, для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Австралии;
  • конкретизировать   экологические   знания,  формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 95

Открытый урок по географии в 7 классе

по теме

" Влияние  хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии".

Автор:

Макаренко Татьяна Борисовна

                                                                               учитель географии

Красноярск 2013г

 Урок « Влияние  хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии»  

Цели:

  1. продолжить изучение темы о взаимосвязи и взаимоотношениях организмов, о влиянии на них деятельности человека;
  2. применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  3. использовать элементы системного подхода в объяснении взаимоотношений природы и общества;

Из целей урока вытекают следующие задачи:

Учебные:

  1. называть и показывать заповедники и национальные парки;
  2. объяснять изменения природы континента под влиянием деятельности человека;познакомить с формами охраны природы;
  3. углубить знания, систематизировать через повторение материала в сочетании с новым.

Развивающие:

  1. продолжить формирование умений и навыков работы с картой;
  2. развитие интереса к предмету через творческие задания;
  3. развитие познавательной активности и творческого мышления уч-ся;
  4. развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное;
  5. учить и научить каждого ученика добывать знания;
  6. стимулироватьжелание, расширить свой кругозор;
  7. развитие устной речи: обогащение словарного запаса.

Воспитательные:

  1. способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Австралии, экологическое сознание;
  2. создать условия, для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу Австралии;
  3. конкретизировать   экологические   знания,  формировать убежденность в необходимости охраны окружающей среды.

Оборудование:

Физическая карта Австралии, карточки с изображением животных и растений,мультимедийная презентация “Влияние  хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии ”.

Уровень:

Конструктивный (углубление и расширение темы).

Методы обучения:

 Проблемный. Какие изменения произошли в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Планируемые результаты:

Уч-ся узнают о влиянии деятельности человека на природу Австралии, мерах по ее охране.  

Формы организации учебной деятельности:

Комбинированный урок.

Организация деятельности уч-ся:

Отвечают на вопросы по домашнему заданию, смотрят кинофильм, работают с текстом учебника, выполняют тест, делают сообщения,  слушают рассказ учителя, заполняют таблицу, формулируют вывод урока.

Развитие умений уч-ся:

Анализировать информацию,  выделять главное,  использовать дополнительную информацию.

Приемы деятельности учителя:

Организация проверки домашнего задания,  эвристическая беседа.

Термины:

Памятники природы – природные объекты, имеющие научное, историческое, культурное, эстетическое значение.

Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку. В начале урока проводится проверка домашнего задания по теме “Австралия” (вопросы на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей). В процессе эвристической беседы учащиеся подготовлены к восприятию нового материала, тема “Влияние  хозяйственной деятельности человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии ”.

Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения, звуков живой природы в сочетании с рассказом учителя, который включает в себя  психологическую разгрузку, позволяет усвоить материал первой части урока и плавно перейти ко второй.

Результатом  урока будет таблица Влияние хозяйственной деятельности человека на природу материка.И ответ на проблемный вопрос: Какие изменения произошли в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Закрепление учебного материала проходит по вопросам темы.

Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально – психологический настрой        учащихся.

                                                ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания:

Фронтальная беседа по вопросам:

Учитель:С каким материком вы познакомились на прошлых уроках?

Ученик: С материком Австралия

Учитель: Что вы узнали об этом материке?

Ученик:Географическое положение,  историю открытия, рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, органический мир, население материка.

Учитель: С легкой руки журналистов Австралию назвали удивительным континентом. Многие ученые и журналисты применяют к Австралии эпитет – самый, самый. А что же там самое, самое, чего нет нигде в другом месте планеты?

Ученик: Самый маленький материк Земли,является и самым плоским материком,спокойный в геологическом отношении,самый низкий материк,самый жаркий,  самый сухой,самый малонаселенный, самый эндемичный материк.

Учитель:Почему?  

Ученик:Это можно объяснить тем, что

А. Австралия давно отделилась от других материков.

Б. За время существования материк лишь частично затоплялся морем.

В. Не было резких изменений климата.

Г. Органический мир очень долго развивался изолировано.

Учитель:Какие растения и животные встречаются только в Австралии?

Ученик:75% эндемиков на материке.

 Самая древнейшая двоякодышащая рыба – цератодус, дышит легкими, выходя на берег. Из растений – казуарины, бутылочное дерево, 450 видов эвкалиптов – это самое высокое дерево в мире; высота рекордсмена –189м. Деревья - насосы высаживают в заболоченных районах, для быстрого осушения территории.Из животных - коала, кенгуру, сумчатый волк, сумчатый опоссум, ехидна, утконос.  

Учитель: Индивидуальное заданиедля первых парт:

1.Практическая работа: Карта- образ пространства.

2.Тестирование по теме: Австралийский Союз.

Вопросы классу для желающих поработать у доски:

1.Пользуясь планом дать характеристику географического положения Австралии.

2.Какие природные зоны обозначены буквами А и Б на карте Австралии. Рассказать о разнообразии этих зон.

3.Заполнить таблицу: в чем сходство и отличие рельефа Африки и Австралии.  

3. Объяснение нового материала.

Презентация

Учитель: Обратите внимание на экран (слайд №1). Тема нашего урока: Влияние человека на природу. Заповедники национальные парки Австралии.  Цель: Показать изменения природы континента под влиянием деятельности человека. Продолжить знакомство с формами охраны природы.Сегодня на уроке:  прослушаете сообщения учащихся, поработаете с книгой, посмотрите фрагмент фильма о природе Австралии.(слайд № 2). И ответите на проблемный вопрос. Какие изменения произошли в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности человека.(слайд № 3).Результатом нашего урока будет таблица, которую мы по ходу занятия заполним.Австралия не только самый маленький и жаркий материк. Австралия страна – заповедник. Почему?На этот вопрос вы ответите в конце урока.Природа – это единственный природный комплекс, образованный организмами и средой их обитания.«Всё связано со всем». Это закон?

Ученики: Американского учёного Барри Коммонера.

Учитель: Как вы понимаете этот закон?

Ученики: Растения и животные, общество и природа, все живые организмы связаны, живут сообща, все вместе.

Учитель: Но человек уничтожает леса, стоит заводы, дороги, города, хим. предприятия.К чему это приводит?

Ученики: Гибель организмов, нет места обитания для животных, нет пищи.

Учитель: Остро стоит проблема взаимоотношений природа и человек.

Откройте книги на с. 159.  Пользуясь текстом учебника, сообщениями учащихся, своими знаниями заполнить таблицу Влияние хозяйственной деятельности человека на природу материка.

Хозяйственная деятельность

Изменение природы человеком

Учитель: К чему приводит непродуманный ввоз и вывоз животных и растений.

Ученики: К национальным бедствиям, к нарушению взаимосвязи в природе.

Учитель: Что вы записали в таблице?Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду(слайд № 4)Каковы возможные меры предотвращения нарастающей угрозы?

Ученики: Проводятся мероприятия, обеспечивающие сохранение природы.

Учитель: Совокупность мероприятий, обеспечивающих сохранение природы.Это охрана природы.  Принципы охраны природы (слайд № 5).

1.        Повсеместность

2.        Научная обоснованность

3.        Комплексность

Чтобы добиться сохранения природы во всём её многообразии существуют различные формы охраны природы.Заповедник – территория, на которой сохраняются в естественном состоянии природные комплексы(слайд № 6).

Национальный парк – природоохранная территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. Национальные парки могут посещать туристы, которые обязаны соблюдать установленные там правила.

Ещё одна форма охраны природы – памятники природы – природные объекты, имеющие научное, историческое, культурное и эстетическое значение(слайд № 7).

o        Памятники неживой природы – водопады, гейзеры, пещеры, валуны.

o        Памятники живой природы – деревья, парки.

Прослушаем сообщения учащихся о формах охраны природы в Австралии(слайд № 8-23).

Практическая работа: Нанести на контурные карты заповедники, национальные парки Австралии.

На всех материках действуют организации и группы по охране окружающей среды. Они распространяют информацию, привлекают внимание общественности к экологическим проблемам, участвуют в охране окружающей среды, создают заповедные зоны. Такие организации есть в США, Новой Зеландии, Англии, Канаде.

Назовите их.

Ученики:Международные организации: «Друзья Земли» — выступает в защиту животного мира и окружающей среды, проводит кампании по охране природы на местном, национальном и международном уровне. Всемирный фонд охраны природы -выступает в защиту животного мира и окружающей среды во всем мире.  Гринпис - применяет ненасильственные, но активные методы борьбы за сохранение окружающей среды. Призывает запретить прекратить загрязнение окружающей среды.                                                                                

Оксфам- участвует в долгосрочных программах по совершенствованию технологии земледелия.Международная организация за выживание - проводит кампании в поддержку сохранения местной окружающей среды.

Учитель:  В Австралии:Австралийский фонд охраны окружающей среды.Центр в поддержку перспективных технологий.Информационный центр по проблемам влажных лесов.Всеобщий информационный центр.Общество охраны диких  животных.

Закрепление.

С какими охраняемыми объектами вы познакомились, прослушав сообщения учащихся?

Ответим на вопрос -почему Австралия – страна заповедник?

Ученики: Очень долгое время Австралия развивалась изолированно, поэтому на материке много эндемиков- эвкалипт, кенгуру (животных и растений нигде больше не встречающихся на Земле.) Благодаря изолированности и отсутствию хищников, в Австралии сохранились многие животные, которых ученые считали вымершими- утконос, ехидна.

Учитель: Ответим на проблемный вопрос. Какие изменения произошли в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности человека(ответы по таблице) Знания необходимы всем, люди могут и должны жить в согласии с природой.Запишите на листочках свои выводы

1 Человек-

2 Нельзя ждать…….

3 Люди могут и должны…

4 Сегодня я понял…

5 Мы сами должны….

 Домашнее задание

§, творческое задание: составить рассказ “Я путешествовал по Австралии…”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: