Технологическая карта к уроку на тему "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Наталия Владимировна Гвоздева

Разработка урока на тему "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_rakoobraznye.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока по биологии в 7 классе на тему

«Происхождение и особенности организации членистоногих.  Класс Ракообразные»

Предмет: биология

Класс:       7

Тема  урока: «Происхождение и особенности организации членистоногих.  Класс Ракообразные»

Тип урока: комбинированный

Цель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.

Задачи:

  1. научиться  называть признаки представителей типа Членистоногих
  2. уметь найти в тексте информацию о внешнем и внутреннем строении речного рака
  3. различать  низших и высших ракообразных,
  4. находить на рисунках системы органов ракообразных,
  5. называть значение ракообразных в биоценозах

Форма  проведения  урока: академический урок

Формы  работы  на  уроке: парная, коллективная. 

Средства  обучения: дидактический материал, презентация  выполненная в Рower  Рoint

Предметные планируемые результаты:

  • знать общую характеристику типа Членистоногие;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выделять отличительные признаки биологических объектов;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и образом жизни членистоногих;
  • сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные планируеиые  результаты (сформированность УУД):

Личностные - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Познавательные – умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные – умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в     сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные – умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный этап.

Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Кто сегодня отсутствует?

Прослушайте стихотворение:

Я живу в морской пучине.

Много-много-много лет,

И на это есть причины,

Я от всех храню секрет.

Вот он! Знай, в пределах мира

Нет искусней ювелира.

Жемчуг из песчинок тусклых

Могут делать лишь моллюски.


Итак, давайте проверим наши знания, полученные в ходе изучения темы: «Моллюски». Каждый вариант, получает тестовую работу, время на выполнение отводится 10 минут.

Обменяйтесь работой с соседом по парте, выполните взаимопроверку.

Критерии оценивания:

«5»- 9-7 баллов

«4»-6-5 баллов

«3»-4-3 балла

«2» менее 3 баллов

На доске изображения животных. Рассмотрите изображения.

Рак, Креветка, Осьминог, Дождевой червь, Жук, Бабочка, Большой прудовик, Аскарида.

По каким признакам вы разделили животных на 3 группы

 (ответ: внешнее строение, форма тела)

Рак, креветка, жук, бабочка - это представители типа Членистоногие.

Сегодня на уроке вы узнаете о строении, многообразии и значении представителей класса Ракообразные.

Задачи на экране или доске.

Сегодня мы

-узнаем признаки, по которым животных относят к типу Членистоногие

-научимся распознавать низших и высших раков

-называть органы и системы органов рака и их строение

Условные обозначения.

Познавательные УУД- П

Регулятивные УУД – Р

Коммуникативные УУД -К

Отвечают на вопросы учителя полным ответом.  П

Осуществляют целеполагание и прогнозирование –Р

Формулируют цель урока - П

2. Усвоение знаний

 Итак, давайте изучим систематическое положение типа Членистоногие. Тип Членистоногие включают три подтипа: Жабродышащие, Хелицеровые и Трахейные, к подтипу Жабродышащие принадлежит класс Ракообразные,к подтипу Хелицеровые класс Паукообразные, к подтипу Трахейные класс Насекомые.

К классу ракообразных относят: подкласс Высшие десятиногие раки - обитатели пресных водоёмов, морей и океанов (рак, омар, лангуст, креветка, краб, мокрицы - обитатели влажных почв.); подкласс Низшие раки – дафнии, циклопы – пресноводные обитатели).

На экране фото представителей Членистоногих.

Членистоногие – самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих.

Несмотря на разнообразие внешней формы, у всех членистоногих имеются сходные черты строения.

Предлагает решить 1 учебную задачу.

Индивидуальная работа. Прочтите текст учебника на стр. 106. Отвечая на вопрос: на основании, каких признаков животных объединяют в тип членистоногие. Составьте опорную схему, для этого возьмите опорный лист к уроку.

1.Членистые конечности

2.Сегментированное тело: в большинстве 3 отдела тела: голова, грудь, брюшко

3.Двусторонне-симметричные животные

4.Тело покрыто хитином

5.Происхождение от свободноживущих примитивных многощетинковых червей.

Взаимоконтроль с соседом по парте.

Создание проблемной ситуации:

Речной рак имеет твёрдый покров,  состоящий из органического вещества – хитина. Лёгкий, но твёрдый хитиновый покров защищает мягкие части тела животного и является наружным скелетом.

Ответьте на вопрос: «Что происходит с хитиновым покровом в процессе развития и роста рака?» (ответ: хитиновый покров растёт)

Объяснив, что хитиновый покров практически нерастяжим, формулирую проблемный вопрос: «Каким же образом увеличиваются размеры тела рака, если хитиновый покров вырасти не может?» (ответ: происходит линька, во время линьки старый покров лопается, и рак освобождается от него. Линька происходит несколько раз. Когда рак достигнет взрослого состояния, его рост прекращается и хитиновый покров больше не меняется.

Учебная задача № 2. Работа с рисунком. Перед вами представитель класса Ракообразных – Речной рак.

Рассмотрите внешнее строение рака. На рисунке опорного листа подпишите части внешнего строения рака.

Проверьте правильность выполнения задания, сравнив свой рисунок с образцом в учебнике на стр.83 или доской.

На экране появляется рисунок рака с подписанными частями.

Итак, какие же части внешнего строения рака вы выделили?

Кто испытывал затруднения при выполнении данного задания? Как вы справились с затруднением?

Предлагает решить 3 учебную задачу, работа с таблицей. Работа в парах.

Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

1.Какое количество конечностей имеет речной рак? Как вы считаете, все они выполняют единые функции?

Рассмотрите рис.  на листочке № ? назовите конечности рака и функции, которые они выполняют, запишите в шаблон таблицы вашего опорного листа. Работайте в парах. Для выполнения данного задания вы можете пользоваться текстом учебника на стр. 108.

Название конечности

Функции, которые выполняет конечность

Усики

Верхние и нижние челюсти

Ногочелюсти

Клешни

Ходильные ноги

Брюшные конечности

2.После выполнения задания один из пары называет свой ответ. На экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

4 учебная задача. Используя статью «Внутреннее строение» на страницах 108-109 параграфа выполните задание по вариантам.

1.Нужно найти информацию в тексте учебника о внутреннем строении речного рака и на рисунке указать соответствующую описанию систему органов.  Работаем по вариантам.

1 вариант – пищеварительная система

2 вариант - дыхательная система

3 вариант - выделительная система

4 вариант - кровеносная система

5-вариант-нервная система и органы чувств

6 вариант - половая система.

Информацию находите в тексте, записывая её кратко в таблицу «Внутреннее строение речного рака».

Система органов

Особенности строения

Пищеварительная система

Дыхательная система

Выделительная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

После каждого высказывания поэтапно на экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся других вариантов поэтапно записывают информацию в свою таблицу. По ходу корректируются не правильно выбранные ответы.

4. Кому из вас было сложно выполнить данное задание? Как вы думаете почему?

 Связано ли внутреннее строение с образом жизни рака?

Устно сделают  вывод, что перечисленные особенности строения органов дыхания, пищеварения, выделения связаны с водным образом жизни рака.

1. У З

Слушают учителя. П

Находят нужную информацию в тексте. П

Работают индивидуально.

К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Рефлексируют. П

2 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

3 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

4 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

3.Рефлексия

Итак, обобщите, пожалуйста, полученную информацию на уроке, выбрав правильные суждения:

1.Тип Членистоногие самый многочисленный тип животных.

2.Тело сегментировано.

3.В основном ведут паразитический образ жизни.

4.Роль внутреннего скелета выполняет хитиновый покров.

5.Органы чувств развиты плохо.

6.Органами зрения служат простые и сложные глаза.

7.Замкнутая кровеносная система.

8.Органами дыхания служат кожные покровы.

9.У некоторых конечности превратились в крылья.

10.Все покрыты хитиновым покровом.

Выбирают верные утверждения, записывая их в опорный лист.

Ракообразные имеют огромное значение в биогеоценозах и для человека. Домашним заданием для вас будет из дополнительных источников найти информацию о значении ракообразных и составить схему «Значение ракообразных»

Рассматривают рисунки, сравнивают. П

Прогнозируют – Р

Формулируют свое мнение.  П

4.Подведение итогов урока.

Подводит итог урока, задавая вопросы.

Мы сегодня достигли поставленной цели? Все ли задачи мы решили?

Что я узнал нового….

Чему я научился на уроке…..

Рефлексируют всю свою деятельность на уроке:

причину успеха и неуспеха. П

5.Домашнее задание

П.

1.Выучить параграф 23 учебника.

2.Узнать из дополнительных источников информации о значении ракообразных и составить схему

«Значение ракообразных».

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку технологии в 5 классе."Проект в технике пэчворк"

Одной из инновационных технологий, применяемых мной., является метод творческого проектирования. Данная разработка- сембиоз двух модулей : лоскутная пластика и проект....

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...

Технологическая карта к уроку "Симфонический оркестр" 4 класс

В данной технологической карте раскрыты цели урока, ожидаемые результаты, структура урока представлена: этапы и цели каждого этапа, деятельность учителя и деятельность ученика, универсальные учебные д...

Технологическая карта к уроку по технологии 5 класс. Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий.

Интегрированный урок черчения и технологии.Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий....