Главные вкладки

    Конспект урока на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»
    план-конспект урока по биологии (5 класс)

    Ганиев Альтаф Гаптелнурович

    5 класс биология    14.04.20

    Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»

    Тип урока: Изучение нового материала

    Технология урока: Технология развития критического мышления

    Цель урока: Определить место лишайников в царстве растений;

    познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

    Задачи.

    Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

     Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

    Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

    Планируемые образовательные результаты.

    Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

    Метапредметные и личностные результаты:

     Регулятивные УУД:

    1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

    2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

    Познавательные УУД:

    1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

    2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.

    3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

     Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

     Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

     Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.

    План урока

     I.Организационный этап

     II.Изучение нового материала

    III.Обобщение изученного материала

    IV.Закрепление знаний

     V.Подведение итогов урока

     VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

     

    I.Организационный этап

    1. Фронтальный опрос.

    - Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).

    - Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

    - Что такое симбиоз?

    (Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

    -Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

    (Дети отвечают, что это микориза).

    -Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.

    • Формулировка темы урока.

    - Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Лишайники».

    II.Изучение нового материала

    Рассказ учителя, демонстрация таблицы «Лишайники»

    -Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.

    Лишайники крайне неприхотливы. Они живут в жаркой пустыне, на голых скалах, на деревьях, на старых деревянных постройках. Главное условие для их существования – наличие света и влаги. В засушливое время они могут так высохнуть, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя они вновь «оживают».

               Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.

    -Какое же строение имеет слоевище?

    • Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата.

    Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.

    - Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

    (учитель выслушивает предположения учеников)

    - нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.

    Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.

    -А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.

    Значение лишайников в природе:

    • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
    • Участвуют в почвообразовании.
    • Участвуют в разрушении горных пород.
    • Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
    • Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
    • Являются пищей для многих копытных.
    • Являются важной частью многих экосистем.

             Значение лишайников в жизни человека:

    • Являются кормом для домашних оленей на севере.
    • Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
    • Сырье для химической промышленности.
    • Служат для получения природных красителей.
    • Используют в медицине и парфюмерии.
    • Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

     

    III.Обобщение изученного материала

    IV.Закрепление знаний

     V.Подведение итогов урока

     Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?

    VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 5_klass_biologiya_14.04.20.docx22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    5 класс биология    14.04.20

    Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»

    Тип урока: Изучение нового материала

    Технология урока: Технология развития критического мышления

    Цель урока: Определить место лишайников в царстве растений;

    познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности, распространением на земле, многообразием и значением в природе и жизни человека.

    Задачи.

    Образовательные: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

     Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

    Воспитательные: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

    Планируемые образовательные результаты.

    Предметные результаты: – формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов – формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

    Метапредметные и личностные результаты:

     Регулятивные УУД:

    1. Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

    2. Формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

    Познавательные УУД:

    1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

    2. Формирование умения владеть смысловым чтением, задавать вопросы на основе, извлечѐнной из текста информации.

    3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

     Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

     Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

     Основные термины, понятия: лихенология; лишайники; кустистые, листоватые и накипные лишайники.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, интернет как источник информации, таблица “Лишайники”.

    План урока

     I.Организационный этап

     II.Изучение нового материала

    III.Обобщение изученного материала

    IV.Закрепление знаний

     V.Подведение итогов урока

     VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.

    I.Организационный этап

    1. Фронтальный опрос.

    - Какое царство живых организмов мы изучали на прошлом уроке? (Дети отвечают, что изучали царство «Грибы»).

    - Правильно, это грибы. Вспомните, какой тип питания характерен для грибов? (Дети отвечают, что грибы – гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами и не способны сами их синтезировать).

    - Что такое симбиоз?

    (Дети отвечают. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит пользу каждому из них).

    -Вы помните, что грибы способны вступать в симбиоз с корнями деревьев, в результате чего нити грибницы прорастают внутрь корня растения. Как называется такое образование?

    (Дети отвечают, что это микориза).

    -Интересно, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с деревьями, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. То, как устроены эти удивительные организмы, как они питаются, размножаются, какое значение в природе и жизни человека они имеют, вы узнаете на этом уроке.

    • Формулировка темы урока.

    - Записываем в тетрадях тему нашего урока: «Лишайники».

    II.Изучение нового материала

    Рассказ учителя, демонстрация таблицы «Лишайники»

    -Группа организмов, именуемых лишайниками, насчитывает 25 тыс. видов. Встречаются они на всех континентах, включая Антарктиду.

    Лишайники крайне неприхотливы. Они живут в жаркой пустыне, на голых скалах, на деревьях, на старых деревянных постройках. Главное условие для их существования – наличие света и влаги. В засушливое время они могут так высохнуть, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя они вновь «оживают».

               Тело лишайника называется слоевищем. Слоевище лишайника способно прожить 50-100 лет, разрастаясь за год на 1-5мм. Оно может иметь вид чешуек, трубочек, листочков или кустиков. По цвету и размерам лишайники тоже весьма разнообразны. Они бывают серебристо-серые, зеленые, красные, желтые и даже черные. В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на 3 группы: накипные, листовые и кустистые.

    -Какое же строение имеет слоевище?

    • Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы и микропрепарата.

    Если рассмотреть срез слоевища лишайника под микроскопом, то можно увидеть переплетение бесцветных гиф гриба, между которыми расположены одноклеточные (иногда многоклеточные) водоросли.

    - Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

    (учитель выслушивает предположения учеников)

    - нити гриба впитывают из внешней среды воду и растворенные в ней вещества, а клетки водорослей синтезируют органические вещества. Таким образом, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами, а водоросль снабжает гриб органическими веществами. Налицо симбиоз – взаимовыгодное сожительство двух живых организмов.

    Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно, грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не живут. И если их лишить водорослей – симбионтов – погибают. Попробуйте объяснить, почему.

    -А теперь выясним, как размножаются лишайники. Чаще всего они размножаются кусочками слоевища, а также спорами гриба и особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки разносятся при помощи ветра и воды.

    Значение лишайников в природе:

    • Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
    • Участвуют в почвообразовании.
    • Участвуют в разрушении горных пород.
    • Виды, живущие на стволах деревьев, защищают их от проникновения спор грибов-паразитов.
    • Являются убежищем для насекомых-вредителей деревьев.
    • Являются пищей для многих копытных.
    • Являются важной частью многих экосистем.

             Значение лишайников в жизни человека:

    • Являются кормом для домашних оленей на севере.
    • Некоторые лишайники используются в пищу человеком.
    • Сырье для химической промышленности.
    • Служат для получения природных красителей.
    • Используют в медицине и парфюмерии.
    • Используют для измерения степени загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

    III.Обобщение изученного материала

    IV.Закрепление знаний

     V.Подведение итогов урока

     Как, по вашему мнению, прошел урок? Что нового о лишайниках вы узнали?

    VI.Домашнее задание: §15 прочитать, записать основные понятия и нарисовать схему строения лишайника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

    Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

    Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

    Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

    Тема урока: Роль бактерий в природе и жизни человека

    Урок. Роль бактерий в природе и жизни человека.(ФГОС)...

    Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

    Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

    Технологическая карта урока для учащихся 5 класса по теме "Роль бактерий в природе и жизни человека"

    Данная разработка предназначена в помощь учителю биологии при подготовке к уроку по теме "Царство Бактерии. Царство Грибы". Это второй урок в изучаемом разделе, тип урока - урок получения но...