МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по биологии Тема: «Жизнедеятельность клетки»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Протасова Жанна Владимировна

Технологическая карта урока биологии по теме «Процессы жизнедеятельности в клетке» в 5 классе

(учебник В. В. Пасечник)

Тема: Процессы жизнедеятельности в клетке.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Технологии: Здоровье сбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения.

Цель урока: используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма

Задачи урока:

Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

Образовательная цель: Способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки, расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов. Называть главные части клетки, отличия в строении растительной и животной клетки, научиться применять биологические знания в современном мире.

Деятельностная: Формирование умений реализации новых способов действий: формулировать цель учебной деятельности; планировать этапы работы, уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели, осуществляет самооценку собственной учебной деятельности на уроке и работы одноклассников.

Развивающая: Продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникационная: Участие  во фронтальном опросе, поиск  нужной информации.

Задачи познавательной деятельности: Преобразовывать информацию в форму рисунка.

Воспитательная: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельностивоспитывать  культуру общения при участии в беседе, при работе в группах; формировать  нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные УУД: Формирование навыков применения биологических знаний в современном мире, формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Методы:

Репродуктивный, частично-поисковый, словесный (беседа, рассказ),

наглядный (работа с рисунками, схемами, текстами, таблицами),

практический (выполнение практической работы в парах),

Стимулирования и мотивации учения (познавательные факты, создание ситуаций успеха), самоконтроля и самооценки  (самопроверка ответов на вопросы, самооценка знаний и работы в паре).

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая:

фронтальная беседа, работа с текстом, биологическими терминами, иллюстрациями и текстом учебника, таблицами, выполнение практической работы в паре.

Ресурсы: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.

Таблицы: таблица «Строение животной и растительной клетки», таблица «Деление клетки».

карточки с заданиями для работы в парах, тесты для индивидуальной работы, ключ ответов, микроскопы, вода, компьютер, проектор, экран, электронный микроскоп.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов

(2 уровень);

преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную, совместно с учителем

(2 уровень);

• познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

• коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Этапы урока:

1.Организационная часть урока

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Формулирование темы урока, постановка цели

4. Изучение нового материала

5. Первичное закрепление знаний

6. Закрепление полученных знаний

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

9.Этап рефлексии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка132.71 КБ
PDF icon презентация1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по биологии

Тема: «Жизнедеятельность клетки»

Разработал урок

   Протасова Жанна Владимировна

         учитель биологии

                   

Ванино

2019        

Технологическая карта урока биологии по теме «Процессы жизнедеятельности в клетке» в 5 классе

(учебник В. В. Пасечник)

Тема: Процессы жизнедеятельности в клетке.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Технологии: Здоровье сбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения.

Цель урока: используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма

Задачи урока:

Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

Образовательная цель: Способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки, расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов. Называть главные части клетки, отличия в строении растительной и животной клетки, научиться применять биологические знания в современном мире.

Деятельностная: Формирование умений реализации новых способов действий: формулировать цель учебной деятельности; планировать этапы работы, уметь выбирать способ и средства реализации учебной цели, осуществляет самооценку собственной учебной деятельности на уроке и работы одноклассников.

Развивающая: Продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникационная: Участие  во фронтальном опросе, поиск  нужной информации.

Задачи познавательной деятельности: Преобразовывать информацию в форму рисунка.

Воспитательная: Создать условия для учения с увлечением, воспитывать самостоятельность, чувство гордости за совместный результат познавательной деятельностивоспитывать  культуру общения при участии в беседе, при работе в группах; формировать  нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим.

Планируемые результаты:

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность), устанавливать рабочие отношения в паре, проявлять интерес к исследовательской деятельности.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать учебную проблему.

Познавательные: Вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Личностные УУД: Формирование навыков применения биологических знаний в современном мире, формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Методы:

Репродуктивный, частично-поисковый, словесный (беседа, рассказ),

наглядный (работа с рисунками, схемами, текстами, таблицами),

практический (выполнение практической работы в парах),

Стимулирования и мотивации учения (познавательные факты, создание ситуаций успеха), самоконтроля и самооценки  (самопроверка ответов на вопросы, самооценка знаний и работы в паре).

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая:

фронтальная беседа, работа с текстом, биологическими терминами, иллюстрациями и текстом учебника, таблицами, выполнение практической работы в паре.

Ресурсы: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.

Таблицы: таблица «Строение животной и растительной клетки», таблица «Деление клетки».

карточки с заданиями для работы в парах, тесты для индивидуальной работы, ключ ответов, микроскопы, вода, компьютер, проектор, экран, электронный микроскоп.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов

(2 уровень);

преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную, совместно с учителем

(2 уровень);

• познавательными УУД:

собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

• коммуникативные УУД:

высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Этапы урока:

1.Организационная часть урока

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Формулирование темы урока, постановка цели

4. Изучение нового материала

5. Первичное закрепление знаний

6. Закрепление полученных знаний

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание.

9.Этап рефлексии

Ход урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Формы взаимодействия

учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!

Но прежде, чем мы начнем урок дежурный скажет, кого сегодня нет.(перекличка)

Сегодня у нас необычный урок! У нас в гостях учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их.

Каждый день – всегда, везде

На занятиях, в игре.

Смело, четко говорим

И тихохонько сидим.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинаем наш урок.

Чтоб урок пошел нам впрок!

Представьте, что мы обитатели другой планеты, и сегодня путешествуем на планету Земля Какие живые организмы вы можете встретить здесь? И первые организмы, которых мы встречаем в изучении предмета биологии – это растения.

Проверка готовности к уроку

Организация рабочего места

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Ребята, как вы понимаете высказывание  Анатоль Франса: “Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с удовольствием ”?.

Ребята, из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм?  

Вспомним, какое строение имеет клетка.

И для этого, вам предстоит выполнить задание №1,2 (приложение №2), лежит на парте. Прочитать внимательно. Закончите предложения. При этом идет демонстрация.

Выполнение задания, взаимопроверка и проверка по ключу учителя

Предметные

регулятивные

  1. Формулирование темы урока, постановка цели

Мы вспомнили строение клетки, а сегодня мы с вами погрузимся в тайну жизни клетки.

Как вы понимаете термин жизнь? (Жизнь это совокупность явлений и процессов, происходящих в организмах)

Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь? Назовите признаки

живого? (питание, размножение, рост, развитие, дыхание)

Посмотрите внимательно на слайд. И попробуйте сформулировать тему  урока. (запись в тетрадь темы урока) Слайд 6.

 А начнем работу с просмотра Видиофрагмента. Запишем тему урока.

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока?

 А сейчас послушайте небольшую сказку

Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок

В нашу клетку-теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит -

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук.

В клетку пища поступает

Очень даже непростая,

Днем и ночью круглый год

Поступает кислород.

Должен пищу он окислить,

А из клетки – углекислый.

Часть веществ построит клетку,

(Так растет листок иль ветка)

Часть – отложится в запас,

Что не нужно в тот же час

Удаляется из клетки.

Коли пища поступает,

Клетка быстро подрастает.

Наступает миг деленья,

Это не одно мгновенье.

Длится рост и размножение

Столько, сколь живет растение.

И название “растение”

Получило объяснение.

Я вам сказку рассказала.

Что о клетке вы узнали?

(высказывают предположения о протекающих в клетках процессах)

Оказывается, в клетках протекают те же процессы, что и во всех живых организ-

мах. Давайте совместно попробуем в этом убедится и докажем, что клетка – жи-

вая система.

Постановка проблемы:

« Является ли одна клетка живым организмом?»

Ребята! Вспомните все, о чем мы говорили, подумайте и скажите, как же мы

назовем тему сегодняшнего урока?

Выберем название, которое звучит более научно. Запишем тему урока.

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока?

Ответы на вопросы учителя

Фронтальная работа

регулятивные

  1. Изучение нового

Задание 1. Работа с учебником. Чтение текста и заполнение кластерной схемы (§9, стр. 42 заполнить пустые ячейки в кластере) (Приложение 1) – работа в парах.

Проверка на доске.

Какое еще свойство живого мы не назвали? Движение

Что движется в клетке? Зачем это необходимо?

Заполнение кластера, чтение текста учебника.

Просмотр видеофрагмента.

Самооценка

Работа в парах.

Фронтальная работа

Предметные, регулятивные,

коммуникативные

  1. Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело.

Выполнение физических действий

фронтально

личностные

  1. Изучение нового материала

Задание 2. Составьте схему деления клеток. Для этого изучим текст учебника на стр. 44 «Как делится клетка

У вас лежат разрезанные карточки в конверте №2 (приложение №3) из которых необходимо правильно расставить этапы, проверка на экране. Презентация слайд 8. Как должно быть проверьте. Отложите конверты с заданием.

Работа с текстом и терминологией

Групповая работа

Предметные, регулятивные,

коммуникативные

  1. Первичное закрепление  нового

Каждый процесс жизнедеятельности можно назвать определенным понятием.

Задание 3 Установите соответствие между понятием и процессом жизнедеятельности.

Проверка на доске.

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа,

Предметные, регулятивные

  1. Контролирующее задание

Подведение итогов

Задание 3  «Незаконченное предложение»

- Мы сегодня на уроке говорили о процессах (жизнедеятельности в клетке)

- Главное проявление жизни в клетке – (обмен веществ)

- Увеличение числа клеток происходит в процессе (размножения)

- Все части клетки работают (согласованно)

- Клетка – это (биосистема)

Найдите в тексте предложение, которое отражает вывод, который мы с вами сделали?

Ответы на вопросы учителя

фронтальная работа

Предметные, регулятивные

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Оцените свою работу сегодня на уроке.

Оцените работу соседа.

У кого совпали знаки?

Кто не согласен с оценкой, которую поставил ему сосед, поясните.

Самооценка и взаимооценка

фронтальная

Личностные, регулятивные, коммуникативные

  1. Домашнее задание

Учить, пересказывать  §9, отвечать на вопросы. Составить синквейн со словом клетка

1 строка – одно существительное, выраж. тему

2  строка – два прилагательных, выраж гл. мысль

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза несущая определенный смысл

5 строка – заключение в форме существительного -

Приложение №1

Лист учащегося

Тема урока: «__________________________________________________________________________________________»

Задание 1  «Построить кластер»

        

Задание 2 «Установить соответствие»                                                                                                                       Приложение №2

Размножение

Питание

Движение цитоплазмы

Дыхание

Обмен веществ

Ко всем частям клетки доставляются нужные вещества

Деление ядра и передача наследственной информации

Обмен веществами между клеткой и окружающей средой

Используется кислород и выделяется углекислый газ

 Процесс включения поступивших веществ в в состав самой клетки

        

Подведение итогов «Незаконченное предложение»

Мы сегодня на уроке говорили о процессах ___________________________________________.

Главное проявление жизни в клетке – ________________________________________________.

Увеличение числа клеток происходит в процессе ______________________________________.

Все части клетки работают _________________________________________________________.

Клетка – это ______________________________________________________________________.

Приложение №3

Деление клетки

Приложение № 4.

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

ЗАДАНИЕ №1

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии «Клетка -основная единица живого. Строение клетки»

Технологическая катра урока по биологии , 5 класс по теме ""Клетка-основная единица живого. Строение клетки"...

Презентация к уроку биологии в 5 классе на тему "Жизнедеятельность клетки"

Презентация к уроку биологии в 5 классе на тему "Жизнедеятельность клетки" с применением здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока по биологии в 5 кл по теме "Жизнедеятельность клетки" (ФГОС)

Конспект урока по биологии в 5 кл по теме "Жизнедеятельность клетки" (ФГОС). Автор учебника Пономарева И.Н и др....

Методическая разработка урока по биологии тема "Сколиоз"

Конспект разработан для 9 класса в коррекционной школе...

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема урока: Жизнедеятельность клетки Тип урока: урок-проект «открытия&r...

Методическая разработка урока биологии для 6 класса по теме "Жизнедеятельность клетки"

Методическая рарзаротка урока биологии по учебнику Биология. 6 класс. Базовый уровень. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г./ Под ред. Пасечника В. В. Москва: Просвещение, 2023 ...