Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме: "Жизнедеятельность клетки"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Жизнедеятельность клетки". урок составлен по предметной линии УМК по биологии "Линия жизни" для 6 класса под редакцией В.В. Пасечника. В технологической карте изложены этапы проведения урока открытия новых знаний, планируемые результаты обучения, содержание учебного материала., деятельность  учителя, деятельность учащихся, формирование универсалных учебных дейчтвий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 6 в 6 классе по биологии

Тема урока: Жизнедеятельность клетки

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: сформировать у учащихся знания о процессах жизнедеятельности клетки.

Образовательная: углубить знания учащихся о процессах  жизнедеятельности клетки;

Развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять органоиды с их выполняемыми функциями, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие,  самостоятельность, чувство удовлетворенности за совместный результат познавательной деятельности.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Научиться давать определения понятиям: движение цитоплазмы, межклеточное вещество, межклетники,  клеточное дыхание, раздражимость, выделение, тургор, хромосомы, жизненный цикл клетки.

Объяснять процесс взаимодействия соседних клеток.

Знать как происходит обмен веществ и превращение энергии.

Объяснять реакцию клетки на внешние и внутренние воздействия.

Знать как происходит деление клетки.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Метапредметные УУД:

Познавательные

Устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логический операций; составлять план параграфа.

Регулятивные

Формулировать цель урока и  ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные

строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать  свою точку зрения; отстаивать свою позицию.

Личностные

Формирование познавательного интереса к изучению природы, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности.

Решаемые проблемы

Какие процессы жизнедеятельности характерны для клетки? Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы в клетке?

Как поступают вещества в живую клетку? Что такое раздражимость? Какова роль тургора в клетке? Как происходит деление клетки? Чем объясняется рост органов растения?

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас, давайте улыбнемся друг другу и ваше хорошее настроение поможет освоить новую тему. Пожелаем друг другу успеха на уроке  и активно поработаем.

Приветствие учащихся, настрой на урок.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, доброжелательно относиться к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные:

мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со своими одноклассниками.

Актуализация

знаний, сообщение

темы и целей урока.

Актуализация знаний учащихся о химическом составе клетки.

  • Какова роль цитоплазмы в клетке?
  • Какую роль в клетке играет вода?
  • Какую роль в клетке играют минеральные соли?
  • Какие вещества относятся к органическим?
  • Каково значение органических веществ в клетке?
  • Что указывает на общность живой и неживой природы?

Я предлагаю вам составить ответ согласно плану: 1.Роль органических веществ в клетке.

2. Роль неорганических веществ в клетке.

3.Вывод об общности живой и неживой природы

Н определяют тему урока. Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ о химическом составе клетки.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Коммуникативные:

умение воспринимать

информацию на слух, отвечать на вопросы

Постановка учебной задачи

  • Исходя из темы урока, сформулируйте главную цель.
  • Что сегодня нам предстоит выяснить?

Обсуждение  затруднений (почему возникли  затруднения,  чего мы ещё не знаем)

Подводит к постановке цели – используя знания о клетке, о её химическом составе, доказать, что в клетке происходят процессы жизнедеятельности.

Запись числа, темы урока.

Конкретизируют тему.

Регулятивные:

самостоятельное формулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование

Усвоение новых знаний

Демонстрирует видеофильм.

Организует работу в группах.

1группа. Прочитайте текст учебника с. 26, найдите ответы на вопрос:

-Какие процессы жизнедеятельности вам известны?

2 группа. Прочитайте текст учебника с. 26, найдите ответы на вопрос:

-Что такое хлоропласты, где они находятся в клетке?

3 группа. Прочитайте текст учебника с. 26, найдите ответы на вопрос:

-Что такое хромосомы, какова их роль в клетке?

Рассказ учителя об одном из важных процессов жизнедеятельности клетки –обмен веществ и энергии.

 

Объяснение процессов раздражимости и тургора. Предлагает учащимся привести примеры процесса раздражимости клеток.

Обращает внимание на доску с рисунком «Деление клетки». Показывает и объясняет этапы деления клетки на доске.

Подводит учащихся к определению жизненного цикла клетки.

Слушают  объяснения и

инструкцию учителя. Работая в группах, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают

выводы и записывают в тетрадь.

Запись в тетрадь понятий: клеточное дыхание, выделение.

Учащиеся приводят примеры.

Учащиеся составляют схему деления клетки в тетради.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Физкульт-минутка

Смена деятельности. Выполнение упражнений

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел,

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Покружиться.)

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Первичное закрепле

ние с комментиро

ванием

Первичная проверка понимания изученного

Учитель дает учащимся самостоятельное задание: «Верное – неверное утверждение».

1. Клетка способна к размножению.

2. Питание – поглощение кислорода клеткой.

3. Дыхание – это движение.

4. Цитоплазма обеспечивают связь между органоидами клетки.

5. Увеличение в размерах клетки – это рост.

Ответы к самостоятельной работе:

1 + ; 2 - ; 3 - ; 4 +; 5 +.

Выполняют задания.

Проводят взаимопроверку.

Обсуждают возникшие разногласия.

Делают вывод

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Рефлексия учебной деятельности

По результатам учащиеся  по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Личностные:

самооценка на основе

успешности, адекватное понимание причин  успеха и неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Познавательные:

рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Информация о домашнем задании. Выставление оценок.

Формулирует задание, комментируя и отвечая на вопросы учащихся.

изучить текст § 4 в учебнике, ответить на вопросы,

на стр. 29 подумать над вопросом.

Выставляет оценки.

Воспринимают информацию,  фиксируя задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....