Технологическая карта урока по биологии 7 класс "Иглокожие"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Бригадиренко Лариса Сергеевна

Технологическая карта  открытого урока по биологии 7 класс, учебник В.В.Пасечник. В данной разработке предствалены различные формы проверки знаний обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_biologiya_7_klass.docx32.95 КБ
Office presentation icon 10.ppt2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Биология 7 класс

Дата: 16.10.19г.

Тема урока «Тип Иглокожие »

Цели урока: дать общее представление о  типе иглокожие.

Предметные результаты:  сформировать знания о строении, многообразии и роли иглокожих в природе и жизни человека;

Личностные результаты:     Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД  Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;   Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,  определять  цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

1.

Организационный  этап

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, комфортность, создает ситуацию успеха

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, готовят рабочее место.

2.

Мотивация учебной деятельности.

.

Как  вам  уже  известно,  клетка  служит  основой  строения  всех  живых

организмов:  микроорганизмов,  грибов,  растений  и  животны.  Для

прокариот  и  простейших,  низших  грибов  и  некоторых  водорослей

понятие «клетка» и «организм» совпадают. Клетка - это  элементарная

частица организма способная к  самовоспроизведению и развитию.

Как  вам  уже  известно,  клетка  служит  основой  строения  всех  живых

организмов:  микроорганизмов,  грибов,  растений  и  животны.  Для

прокариот  и  простейших,  низших  грибов  и  некоторых  водорослей

понятие «клетка» и «организм» совпадают. Клетка - это  элементарная

частица организма способная к  самовоспроизведению и развитию.

Как  вам  уже  известно,  клетка  служит  основой  строения  всех  живых

организмов:  микроорганизмов,  грибов,  растений  и  животны.  Для

прокариот  и  простейших,  низших  грибов  и  некоторых  водорослей

понятие «клетка» и «организм» совпадают. Клетка - это  элементарная

частица организма способная к  самовоспроизведению и развитию.

Как  вам  уже  известно,  клетка  служит  основой  строения  всех  живых

организмов:  микроорганизмов,  грибов,  растений  и  животны.  Для

прокариот  и  простейших,  низших  грибов  и  некоторых  водорослей

понятие «клетка» и «организм» совпадают. Клетка - это  элементарная

частица организма способная к  самовоспроизведению и развитию.

Как  вам  уже  известно,  клетка  служит  основой  строения  всех  живых

организмов:  микроорганизмов,  грибов,  растений  и  животны.  Для

прокариот  и  простейших,  низших  грибов  и  некоторых  водорослей

понятие «клетка» и «организм» совпадают. Клетка - это  элементарная

частица организма способная к  самовоспроизведению и развитию.

Как  вам  уже  известно,  клетка  служит  основой  строения  всех  живых

организмов:  микроорганизмов,  грибов,  растений  и  животны.  Для

прокариот  и  простейших,  низших  грибов  и  некоторых  водорослей

понятие «клетка» и «организм» совпадают. Клетка - это  элементарная

частица организма способная к  самовоспроизведению и развитию.

Ребята, я хочу начать сегодняшний урок с притчи Сократа. « Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех трёх. Одного спросили: - Что ты делаешь? - Тащу эту проклятую ношу. Второго спросили: - Что ты делаешь? - Зарабатываю на хлеб себе и семье, бодро ответил он. Третий на тот же вопрос улыбнулся:       - Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!» Вывод: труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек для себя и для людей благо. Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

Слушают учителя. Отвечают на поставленный вопрос:

дети приходят на занятия по биологии, чтобы делать открытия, чтобы узнать, что-то новое.

3

Этап актуализации знаний .

        “Магический лабиринт”

Прочитайте тезис № 1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по цифре указанной возле ответа “Да”, если нет – то по цифре указанной возле ответа “Нет” к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов

Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис.

учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. «ИГЛОКОЖИЕ»

Проверяют свои знания. Выполняют задания.

4

Этап построение проекта урока

В океанариуме дети заметили этих необычных животных и спросили у экскурсовода почему их так назвали.  Она им ответила, что у них есть иглы. Как вы думаете, это правильный ответ?

- цель нашего урока изучить строение, многообразие и значение этих животных в природе и для человека

 Отвечают на поставленные вопросы.

свое мнение высказывают учащиеся и ставят цель для того, чтобы решить данную проблему.

5

Изучение нового материала.

Примерно 500 млн. лет назад, океаническое дно было заселено удивительными животными. Это было время расцвета иглокожих. Название «иглокожие» – было дано еще древними греками.  Иглокожие – это морские животные, предками иглокожих считают животных, выделившихся из группы древних многощетинковых кольчецов. Иглокожие  ведут прикрепленный или малоподвижный образ жизни.  В настоящее время известно около 6 тыс. видов современных иглокожих, размеры тела которых колеблются от нескольких миллиметров до метра. Палеонтологи нашли 13 тыс. видов вымерших иглокожих.

Форма тела иглокожих сводится к 3 типам: звезды, шара, несколько сплюснутого (морские ежи), и цилиндра с заостренными иногда краями (голотурии). Все иглокожие в коже имеют известковый скелет, состоящий из пластинок разной толщины и величины, соединенных у одних форм подвижно, у других неподвижно. Внутренние органы - пищеварительный канал, нервная, кровеносная и водная или амбулакральная системы также устроены по радиальному типу, то есть от центральной части отходят ветви, располагающиеся звездообразно. Наиболее характерная черта организации иглокожих - их органы движения в виде так называемых амбулакров, амбулакральных ножек - выпячивания кожи в виде трубочек, наливающихся жидкостью из амбулакральных сосудов; налитые жидкостью ножки становятся плотными и тугими и служат для движения.

Выделяют 5классов иглокожих:

1.морские лилии

2.морские звезды

3.морские ежи  

4.голотурии  

5.офиуры

А теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Звучит шум прибоя.

Представьте, что мы находимся на берегу моря.

Давайте подышим свежим морским воздухом : глубоко вздохнули, выдохнули (3 раза). Делаем зарядку на морском песке.

 Наклоны головы, рывки руками.

 А теперь поплыли. Далеко не заплываем, помним что там могут ждать на с иглокожие, а мы их еще не знаем, вдруг они ядовиты.

А теперь давайте познакомимся с представителями иглокожих.

Задание. Перед вами таблица «Тип Иглокожие» . Пользуясь учебником заполните таблицу.

Название класса

Морские лилии

Морские звезды

Офиуры

Морские ежи

голотурии

Форма тела

Щупальцев 5 но могут ветвиться до 200 и более отростков

Лучей от 5 до 50.

Плоские, диаметром до 10 см с длинными, иногда ветвящимися лучами.

Круглые с жесткими иглами.

Тело похоже на огурец от нескольких мм до 2 метров

Особенности

Ротовое отверстие в верхней части тела. Сидячие и свободноплавающие

Малоподвижные. Ротовое отверстие на нижней стороне тела. Желудок выворачивается через ротовое отверстие и обволакивает добычу.

Передвигаются, приподнимая тело над грунтом с помощью лучей. Некоторые могут светиться.

Свободнодвижущиеся с жестким панцирем, покрытым подвижными иглами. Рот с грызущим аппаратом.

Рот на переднем конце. При защите от врагов, сильно сжимаясь, голотурии выбрасывают через анальное отверстие свои внутренности, которые впоследствии востанавливаются.

Просмотр видеофильма.

Значение в природе и для человека (устный ответ – составить тезисы)

Иглокожие играют важную роль в жизни моря (придонного биоценоза).  Подобно моллюскам  и другим животным, они участвует в поддержании определённого состава морской воды. Они потребляют в процессе питания большое количество солей, особенно солей кальция, из которого строят свой скелет. Они способны извлекать из воды радиоактивные вещества, которые накапливаются у них прежде всего в жидкости полости тела. Иглокожие являются пищей различным животным. Например, треска, камбала и др. рыбы поедают значительное количество офиур и морских ежей. Морских ежей употребляет в пищу и морская выдра, калан. За ними охотятся и некоторые моллюски и ракообразные. Многие иглокожие являются хищниками и сами поедают различных животных. Особенно хищниками слывут морские звёзды, которые могут съесть рыбу, превышающую по размерам их тело. Некоторые иглокожие используются человеком в пищу. Среди них наиболее важное значение имеют голотурии – трепанги, которых насчитывается около 40 видов. Наиболее старыми потребителями являются жители Китая, Японии, малайского архипелага. В Китае по целебным свойствам трепангов сравнивают с корнем женьшеня и называют его «корнем моря». В Японии добывают и некоторые виды морских ежей, икру которых употребляют в пищу. Иглокожие являются предметом исследований. Так, яйца иглокожих, особенно морских ежей, используют для выявления излучения на живые организмы, т.е. берут в космос.

Слушают, отвечают на вопросы, анализируют и преобразуют полученную информацию, оформляют результаты работы. Распределяют свою работу, оценивают результаты своей работы. Обсуждают вопросы, которые возникают в процессе работы и отвечают на вопросы учителя.

Просмотр видеофильма.

 Запись в тетрадь

Значение иглокожих

в природе

  • Освобождают морское дно от органических останков
  • Являются пищей морским животным

для человека

  • Морские ежи и их икра имеют промысловое значение
  • Панцирь морских ежей богат фосфором и кальцием, поэтому перерабатывается на удобрения
  • Некоторые виды голотурий под названием «трепанги» употребляют в пищу

 Некоторые ядовиты

6

Закрепление изученного материала

Задание. Оцените утверждение (да или нет)

1. Все иглокожие живут в морях и океанах. (да).

2. форма иглокожих: звезда, шар, циліндр (да)

3.Иглокожие имеют двустороннюю симметрию. (нет).

4. Все иглокожие раздельнополые. (нет).

5. Представители имеют известковый скелет . (да). 

6. Морские звезды дышат жабрами (нет)

Выполняют задание.

7

Рефлексия.

Организует и проводит рефлексию.

Оценивают свою работу,. Заполняют листы самооценки.

8

Домашнее задание.

Изучить текст учебника;

По желанию (что-то одно): подготовить сообщение об интересных особенностях иглокожих, пользуясь дополнительной литературой, составить синквейн, презентацию, кроссворд.

.

Записывают домашнее задание, благодарят учителя за урок.

Приложение №1

Магический лабиринт

Е.1. Все организмы делятся на царства: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные

Ж. 5. Эвглена обитает в воде

Л.9.Амеба относится к простейшим организмам

О.13.Царство Животные делят на позвоночных и беспозвоночных

Да-2

Нет-16

Да-4 

Нет-12

Да-11

Нет-16

Да-5

Нет-6

И. 2.Простейшие относятся к Царству Одноклеточные

М. 6.  Нервная система моллюсков имеет сложное строение

Ю. 10.В ротовой полости моллюсков есть слюнные железы

Т.14. Повтори материал данной темы, а затем вернись к решению лабиринта

Да-8

Нет-5

Да-3

Нет-15

Да-17

Нет-10

 

 

Я. 3. У моллюсков кровеносная система незамкнутая

Н. 7. Плоские черви бывают паразитами

О. 11. Двустворчатые моллюски исключительно водные животные

С. 15. Все черви паразиты имеют хорошо развитую кровеносную систему

Да-4

Нет-8

Да-7

Нет-12

Да-16

Нет-14

Да-14

Нет-7

И.4. Все моллюски имеют раковину

Г. 8. Амеба передвигается с помощью ресничек

А. 12. Туловище кольчатых червей состоит из сегментов

К. 16. В ротовой полости моллюсков находится мускулистый язык с хитиновыми зубами

Да-5

Нет-1

Да-13

Нет-9

Да-15

Нет-19

Да-13

Нет-13

 Приложение №2 

 Задание: заполнит таблицу с помощью учебника.

Таблица «Тип Иглокожие» .

Название класса

Морские лилии

Морские звезды

Офиуры

Морские ежи

Голотурии

Форма тела

Особенности

 Приложение №3

 Задание. Оцените утверждение (да или нет)

1. Все иглокожие живут в морях и океанах.

2. форма иглокожих: звезда, шар, циліндр

3.Иглокожие имеют двустороннюю симметрию.

4. Все иглокожие раздельнополые.

5. Представители имеют известковый скелет .

6. Морские звезды дышат жабрами

Приложение №4

Рефлексия.

  1. Тебе понравился урок? ___________________________________________________
  2. Какие знания, полученные на уроке, тебе пригодятся в жизни? __________________

 Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

- я хорошо поработал на уроке

- мне было трудно на уроке

- я мог бы поработать и лучше

- я приложил все свои возможности

  1. Поставь себе оценку за работу на уроке:   5           4            3           другая_________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биология. Животные. 7 класс

Слайд 2

Мудрая притча

Слайд 3

Магический лабиринт

Слайд 4

Тема урока: Тип Иглокожие

Слайд 5

Цель урока: Изучить строение Иглокожих Познакомиться с многообразием Иглокожих Узнать значение Иглокожих в природе и для человека

Слайд 7

Форма тела Иглокожих

Слайд 8

Внутреннее строение

Слайд 10

Физминутка.

Слайд 11

Задание: заполнить таблицу «Тип Иглокожие» Название класса Морские лилии Морские звезды Офиуры Морские ежи Голоту рии Форма тела Особен ности

Слайд 12

Тип Иглокожие

Слайд 13

Значение Иглокожих в природе Освобождают морское дно от органических останков Являются пищей морским животным для человека Морские ежи и их икра имеют промысловое значение Панцирь морских ежей богат фосфором и кальцием, поэтому перерабатывается на удобрения Некоторые виды голотурий под названием «трепанги» употребляют в пищу Некоторые ядовиты

Слайд 14

Оцените утверждения (да или нет) 1. Все иглокожие живут в морях и океанах. 2. форма иглокожих: звезда, шар, циліндр 3.Иглокожие имеют двустороннюю симметрию. 4. Все иглокожие раздельнополые. 5. Представители имеют известковый скелет . 6. Морские звезды дышат жабрами

Слайд 15

Домашнее задание Прочитать параграф 13. Задание по выбору: подготовить сообщение об интересных особенностях иглокожих, пользуясь дополнительной литературой, составить презентацию, кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Царство грибов"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Царство грибов"разработаннная по ФГОС 2 поколения...

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя» к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»

В данном документе представлена технологическая карта урока по биологии 9 класс на тему «Короли мезозоя»  к уроку «Развитие жизни в мезозойскую эру»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класса. Тема урока: " Биологические иллюстрации"

технологическая карта урока биологии для 5 класса на тему "Биологические иллюстрации" напрвлена на развитие метапредметных универсальных учебных действий. Учебник В,А. Самкова, Д.И. Рокотова -Биология...