Технологическая карта урока
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Анискина Елена

Клеточное строение –общий признак живых организмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kletochnoe_stroenie.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :Клеточное строение –общий признак живых организмов

Цель деятельности учителя: Способствовать формированию представлений о клеточном строении как общем признаке живых организмов, об отличиях в строении растительной и животной клетках, умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию познавательной и творческой активности

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получат возможность научиться: отличать строение растительной клетки от животной, видеть взаимосвязь строения и функциональных особенностей, самостоятельно находить информацию.

  Метапредметные:овладеют способностями понимать учебную задачу урока, обобщать понятия, слушать  собеседника и вести диалог оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

   Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, проявлять эстетическую культуру: аккуратность заполнения карточек .

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный ; групповая, фронтальная, индивидуальная. фронтальная, индивидуальная

Оборудование: Медиапроектор, ПК

Наглядно-демонстрационный материал: микроскоп световой , лупа, клубень картофеля, листья разных цветов

Основные понятия и термины: Строение клетки, органоиды клетки: оболочка, пластиды, хлоропласты, ядро, цитоплазма, клетчатка, вакуоль. Вирусы-неклеточная форма жизни.

Литература:УМК: Сухова Т.С. Биология :5 класс: учебник для общеобразоват. Организаций._М.:Вентана-Граф, 2014

Интернет-ресурсы:

1.http://www.biouroki.ru/ 2. http://school-collection.edu.ru/

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

ЭОР,

гиперссылка

время

1.

орг.мом.

2.Изучен.

нов.темы

3.Закрепление

4.Рефлексия

5.Д/З

Постановка темы

Постановка цели

Работа с рисунком

Игра «Следствия ведут знатоки» закончить предложения

 Кирпичи - это основа для строительства дома

Слова, которые составляют основу предложений

 Из слогов, которые складываются из букв - буквы, это основа слогов

 Из клеток

Клеточное строение –общий признак живых организмов

( Строение клетки, какие бывают клетки, размер клетки…)

Изучить строение клетки живых организмов

Лупа,микроскоп

Клеточное строение –общий признак живых организмов(бактерий,растений,грибов,  животных, в т.ч.человека)

Вирусы –неклеточные форма жизни

Бактерии-одноклеточные организмы; грибы,растения и животные могут состоять из одной или множества клеток.

Да

Нет, мы не заем строение

Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма

Поры

Пропускать и выводить вещества

Круглая

Передача наследственной информации

Всё содержимое клетки

Оболочка, пластиды ,вакуоли

Они всё время на месте

Растениям помогают пластиды, а именно , хлоропласты, в которых на свету из углекислого газа и воды образуются органические вещества

Голубым

Вода

Видны другие органоиды

Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

Что нужно, чтобы составить предложение?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят организмы растений, животных, человека?

Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. 

И так определите тему сегодняшнего урока

Что вы хотите узнать из новой темы?

Исходя из ваших ответов какова цель сегодняшнего урока?

С помощью каких приборов можно изучить клетки?

Лупа увеличивает в 2-25 раз

Сегодня мы будем говорить о клетках, впервые клетки увидел англичанин Роберт Гук более 300 лет назад.

Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. “Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек...” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.   Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.

Рассмотрим рис.15 с.17

Сделать вывод

Рассмотреть рисунок 15 заполнить карандашом +или –

Какой сделаем вывод

 

Физминутка

1.упр.для глаз

2.вращение головы

3.вдох-выдох

4.сдавливание ладоней

5. растереть мочки уха

Скажите, пожалуйста, приходилось ли вам работать над проектом в начальной школе?

На уроке мы сейчас будем, исследовать и создавать модели растительной и животной клетки.

Легко ли это будет сделать?

Откроем рис.16 с.19 А Рассмотрим строение растительной и животной клеток под световым микроскопом

Какие одинаковые части клеток вы увидели?(орган у человека,оргоноид у клетки)

Мембрана от лат. «кожица», «пленка»

Как называются отверстия в мембране?

Как вы думаете какую роль они выполняют?

Какую форму имеет ядро?

Подсказка в нем находится ДНК, какую роль выполняет ядро?

Как можно определить положение цитоплазмы? Она вязкая, двигается и обеспечивает перемещение веществ.

А что есть в строении растительной клетки, но нет в животной?

Оболочка состоит из вещества целлюлозы( клетчатки), таким образом определяет форму клетки и транспорт веществ

Разница в строении клеток растений и животных объясняет, например, разница в питании этих организмов. Чтобы хорошо питаться, животным приходится активно двигаться, а растениям?

Как им удается питаться?

Составить схему пластиды:

Хлоропласт «хлорос» зелёный

                       «пластос» образующий

Демонстрация лепесков….

Хромопласт «Оформленный» красный, оранжевый…

Демонстрация среза клубня  картофеля

Лейкопласт «лейкос» белый

Рассмотрите рис.16 б, каким цветом изображена вакуоль ?

Что там?

А именно клеточный сок( разрезать арбуз течет клеточный сок из-за повреждений вакуолей)

А теперь рассмотрим растительную и животную клетку под электронным микроскопом. Рис.16Б с.19 Что новое заметили ?

Их название узнаете в старших классах

Игра: «Верю-не верю»

1.Клетки живых организмов имеют ядро?

2.Цитоплазма постоянно движется

3.Все клетки живых организмов имеют пластиды?

4.Ядро придает клетке форму

5.Хлоропласты имеют красный, белый цвет

6.Вакуоли заполнены семенами

Подписать органоиды клетки

На парту распечатки карточек черно белые

Исходя из темы и цели подведём итог

Или дополните предложения:

Что нового вы узнали?

Что вас удивило?

Большего всего понравилось?

У меня настроение

Демонстрация лупы, микроскопа,а также вывести на экран увеличенную через школьный микроскопклетку растения и животного

Мульт.Адибу «Почему листья зеленые» на 0.40 сек.

1,2,3

Групповая работа

п.3 прочитать, модель клетки (по желанию)

Знать строение  клеток

с.21 вопрос №2 письменно

1

2

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...