"Использование поэтических произведений на уроках биологии"
статья по биологии

Вишнякова Светлана Владимировна

В статье представлены стихи для использования на уроках и даны методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi_na_urokah.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Крылов         «Листы и корни»

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что́ б было в нем без нас? Ну, право,
10Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем? 
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».— 
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,
20Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» — 
Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те»,
Им снизу отвечали:
«Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,— 
Не станет дерева, ни вас».

Задание: Найди биоэкологические ошибки.

Каждому с детства знакомо стихотворение А.Н. Плещеева «Сельская песенка»:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей,

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей.

Дам тебе я зерен,

Ты мне песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой.

Однако, немногие находят в нем смысловую биоэкологическую ошибку. А ошибка в данном стихотворении очевидна: ласточки, являясь насекомоядными птицами, зерно не едят. Да и по экологической теории сначала «солнышко блестит», а затем «травка зеленеет».

Довольно часто читая стихи даже признанных литературных корифеев, можно обнаружить некоторые биологические ошибки и экологические неточности. Поэтому, главная задача чтения таких стихов на уроке заключается в том, чтобы научить детей находить такие ошибки и исправлять их. Можно дать учащимся задание на дом найти в литературе или написать самим стихи с биоэкологическими ошибками и предложить их в классе для обсуждения.

Евгения Евтушенко:

…Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Так, например, начиная изучение с ребятами темы "Саморегуляция в биогеценозе", я читаю в самом начале объяснения стихи Юлии Друниной:

Кто видел енисейские дали, тот о них не забудет нигде,

А деревья вокруг умирали по пояс в воде.

Почернела листва, облетела, запах тлена и мёртвый плеск,

Кто-то трезвый, могучий, смелый порешил затопить здесь лес,

И боролись за жизнь великаны, хотя была неизбежна смерть,

Было страшно и больно, и страшно на агонию эту смотреть.

Было больно, но всё-таки взгляда я от них не могла отвести,

Мне твердили: "Так нужно, так надо, жаль, но нету другого пути…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей на уроках биологии с использованием заданий экологической направленности

Проблема воспитания ответственного отношения человека к природе остро стоит перед всем человечеством. Именно поэтому очень важно заложить   основы экологической этики ещё в дошкольном возрас...

Использование литературных произведений на уроках информатики

Применение литературных произведений на уроках информатики Учитель информатики МОБУ «Солнечгая СОШ» Кулакова Н.А.Слайд1.В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономическ...

Презентация "Использование литературных произведений на уроках биологии".

Материал презентации можно использовать при объяснении нового материала, закреплении, опросе....

Использование поэтического перевода на уроках литературы

 Поэтический перевод в старших классах является одним из эффективных приемов в обучении как русскому языку, так и литературы. Этот вид работы способствует развитию интереса к предмету. Сти...

«Использование поэтических текстов на уроках немецкого языка»

Методическая разработка содержит систему упражнений для работы с поэтическим произведением. Может использоваться в 7 классе по теме "Путешествие по Германии"...

Использование поэтических произведений при обучении английскому языку на разных этапах

Использование стихотворений и рифмованных текстов – одно из эффективных средств обучения при овладении иностранным языком. При чтении стихотворения учащийся видит осознанное использование лексик...