«Решение задач по генетике»
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Конспект урока биологии в 10 классе «Решение задач по генетике»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_reshenie_zadach_po_genetike.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение учителей биологии

УРОК БИОЛОГИИ 10 КЛАСС

«Решение задач по генетике»

                                                  Подготовила:

                                                       учитель биологии

                                                                 МОУ Уваровская СОШ

                                                   Пелевина И.В.

2019г.


Цель урока:

  • повторить генетические понятия, закрепить знания и умения решать генетические задачи; отработать прием применения первого, второго, третьего закона Менделя при решении генетических задач.

Задачи урока:

  • Продолжить работу по формированию умений и навыков решения генетических задач.
  • Развивать творческую активность в работе с дополнительной информацией при подготовке сообщений на заданную тему.
  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
  • Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Тип урока: урок - практикум

Методы,  используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Рассказ о миграциях бабочек Репейниц и их «стремлении к цели»

 А цель нашего урока такова: мы с вами вспомним генетические понятия и теоретические знания законов Менделя, а также применение их  в решении генетических задач.

           2. Актуализация знаний

Тренинг (повторение основных понятий)  - Генетика, Наследственность, Изменчивость, Аллельные гены, Генотип, Фенотип. В чем разница в наборе генов у зиготы и гаметы?

Основные символы генетики

   ♀ -

А,В … -

♂ -

а,в …. -

   Р -

Аа, Вв -

  Х -

АА,аа -

АаВВ

Аа ВВ

         3.Изучение нового материала (работа в парах).

Изучаемые вопросы и понятия

Где искать ответ

Содержание задания

Время на выполнение

Почему Г. Менделя считают основоположником генетики? В чем суть гибридологического метода?

Стр.

140-141

Изучить содержание учебника, выполнить задания: ответить на поставленные вопросы, дать определения указанным понятиям, сформулировать закон

 7 минут

Понятие «чистые линии». Почему для своих работ Г. Мендель выбрал горох?

Стр.

 141-142

Первый закон Г. Менделя (правило единообразия гибридов первого поколения).

Стр.

142-143

Второй закон  Г. Менделя (правило расщепления).

Стр.

143-144

Закон чистоты гамет.

Стр.144

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Стр.

146-148

Третий  закон  Г. Менделя (закон независимого наследования признаков).

Стр.

149-150

По истечении отведенного времени – совместная работа по изучаемым вопросам и понятиям, решением задач на соответствующий закон.

1. Каковы генотипы гомозиготных родителей при моногибридном скрещивании?

а) Аа и Аа            б) BB и Bb          в) BB и bb        г) Аа и аа

2. Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема:

P:  Aa  х  Aa

F1: AA, Aa, Aa, aa

а) закон расщепления;     б) правило единообразия; в) закон сцепленного наследования;    г) хромосомную теорию наследственности

3.У особи с генотипом Aabb образуются гаметы:

а) Ab, bb        в) Aa, AA  б) Ab, ab        г) Aa, bb

4. По фенотипу определить генотип.  (Скрещивание серых и белых кроликов . F1 3 ч. серых и 1 ч. белых).

5. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились три кареглазые девочки и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?

а) отец АА, мать Аа б) отец аа, мать АА в) отец аа, мать Аа

г) отец Аа, мать аа  д) отец АА, мать аа

признак (цвет глаз человека)

ген

генотип

карий

голубой

A

a

AA,  Aa

aa

          карегл.   голуб.    F1:    3 А- :   1 аа

Решение:   Учитывая, что в оплодотворении участвуют мужские и женские гаметы, содержащие только по одному аллельному гену (Правило чистоты гамет), выясняем, что голубоглазый сын (обладатель рецессивного признака) получил по одному гену от каждого из родителей. В этом случае, однозначно, его кареглазый отец гетерозиготен. Тогда схема скрещивания будет выглядеть следующим образом   голубые             карие         

Р:    ♀ аа       х      ♂ Аа   F1:        Аа – кареглазые дочери, аа – голубоглазый с   Ответ: г)

6.У овса ранняя спелость доминирует над позднеспелостью. На опытном участке от скрещивания позднеспелого овса с гетерозиготным раннеспелым получено 69134 раннеспелых растений. Определите число позднеспелых растений.

Объект: овес.

Гены

А

а

Признаки

Раннеспелость

Позднеспелость

F-?, количество  позднеспелых?

Решение:

Р          ♀     ×           ♂

Ф:      р.с             п.с.

Г:       Аа                аа

G:       А    а                    а     а

F1          Аа   Аа       аа     аа

Ф :   р.с.  р.с.    п.с. п.с.    

Г:      50  %     :         50%

                  1         :         1 т.е.,

             69134  , то и   69134

Ответ: позднеспелых растений в первом поколении было получено примерно 69134.

 7. Дигибридное скрещивание

У человека  брахидактилия- доминантный признак, а альбинизм- рецессивный. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями у гетерозиготных по обоим признакам родителей?( Брахидактилия (brachydactylia; брахи- + греч. daktylos — палец;, синоним: короткопалость) — аномалия развития рук или ног, укорочение пальцев.) Альбинизм – врожденное отсутствие пигмента в коже, волосах, радужной и пигментной.

Обект: Человек.

Гены

Признаки

 А

брахидактилия

а

Нормальные пальцы

в

Нормальная пигментация

в

Альбинизм

Решение:

Р          ♀     ×           ♂

Ф:   Бр.д.                              Бр.д.

             Норм.пигм.                  Норм. Пигм.

Г:     АаВв           АаВв

 

G:     АВ Ав аВ ав    АВ Ав аВ ав    

F1

   ♀

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

АВ АВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

АВ Ав

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

АВ аВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

АВ ав

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

Ав

Ав АВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

Ав Ав

Брахидактилия;

альбинизм

Ав аВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

Ав ав

Брахидактилия;

альбинизм

аВ

аВ АВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

аВ Ав

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

аВ аВ

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

аВ ав

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

ав

ав АВ

Брахидактилия,

Нормальная пигментация

ав Ав

Брахидактилия;

альбинизм

ав аВ

нормальные пальцы;

Нормальный пигмент

ав ав

нормальные пальцы;

альбинизм

Ответ: Вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями= 3/16  × 100%= 300: 16= 18,75 %

Решение задач на определение группы крови человека.

 В родильном доме перепутали двух девочек. Родители Сидоровы имеют 1 и 2 группу крови, родители Петровы – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто чья дочь.

Самостоятельная работа учащихся.

 У человека вьющиеся и темные волосы являются доминантными признаками. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился  светловолосый ребенок c прямыми волосами. Каковы возможные генотипы  родителей? Запишите схему скрещивания.

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы закрепили генетические понятия и теоретические знания законов Менделя. Каждый из Вас показал свои знания и умения решать генетические задачи. Надеюсь, что приобретенные знания вам пригодятся в жизни.Поставленную цель в начале урока мы выполнили.

5. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?

6. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над  длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

  • Охотник купил собаку черную с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?  

 7. У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а кареглазость над голубоглазостью. Гетерозиготная кареглазая женщина с нормальным зрением вышла замуж за голубоглазого близорукого мужчину, гетерозиготного по второму признаку. Какова вероятность рождения у них голубоглазого  ребенка с нормальным зрением?

Решение задач на определение группы крови человека.

 В родильном доме перепутали двух девочек. Родители Сидоровы имеют 1 и 2 группу крови, родители Петровы – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто чья дочь.

Самостоятельная работа учащихся.

 У человека вьющиеся и темные волосы являются доминантными признаками. Муж и жена имеют вьющиеся темные волосы. У них родился  светловолосый ребенок c прямыми волосами. Каковы возможные генотипы  родителей? Запишите схему скрещивания.

Рефлексия.

Сегодня на уроке мы закрепили генетические понятия и теоретические знания законов Менделя. Каждый из Вас показал свои знания и умения решать генетические задачи. Надеюсь, что приобретенные знания вам пригодятся в жизни.Поставленную цель в начале урока мы выполнили.

Алгоритм решения генетических задач

  1. Внимательно прочтите  задачу.
  2. Сделайте краткую запись условия задачи. Введите условные обозначения признаков. Доминантный ген обозначают заглавной буквой, а рецессивный ген – прописной.
  3. Выясните, какое скрещивание в данном случае имеет место (моно-, ди- или  

          полигибридное);

  1. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
  2. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
  3. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
  4. Проанализируйте результаты скрещивания и сделайте вывод о вероятности запрошенного события в % или долях от единицы.
  5. Запишите ответ на вопрос задачи.                                                                         

Тема урока               « Решение задач по генетике»

Ф И ________________________________ Дата _____________

1. Основные символы генетики

   ♀ -

А,В … -

♂ -

а,в …. -

   Р -

Аа, Вв -

  Х -

АА,аа -

АаВВ

Аа ВВ

2.Законы и закономерности генетики.

Изучаемые вопросы и понятия

Где искать ответ

Ответ на вопрос, формулировка закона

Почему Г. Менделя считают основоположником генетики? В чем суть гибридологического метода?

Стр.

140-141

1. Каковы генотипы гомозиготных родителей при моногибридном скрещивании?

а) Аа и Аа            б) BB и Bb          в) BB и bb        г) Аа и аа

2. Какую генетическую закономерность иллюстрирует данная схема:

P:  Aa  х  Aa

F1: AA, Aa, Aa, aa

а) закон расщепления;     б) правило единообразия; в) закон сцепленного наследования;    г) хромосомную теорию наследственности

3. По фенотипу определить генотип.  (Скрещивание серых и белых кроликов . F1 3 ч. серых и 1 ч. белых).

4. У особи с генотипом Aabb образуются гаметы:

а) Ab, bb        в) Aa, AA  б) Ab, ab        г) Aa, bb

5. Запись схемы неполного доминирования

6. Решение задачи на дигибридное скрещивание

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением, а кареглазость над голубоглазостью. Гетерозиготная кареглазая женщина с нормальным зрением вышла замуж за голубоглазого близорукого мужчину, гетерозиготного по второму признаку. Какова вероятность рождения у них голубоглазого  ребенка с нормальным зрением?

7.Решение задач на определение группы крови человека.

 В родильном доме перепутали двух девочек. Родители Сидоровы имеют 1 и 2 группу крови, родители Петровы – 2 и 4. Дети имеют 1 и 2 группу. Определите, кто чья дочь.

Изучаемые вопросы и понятия

Где искать ответ

Ответ на вопрос, формулировка закона

Почему Г. Менделя считают основоположником генетики? В чем суть гибридологического метода?

Стр.

140-141

Понятие «чистые линии». Почему для своих работ Г. Мендель выбрал горох?

Стр.

 141-142

Первый закон Г. Менделя (правило единообразия гибридов первого поколения).

Стр.

142-143

Второй закон  Г. Менделя (правило расщепления).

Стр.

143-144

Закон чистоты гамет.

Стр.144

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Стр.

146-148

Третий  закон  Г. Менделя (закон независимого наследования признаков).

Стр.

149-150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

Решение задач по генетике

Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Урок решения задач по генетике.

План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....

методическое пособие для решения задач по генетики при подготовке к ЕГЭ

данны генетические задачи с приложением , рекомендации по решению задач для старшеклассников....