самоанализ урока
опыты и эксперименты по биологии (6 класс)

Самоанализ урока по биологии учителя МБОУ «Яснополянской школы им. Л.Н. Толстого» Щекинского района Тульской области Заболотного Андрея Анатольевича. 1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме. Урок по теме: «Царство грибов» проводился в 6 классе. При подготовке к уроку я старался учитывать индивидуальные особенности учеников класса: особенности внимания, мышления, доминирующие каналы восприятия информации: слуховой и зрительный, физическое и эмоциональное состояние. Это шестой урок раздела: «Царство Бактерии и Грибы». Учащиеся знакомы с многообразием, строением шляпочных и плесневых грибов, умеют характеризовать особенности строения, классифицировать их. 2. Основные цели и задачи урока Реализация цели и задач прослеживается через весь урок. Для их достижения работаю в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Цель урока: организация деятельности обучающихся по обобщению, закреплению, повторению и уточнению знаний о грибах. Задачи: • (направленные на достижение личностных результатов обучения) воспитание интереса к предмету, уважения к родной природе, коммуникативных качеств личности; • (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы, умения находить информацию, используя разные источники, умение выполнить мини-проект; • (направленные на достижение предметных результатов обучения) обобщение и систематизация знаний о грибах, закрепление знаний о грибах на практике Тип урока По типу – это урок комплексного применения знаний. 3. Структура урока Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение темы урока, постановка задач. 4. Обобщение знаний. 5. Повторение изученного о грибах в форме теста и призентации. 6. Контроль знаний. 7. Домашнее задание. 8. Итог урока. Рефлексия. 4. Соответствие урока требованиям ФГОС. Урок соответствует требованиям ФГОС, способствует формированию следующих планируемых результатов: Личностные: • принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; • формирование личностного смысла учения; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; • формирование установки к работе на результат. Метапредметные: Познавательные УУД: • умение находить информацию в таблицах, схемах, словарях, сети Интернет; • умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы); умение представлять информацию в сжатом виде (таблица). Регулятивные УУД: • определение цели, формулировка проблемы; • планирование деятельности; • умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки; • умение оценить степень успешности достижения цели. Коммуникативные УУД: • развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге; • развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; • умение работать в паре, группе в разных качествах (лидера, исполнителя). Предметные: • владение знаниями о грибах; • формирование умения находить особенности грибов и применять их на практике; • овладение первоначальными представлениями о правилах сбора шляпочных грибов. При проведении данного урока, как и во всей своей методической системе, я опирался на здоровьесберегающие технологии: - образовательные технологии (основаны на комплексном использовании личностно-ориентированных технологий: дифференцированного обучения, разнообразных игровых технологий, проблемного обучения, новых информационных технологий, обучения в сотрудничестве); - медико-гигиенические технологии (соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов); - технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, руководствуясь инструкциями по охране труда при проведении уроков; - психолого-педагогические технологии здоровья сбережения (снятие эмоционального напряжения через использование игровых технологий, создание благоприятного психологического климата на уроке, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни); 6. Содержание урока. Содержание учебного материала отбиралось в соответствии со следующими принципами: научности (содержание учебного материала соответствует современному уровню знаний по предмету); интегративности (реализуется через использование межпредметных связей с окружающим миром, историей, медициной, информатикой); доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации (теоретический материал подготовлен с учетом возрастных особенностей, учебная нагрузка соответствовала уровню подготовленности учащихся и не вызвала затруднений); воспитательной направленности (степень новизны, привлекательности учебного материала для учащихся состоит в поддержании интереса учащихся на уроке путем постановки перед учащимися проблемной задачи практического характера); связи теории с практикой (реализуется в ходе практической работы); связи с ранее изученным материалом, с опорой на жизненный опыт учащихся; формирования самостоятельности и познавательной активности учащихся; учет возможностей и индивидуальных особенностей учащихся. 7. Методика проведения урока. На организационном этапе урока с помощью проблемного вопроса была создана ситуация актуализации темы и мотивации к дальнейшей проработке материала. В процессе беседы учащиеся сформулировали тему и задачи урока. На следующем этапе урока актуализировались знания, необходимые для выполнения практической работы и одновременно содействующие развитию интеллектуальных способностей. Проблемные вопросы, предлагаемые учащимся, были посильны и доступны, помогали сделать плавные переходы между этапами урока. Игровая направленность помогала сформировать нужные мотивации при обучении. Использование наглядностей обеспечили положительный эмоциональный фон и способствовали эстетическому воспитанию. При повторении изученного материала прослеживалась опора на ранее изученный материал. Учащиеся были мотивированны и достаточно активны, их знания ярко проявлялись во фронтальной беседе и при выполнении работы с тестом. Стимулированию познавательной активности способствовало использование межпредметных связей (включение исторического материала). Главный акцент урока – самостоятельность детей в поиске ответов на проблемные вопросы. В процессе обобщения материала учащиеся самостоятельно находили и выделяли нужную информацию. Обобщение материала было организовано в форме экскурсии в музей природы «Царство Грибы», участники которой использовали иллюстрации учебника, Интернет. Усвоение материала было активным через создание и решение проблемных ситуаций. Степень привлекательности учебного материала и поддержания интереса учащихся на уроке осуществлялась не только путем постановки проблемных задач, а также использования информационно – коммуникационных технологий. Для повышения мотивации и более полного усвоения материала использовала компьютерную презентацию. На уроке использовались репродуктивные методы (вспомните, что вы знаете о грибах), задания поискового характера (найдите съедобные и ядовитые грибы распространенные в Тульской области), были созданы нестандартные ситуации (рассмотрели загадки природы). Обратная связь осуществлялась с помощью проектора и экрана. На уроке было сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Целесообразно использованы средства обучения: учебник, презентация, доклад. На уроке формировались навыки контроля и самоконтроля (работа по схеме, в парах). Урок способствовал развитию знаний о царстве грибы, практической направленности , мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы, умения находить информацию, используя разные источники, умение выполнить мини-проект. На уроке прослеживается ритмичность, чередование заданий разного уровня сложности. Ученики показали свою заинтересованность в решении задач занятия и результатах работы. Воспитательная направленность урока состояла в том, что в его процессе достигались личностные результаты - коммуникативные УУД учащихся, их сознательная ориентация на позицию других школьников, умение слушать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, работать индивидуально и в группе. Заключительный этап урока – рефлексия, которая показала яркое эмоциональное восприятие обобщенного материала материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою. Самооценка каждого ученика – что усвоено на уроке, над чем ещё надо потрудиться. Как результат рефлексии - домашнее задание, при выполнении которого ребёнок знает, на что обратить особое внимание. Домашнее задание – это оформление мини – проекта. Класс средний, учащиеся быстро и правильно обобщили материал, анализировали и исправляли ошибки, самостоятельно выполняли предложенные задания, показывали свою заинтересованность в решение задач и результате работы. Работоспособность ребят была высокая. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке благоприятного психологического климата. Общение с учащимися было доброжелательным, доверительным. В течение урока старалась, чтобы каждый ученик был вовлечён в учебно – познавательную деятельность. Опрос показал, что поставленные задачи урока реализованы. 8. Итог. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий возможность детям развиваться и применять свои знания и творческие способности. Считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была эффективной и поставленные задачи урока реализованы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл самоанализ21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по биологии

учителя   МБОУ «Яснополянской школы им. Л.Н. Толстого»

 Щекинского района Тульской области

Заболотного Андрея Анатольевича.

  1. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме.

Урок по теме: «Царство грибов» проводился в 6 классе.  

 При подготовке к уроку я старался учитывать индивидуальные особенности учеников класса: особенности внимания,  мышления, доминирующие каналы восприятия информации: слуховой и зрительный, физическое и эмоциональное состояние.

        Это шестой урок раздела: «Царство Бактерии и Грибы». Учащиеся знакомы с многообразием, строением шляпочных и плесневых грибов, умеют характеризовать особенности строения, классифицировать их.

  1. Основные цели и задачи  урока

Реализация цели и задач прослеживается через весь урок. Для их достижения работаю в соответствии с требованиями  системно-деятельностного  подхода.

Цель  урока: организация деятельности обучающихся по обобщению, закреплению, повторению и уточнению знаний  о грибах. 

Задачи:

  • (направленные на достижение личностных результатов обучения) 

           воспитание интереса к предмету, уважения к родной природе, коммуникативных   качеств личности;

  • (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) 

развитие речи, речевого этикета,  мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы, умения находить информацию, используя разные источники, умение выполнить мини-проект;

  • (направленные на достижение предметных результатов обучения)

обобщение и систематизация знаний о грибах, закрепление знаний о грибах на практике

 Тип урока

По типу – это урок комплексного применения знаний.

  1. Структура урока 

Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сообщение  темы урока, постановка задач.

4.  Обобщение знаний.

5. Повторение изученного о грибах в форме теста и призентации.

6. Контроль знаний.

7. Домашнее задание.

  1. Итог урока. Рефлексия.
  1. Соответствие урока требованиям ФГОС.

 Урок соответствует требованиям ФГОС, способствует формированию следующих планируемых результатов:

  Личностные:

  •  принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки к работе на результат.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • умение находить информацию в таблицах, схемах, словарях, сети Интернет;
  • умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);

умение представлять информацию в сжатом виде (таблица).

Регулятивные УУД:

  • определение цели, формулировка проблемы;
  • планирование деятельности;
  • умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;
  • умение оценить степень успешности достижения цели.

Коммуникативные УУД:

  • развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге;
  • развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
  • умение работать в паре, группе в разных качествах (лидера, исполнителя).

Предметные:

  • владение знаниями о грибах;
  • формирование умения находить особенности грибов и применять их на практике;
  • овладение первоначальными представлениями о правилах сбора шляпочных грибов.

При проведении данного урока, как и во всей своей методической системе, я опирался на здоровьесберегающие технологии:

             - образовательные технологии (основаны на комплексном использовании личностно-ориентированных технологий: дифференцированного обучения, разнообразных игровых технологий, проблемного обучения, новых информационных технологий, обучения в сотрудничестве);

        - медико-гигиенические технологии (соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов);

        - технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, руководствуясь инструкциями по охране труда при проведении уроков;

        - психолого-педагогические технологии здоровья сбережения  (снятие эмоционального напряжения через использование игровых технологий, создание благоприятного психологического климата на уроке, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни);

6. Содержание урока.

Содержание учебного материала отбиралось в соответствии со следующими принципами:

  1. научности (содержание учебного материала соответствует современному уровню знаний по предмету);
  2. интегративности  (реализуется через использование межпредметных связей с окружающим миром, историей, медициной, информатикой);
  3. доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации (теоретический материал подготовлен с учетом возрастных особенностей, учебная нагрузка соответствовала уровню подготовленности учащихся и  не вызвала затруднений);
  4. воспитательной направленности (степень новизны, привлекательности учебного материала для учащихся состоит в поддержании интереса учащихся на уроке путем постановки перед учащимися проблемной задачи практического характера);
  1. связи теории с практикой (реализуется в ходе практической работы);
  2. связи с ранее изученным материалом, с опорой на жизненный опыт учащихся;
  3.  формирования самостоятельности и познавательной активности учащихся;
  4. учет возможностей и индивидуальных особенностей учащихся.

7. Методика проведения урока.

На организационном  этапе урока с помощью проблемного вопроса была создана ситуация актуализации темы и мотивации к дальнейшей проработке материала. В процессе беседы учащиеся сформулировали тему и задачи  урока.

На следующем этапе урока актуализировались знания, необходимые для выполнения практической работы и одновременно содействующие развитию интеллектуальных способностей. Проблемные вопросы, предлагаемые учащимся, были посильны и доступны, помогали сделать плавные переходы между этапами урока. Игровая направленность помогала сформировать нужные мотивации при обучении. Использование наглядностей обеспечили положительный эмоциональный фон и способствовали эстетическому воспитанию.        

При повторении изученного материала прослеживалась опора на ранее изученный материал. Учащиеся были мотивированны и достаточно активны, их знания ярко проявлялись во фронтальной беседе и при выполнении работы с тестом. Стимулированию познавательной активности способствовало использование межпредметных связей (включение исторического материала).

Главный акцент урока – самостоятельность детей в поиске  ответов на проблемные вопросы. В процессе обобщения материала учащиеся самостоятельно находили и выделяли нужную информацию.  Обобщение материала было организовано в форме экскурсии в музей природы «Царство Грибы», участники которой  использовали иллюстрации  учебника, Интернет. Усвоение материала было активным через создание и решение проблемных ситуаций.    

Степень  привлекательности учебного материала и  поддержания        интереса учащихся на уроке осуществлялась не только путем постановки   проблемных задач,  а также  использования информационно – коммуникационных технологий. Для повышения  мотивации и более полного усвоения материала использовала компьютерную презентацию.

На уроке использовались репродуктивные методы (вспомните, что вы знаете о грибах), задания поискового характера (найдите съедобные и ядовитые грибы распространенные в Тульской области), были созданы нестандартные ситуации (рассмотрели загадки природы). Обратная связь осуществлялась с помощью проектора и экрана. На уроке было сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Целесообразно использованы средства обучения: учебник, презентация, доклад.  На уроке формировались  навыки  контроля и самоконтроля (работа по схеме, в парах).

Урок способствовал развитию знаний о  царстве грибы, практической направленности , мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы, умения находить информацию, используя разные источники, умение выполнить мини-проект.

На уроке прослеживается ритмичность, чередование заданий разного уровня сложности. Ученики показали свою заинтересованность в решении задач занятия и результатах  работы.

 Воспитательная направленность урока состояла в том, что  в его процессе   достигались  личностные результаты -  коммуникативные УУД учащихся,   их  сознательная ориентация  на позицию других школьников,   умение слушать, вести диалог, отстаивать свою точку зрения,  работать индивидуально и в группе.

Заключительный этап урока – рефлексия, которая  показала яркое эмоциональное восприятие обобщенного материала материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою. Самооценка каждого ученика – что усвоено на уроке, над чем ещё надо потрудиться.

Как результат рефлексии - домашнее задание, при выполнении которого ребёнок знает, на что обратить особое внимание. Домашнее задание – это оформление мини – проекта.

Класс средний, учащиеся  быстро и правильно обобщили материал, анализировали и исправляли ошибки, самостоятельно выполняли предложенные задания,  показывали свою заинтересованность в решение задач и результате работы. Работоспособность ребят была высокая. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке благоприятного психологического климата.   Общение с учащимися было доброжелательным, доверительным.  В течение урока старалась, чтобы каждый ученик был вовлечён в учебно – познавательную деятельность. Опрос показал, что поставленные задачи урока реализованы.

8. Итог.

Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Оцениваю урок как информационно-насыщенный, технологичный и дающий возможность детям развиваться и применять свои знания и творческие  способности. Считаю, что   выбранная форма организации учебной деятельности школьников была  эффективной и поставленные задачи урока реализованы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...