Мастер-класс по здоровьесбережению
учебно-методический материал по биологии

Здоровье сбережение, как аспект успешной социализации обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст52 КБ
Office presentation icon Презентация2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение,

 как аспект успешной социализации обучающихся.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Здоровьесбережение, как аспект успешной социализации обучающихся».

Социализация – сложный процесс взаимодействия человека с окружающим его миром, в результате чего происходит формирование личности (А.В. Мудрик). Успешной же социализация будет лишь при создании здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда  - это окружающая и социальная среда, которая способствует формированию личности,  содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию (В.С. Мухина). Она обеспечивает благополучное развитие обучающегося и способствует его успешной социализацию,  а значит, позволяет сохранить здоровье.

Понятие здоровья сопровождает человека всю жизнь. Еще в древней Греции впервые заговорили о здоровье, как о ценности и связывали его с культурой поведения человека. Человек успешен настолько, насколько он здоров, так как духовная и социальное благополучие во многом определяется здоровьем физическим.

Тема поддержания индивидуального здоровья вызывает в современном мире огромный интерес. Этому вопросу посвящено большое количество научных исследований, во всем мире интенсивно развивается профессиональный спорт, фитнес, массовый спорт и физическая культура, занятия оздоровительными восточными практиками, отдых и туризм.

  Но общую обеспокоенность вызывает здоровье детей, так как использование информационно-коммуникативных технологий приводит к уменьшению физической активности подрастающего поколения. От здоровья наших детей напрямую зависит и будущее России и прогрессивная динамика ее развития. В Уставе  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записаны четыре аспекта общего понятия «здоровья»: физический, психический, социально-духовный, репродуктивный. Исключение любого из данных аспектов приведет к ущербному состоянию здоровья человека в целом.

Сохранение и укрепление здоровья граждан России 21-го века является одной из важнейших задач современной школы. По данным ВОЗ здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 20% от состояния природных и социальных условия, на 20% от генетической  предрасположенности и на 10% от состояний учреждений здравоохранения.  Обо всем   вышеперечисленном мы говорим на уроках биологии при изучении таких курсов как «Человек» в 8-м классе, и «Общая биология» в 10-11-м классах.

Целью моей работы является не только обеспечение усвоения обучающимися достаточного объема биологических знаний, но и формирование у них таких  ИУД, которые позволят им использовать эти знания для построения вокруг себя здоровьесберегающего пространства, для сохранения и укрепления собственного здоровья.

Для достижения этой цели я и использую здоровьесберегающие технологии. Это понятие относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, которая показывает насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья.  Все перечисленные педтехнологии в своем сочетании обеспечивают здоровьесберегающий эффект. Использование их позволяет вовлечь каждого обучающегося в активный творческий поиск знаний, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости нервной системы,    а это в свою очередь, оказывает положительное влияние на его здоровье, а значит, обеспечивает его успешную социализацию.

Показателями эффективности использования здоровьесберегающих технологий являются:

  1. положительная динамика качества знаний по биологии при 100% успеваемости;
  2. стойкий, высокий, познавательный интерес к предмету;
  3. успешное вступление обучающихся на предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях по биологии и экологии различного уровня, мои ученики являются победителями и призерами областных и городских олимпиад.

Для формирования здоровьесберегающей среды я использую на уроках и во внеурочной деятельности разнообразные методические приемы, позволяющие вызвать интерес, снять напряжение, вовлечь в творческий поиск каждого обучающегося, а значит, создаю условия для успешной  социализации.

Рассмотрим несколько таких приемов.

  1. Вовлечение разных каналов восприятия информации (зрения, слуха, ощущения обучающихся) в учебный процесс. Я использую для этого таблицы, схемы, опорные конспекты, натуральные объекты, гербарии, микропрепараты, рисунки, данные анализов, этикетки продуктов питания, видеофрагменты. В файлах на столах вы видите результаты анализов по определению такой хромосомной аномалии человека, как синдром Шерешевского-Тернера, используемые мною на уроке «Методы исследования генетики человека» в 11-м классе. На этом же уроке мы рассматриваем этикетки на продуктах питания с отметками об отсутствии фенилаланина. В ходе изучения темы «Генетика человека» обучающиеся изучают наследование определенного признака в своих семьях и составляют родословные.
  2. Активизация мышления путем логической игры. В любой         теме есть термины, образующие смысловые пары, например: нейрон - рефлекс, спинной мозг - проводниковая функция, лейкоцит – иммунитет, бактерия – паразит и т.д.  Предлагаю эти термины в разброс и прошу подобрать смысловые пары, построит  с ними предложения, задать вопрос.
  3. На любом уроке для разрядки обстановки, для сброса нервного напряжения после опроса, можно  использовать  «биопоговорки». Давайте с Вами сейчас попробуем перевести их с биологического языка на русский традиционный.  
  4. Одно из требований, предъявляемых к уроку с точки зрения здоровьесбережения – компенсация гиподинамии. Это в начале урока, физкультминутки на различных этапах урока:

а). потереть ладони друг о друга, размять пальцы, потереть ушные раковины – эти действия активизируют все системы организма,

б).  гимнастика для глаз,

в).  гимнастика для суставов,

г).  поза «дерева».

  1. Ежегодно в школе проводится «экологический марафон» на предметной неделе ГБХ. Во время этой недели проходят необычные уроки: групповые, ролевые, самоуправления, защиты проектов, в форме брей ринга, экологические мастерские. Они идут под девизом «Все в твоих руках». На этих уроках создаются презентации, экологические  рисунки и плакаты, эколистовки, «фото друга», пополняется аптека «бабки Агафьи». Такие уроки проводятся на всех ступенях обучения и подготавливаются обучающихся к  усвоению в конце курса 11-го класса таких тем, как «Основы экологии» и «Эволюция биосферы и человек».  При изучении этих тем обсуждаются:

-  влияние мутагенов на окружающую среду,

- способы борьбы с загрязнением гидро,  атмо и литосферы,

- необходимость проверки на генетическую безвредность продуктов питания, косметических, лекарственных и бытовых средств.

VI. На уроках курса «Человек» я даю возможность обучающимся задать любой интересующий их вопрос. Особенно много вопросов, иногда даже анонимных, возникает на уроках  такой тематики как «Иммунитет» (вопросы СПИДа, наследование групп крови, резус- конфликт, аллергия), «Железы внутренней секреции» (гормональные нарушения, изменение Гигиена кожи» (кожные болезни, правила ухода за собой, влияние косметики), «Индивидуальное развитие организма» (вопросы пола, аномалии развития, венерические болезни, пренатальная диагностика). Практически на всех темах курса обсуждаются вопросы табакокурения, нарко и алкогольной зависимости, их влияние на репродуктивное здоровье.

 Такой комплексный подход позволяет получить мобильные знания, которые обеспечат у обучающихся формирование  компетенции здоровьесбережения. Мы проговариваем и моделируем проблемные ситуации («Макдональдс», «сигареты и вино в компании»), обучающиеся делают доклады и презентации о влиянии на все системы организма вредных привычек. Учимся читать анализы крови, учимся грамотно использовать аннотации к лекарственный препаратам.

  1. На уроках биологии мы постоянно работаем с тетрадями на печатной основе. Они помогают дифференцировать этап опроса на уроке. Обучающиеся сами определяют свои возможности и выбирают для себя индивидуальный способ работы (с учебником или без, репродуктивные задания или творческие, моделируют объем выполняемой работы). Тетрадь позволяет экономить время, дает возможность  личного выбора, создает ситуацию успеха.
  2. Успешной социализации старшеклассников способствует созданная в школе система преподавания элективных предметов, курсов по выбору, профильного обучения.

Рефлексия.

Уважаемый участники мастер класса. В файлах для Вас приготовлен тест для определения стиля жизни.

Нашу встречу можно закончить любым их данных афоризмов:

Каждый из них точен и актуален на все времена.

Спасибо за внимание и совместную работу.

Желаю Вам творческих успехов и, конечно, здоровья


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ракитская Наталья Афанасьевна. Учитель биологии высшей категории.

Слайд 4

1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований к обучающемуся, адекватность методик обучения и воспитания) ; 2. рациональную организацию учебного процесса (его соответствие возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся) ; 3. оптимальное соответствие учебной и физической нагрузки потенциальным возможностям обучающихся ; 4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Слайд 5

1. Гигиенические условия в классе. 2. 5 – 7 видов учебной деятельности. 3. Их чередование через 7 – 10 минут. 4. Количество методов преподавания (не менее 4-х за урок). 5. Их чередование через 10 – 15 минут. 6. Активизация инициативы и творческого самовыражения обучающихся. 7. Место и длительность применения ТСО. 8. Позы учащихся и их чередование. 9. Оздоровительные моменты на уроке (физкультминутки, релаксация, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз). 10. Вопросы здоровья и здорового образа жизни. 11. Методы повышения мотивации обучающихся к УД. 12. Психологический климат на уроке. 13. Плотность урока. УД не менее 60%, не более 80% урока. 14. Темп окончания урока.

Слайд 6

положительная динамика качества знаний по биологии при 100% успеваемости ; стойкий и высокий познавательный интерес к предмету ; успешное выступление обучающихся на предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях по биологии и экологии различного уровня.

Слайд 8

Нейрон – рефлекс Нервный импульс - мембрана Мозжечок - равновесие Лобная доля – двигательная зона Серое вещество – кора БП Рефлекторная дуга – вставочный нейрон Ствол мозга – черепно-мозговые нервы

Слайд 9

1. Сколько это млекопитающее не обеспечивай питательными веществами, оно все равно смотрит в определенный биогеоценоз. 2. Объект сбился с направления движения среди трех представителей отдела голосеменных. 3. Этому ненасытному хищнику конечности обеспечивают возможность добычи пропитания. 4. Во время поступления в ротовую полость питательных веществ слуховой анализатор не функционирует и блокируются речевые центры коры больших полушарий.

Слайд 11

Норма показателей крови: тромбоциты (PLT)- норма: 180-320×109/л; эритроциты (RBC) – количество кровяных телец, норма: у мужчин (4,20-5,60) x 10 12 /литр, дети — (3,80-4,90) x 10 12 /литр, у женщин — (3,80-5,10) x 10 12 /литр. лейкоциты (WBC) – норма: 4,0-9,0 9 /л; лимфоциты (LYM), процентное содержание — LY% норма: 25-40 процентов, LYM = 1,2-3, 0 109 /л. либо 1,2 -63,0 103 /мкл; гранулоциты (GRA, GRAN), норма: GRA% (процентное соотношение) 47 — 72%, GRA# 1,2-6,8 109 /л. либо 1,2-6,8 103 /мкл; моноциты, норма: MON# 0.1-0.7 109 /литров либо 0,1-0,7 103 /мкл; MON%(процентное соотношение) 4 – 10%; скорость оседания эритроцитов, ESR, СОЭ, норма: мужчины — до 10 мм/ч, женщины – до 15 мм/ч; гемоглобин (HGB, Hb) – норма: у мужчин — 135—160 (130—170) г/литр (граммов на литр); у женщин — 120—140 (120—150) г/литр. у детей — 120—140 г/л,

Слайд 13

Учебный год Количест-во обуча-ющихся Средний балл ЕГЭ по биологии Высшие учебные заведения . 2009-2010 7 66,5 (лучший балл 81) СГМА – 4 студента СмолГУ – 2 студента СХА им. К.А. Тимирязева (г. Москва) – 1 студентка 2011-2012 11 70,5 (лучший балл 91) С-П ХТА – 1 студентка С-П ФА – 2 студента СГМА – 3 студента СГАФКСТ – 1 студентка СХА – 3 студента СХА им. К.А. Тимирязева (г. Москва) – 1 студентка

Слайд 14

1. 15 – 25 баллов - качество жизни низкое, но все в Ваших руках. 2. 25 – 35 баллов – качество жизни удовлетворительное, но разве Вас устраивает такая оценка ? 3. 35 -45 баллов – качество жизни высокое, но нет предела Вашему совершенству!

Слайд 15

Здоровье не все, но все без здоровья – ничто. (Сократ). Природа лечит, врач помогает. (Гиппократ). Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. (Аристотель). Здоровье – мудрых гонорар. (Беранже). . Все здоровые люди любят жизнь. (Г. Гейне). Главное, от чего зависит физическое здоровье, - здоровье нравственное. (Д.С. Лихачев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер класс по здоровьесбережению

Разработанный мной мастер класс очень хорош для снятия нервного напряжения как у детей так и у взрослых! Для этого ничего особенного не нужно, просто наслаждаемся процессом  создания уникального...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

Мастер - класс на тему : Музыкальная терапия как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.

  Выбор темы мне близок, обусловлен тем, что здесь я объединила два своих интереса в жизни: музыку и психологию.Тем более, что  ФГОС определяет задачу здоровьесбережения , как одну из...

Мастер-класс по теме: «Здоровьесбережение на уроках русского языка»

Технологии здоровьесбережения в современном образовательном процессе сейчас очень важны. Как включить в урок упражнения, нацеленные на поддержание осанки у обучающихся, задания, которые позволят научи...

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе .

Презентация "Линогравюра"Мастер- класс. Мастер- класс подготовлен и  и проведен для детей с ОВЗ в Ларьякской коррекционной школе ....