Мастер - класс на тему : Музыкальная терапия как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.
учебно-методический материал по музыке

Кириллова Зоя Владимировна

    Выбор темы мне близок, обусловлен тем, что здесь я объединила два своих интереса в жизни: музыку и психологию.Тем более, что  ФГОС определяет задачу здоровьесбережения , как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.  Через движения под музыку, жест, мимику высвобождаются накопленные негативные эмоции, происходит релаксация.С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.  Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.    В  своем мастер-классе я знакомлю с некоторыми методами  активной музыкотерапии. Здесь и  движения под музыку,  ритмические движения,  и пропевание звуков, игра на муз инструментах. Все эти методы перекликаются с ведущими видами деятельности музыкального образования: восприятие музыки,  движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, пение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 578.pptx1.94 МБ
Microsoft Office document icon master_klass.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Музыкальная терапия как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.

Слайд 3

- Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой»

Слайд 4

Музыкотерапия - один из методов сохранения духовного, психического и физического здоровья школьников на уроках МУЗЫКИ

Слайд 5

Авиценна Пифагор

Слайд 6

Владимир Михайлович Бехтерев

Слайд 8

Изотерапия в сочетании с музыкой Инструментальная терапия Вокалотерапия Ритмотерапия и движения под музык у Логоритмическая гимнастика под музыку Методы и техники музыкотерапии

Слайд 9

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА Физические упражнения, включающие музыку и слово.

Слайд 10

РИТМОТЕРАПИЯ и ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Выражение с помощью движения, танца , ритма своего состояния, эмоций, настроения

Слайд 18

ВОКАЛОТЕРАПИЯ это новомодное название такого известного явления как исцеление пением

Слайд 20

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ < А > – снимает любые спазмы, помогает расслабиться < И > –стимулирует сердечную деятельность ,активизирует работу всех систем организма < О > – оживляет деятельность поджелудочной железы < У > – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек

Слайд 21

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть): < В >, < Н >, < М > – улучшают работу головного мозга ,способствует снятию стресса < К >, < Щ > – лечат уши < Х > – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии < Ч > – улучшает дыхание СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Слайд 22

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ Предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс игры на музыкальных инструментах.

Слайд 23

Полезные ссылки hthttp://tomb-raider6.narod.ru/lib/mm/muzykoterapija_v_muzykalnom_obraz/praslova_g.a._instrumentalnoe_muz.html tp://artlig.com/ob-art-terapii/muzyikoterapiya http://doroga-istin.ru/index.php?topic=443.0 http://stotysyhc.ru/muzykoterapiya-dlya-detej/

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 

Тема:  Музыкальная терапия, как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.

Цель:  Познакомить с приемами и видами музыкальной терапии.

Задачи:

- объяснить суть метода;

- показать, как пользоваться методом музыкотерапии в педагогической практике;

- показать, как пользоваться методом музыкотерапии  в повседневной жизни.

Планируемый результат: участники мастер-класса станут использовать методы не только в педпрактике, но и в жизни.

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность участников

Орг.момент.

Приветствие

Сообщение темы.

Целеполагание

Актуальность

Теоретическая и практическая

 часть

Танец 5 движений

Музыка дождя

Вокальные упражнения

Выбираем инструмент

Итог

Вход под музыку.

Музыка звучит фоном

Создаёт благоприятную атмосферу

 Уважаемые коллеги, члены комиссии. Мне очень приятно, что Вы присутствуете на мастер-классе. В начале нашей встречи давайте поздороваемся необычным способом.

«Здравствуйте!»

Логоритмическая игра с пением

Музыка и слова С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь,
Здравствуйте! 
Потирают ладошку о ладошку.
Ласковые ручки наши,
Здравствуйте! 
Гладят по два раза ладошкой по правой, потом по левой руке.
Пальчики веселые,
Здравствуйте!
 Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.д.
И ладошки, наши крошки,
Здравствуйте! 
Ритмично хлопают в ладоши перед собой.
Наши ушки, наши щёчки,
Здравствуйте! 
Потирают ушки, гладят щёчки.
Наши локоны и кудри,
Здравствуйте! 
Гладят себя по голове.
Вы друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте! 
Улыбаются сначала соседу слева, потом  справа.
И головкой поклонитесь,
Здравствуйте!
 Выполняют поклон головой.

 СПАСИБО! 

 

Музыка обладает магической силой и  может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб.

                                                                               

 У. Конгрив, британский драматург, XVII век

 

    Тема моего мастер класса: Музыкальная терапия, как средство здоровьесбережения в образовательном процессе.

-О ЧЕМ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ СЕГОДНЯ УСЛЫШАТЬ?

-Я ПОСТАРАЮСЬ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ!

     Сегодня проблема сохранения здоровья человека (физического и психического) очень актуальна.

       В решении проблемы сохранения здоровья учащихся  может помочь музыка.  

     Великий врач древности Авиценна считал мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Уже тысячу лет тому назад он исцелял музыкой нервнобольных.

СЛАЙД

      Ещё Пифагор и его последователи заметили, что музыка благотворно влияет на интеллект, и проводили занятия математикой под музыку.

СЛАЙД

      Влияние музыки на детей в нашей стране первым стал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев. Уже тогда, в начале 20 века, было понятно, что детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

СЛАЙД

   

        Сегодня исследования в области М. обладают обширной информационной инфраструктурой: в Англии, США, Германии, Италии, Японии существуют специальные общества, издается множество журналов (Journal of Music Therapy; British Journal of Music Therapy; Musiktherapie и др.), читаются соответствующие курсы во многих университетах.

СЛАЙД

 

       В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно.  В своем мастер-классе я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и в жизни, со своими детьми.

      А вы помните, как мы поздоровались? Для этого использовался прием « Музыкального приветствия с движениями». Он относится к методу логоритмической гимнастики.

СЛАЙД

(Комментирую)

ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

   Кратковременные физические упражнения под музыку, сопровождаемые пением вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение . После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Еще одним методом является РИТМОТЕРАПИЯ  и  ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

СЛАЙД

(Комментирую)

       Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические  упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.

И я предлагаю попробовать один из приемов ритмотерапии.  Давайте встанем все кругом.

Практическое задание: «Танец пяти движений»:

Проведение: Прослушайте по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?

1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.  

2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.  

3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.

4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.

5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка.

А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5 движений».

Музыка закончилась, остановились, послушали тишину.

Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его.

Что больше всего понравилось?

 Кому, какие движения было приятно делать?

-Какие чувства вы испытали во время выполнения данного задания?

Сейчас мы с вами попробовали снять мышечные зажимы. Развивали умения выражать свои эмоции с помощью движений.

Дома вы можете танцевать под звуки любимой музыки, как угодно. Наиболее оздоравливающий эффект достигается, когда движения непринужденные и свободные.

     

  Хочу предложить вам еще один прием ритмотерапии.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно, а самое главное, слушайте!

  •  ветер.                           (Ведущий трет ладони).
  • начинает дождь.         (Клацание пальцами).
  • дождь усиливается.    (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • ливень.                           (Хлопки по бедрам).
  • град – настоящая буря.    (Топот ногами).
  • буря стихает.              (Хлопки по бедрам).
  • дождь утихает.          (Хлопки ладонями по груди).
  • редкие капли .               (Клацание пальцами).
  • шелест ветра.             (Потирание ладоней).
  • солнце!                          (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
  3. Какие звуки природы напомнило вам упражнение?
  4. Тема мастер – класса «Музыка-терапия». Но музыка здесь не звучала. Оправдан ли здесь этот прием?

(Мы сами творили музыку)

Верно, это упражнение называется «Музыка дождя».

   Наши ритмичные движения изобразили легкий ветерок. Мелкие капли и наконец,  мощный ливень. Мы услышали музыку дождя, а с помощью движений устроили себе дополнительный расслабляющий массаж.

     Звуки природы обладают мощным терапевтическим эффектом. А данное упражнение подойдет в качестве физминутки на уроках. Советую вам приобрести диски «Звуки природы в музыке» и наслаждаться гармонией и равновесием.

    Рабочий день в самом разгаре, вы уже устали, устал мозг, мы напряжены и зажаты.  Методы ВОКАЛОТЕРАПИИ (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств, оказывает благотворное воздействие на весь организм, помогает снять напряжение и раздражительность, усталость. Особое воздействие на организм оказывает правильное дыхание, и произношение звуков.

СЛАЙД

Послушайте шум моря.

Упражнение «Шум моря».

А теперь я предлагаю вам «подышать», как море. Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш». Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Пропевание гласных звуков.

Детям это упражнение очень нравится. Беру  в руки длинную верёвочку и прячу её в кулаке. Предлагаю ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой. Попробуем?

        Предложите ребенку пропеть звук «м-м-м», по времени столько, сколько сможет протянуть. Упражнение способствует снятию стресса и расслаблению.

Протянуть звук «а-а-а» - помогает быстро расслабиться.

Протянуть звук «и-и-и» - за несколько минуть стимулирует работоспособность мозга, активизирует работу всех систем организма. Эти упражнения также способствуют развитию речевого дыхания, и будет полезно для развития речи.

       А на слайде вы можете прочитать информацию о том, как конкретно звуки влияют на наш организм. Мой вам совет, пойте, пойте, когда грустно, пойте, когда весело, пойте в душе и в компании близких друзей, хором и сольно, и вы увидите. Жизнь заиграет другими красками.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

      Являясь средством активной музыкотерапии, игра на музыкальных инструментах позволяет человеку решить ряд проблем: способствует развитию творческого потенциала человека;  помогает устанавливать межличностные контакты и способствует формированию коммуникативных качеств человека;

     Современные исследования в области музыкотерапии свидетельствуют о том, что в процессе инструментальной импровизации, мелодии, исполняемые человеком, становятся выражением его души, её музыкальным воплощением.

Музицируем.

   Я предлагаю каждому из вас выбрать себе музыкальный инструмент.  Мы с вами будем маленьким  камерным оркестром. Я буду исполнять музыку на синтезаторе, а ваша задача попытаться выразить свое настроение в звуках.

Спасибо! Молодцы!

 

Вам понравилось участвовать в музицировании?

Это конечно, далеко не все приемы музыкотерапии. На самом деле их великое множество.

  • Узнали ли Вы что-то новое для себя?
  • Как это может пригодиться в жизни?
  • Какой из приемов оказался для вас наиболее важен?

Свой мастер класс мне бы хотелось закончить притчей. 

Притча о музыке (под звуки музыки)

Персы убеждены, что музыка существует среди людей как божественный дух.

Одна из персидских легенд рассказывает: "Когда-то давно музыка была прекрасной небесной девой, жившей среди богов. Она была красива, нежна и недоступна для простых смертных.

Но однажды увидела она юношу, столь же прекрасного юного, как и она сама. Полюбила Музыка человека и спустилась к нему с высоты, стала его женой.

 

Узнав об этом, боги разгневались и послали вдогонку сильный ветер, который развеял тело Музыки по воздуху и разнес по самым отдаленным уголкам мира.

 

Но душа ее не погибла, душа по-прежнему любит, страдает, радуется и грустит. Она по сей день живет в душах и сердцах людей.

 

Желаю вам , чтобы музыка для вас была такой же ценностью, как для меня, чтобы она стала источником успокоения и радости для все вас!

 Для вас я приготовила такие памятки. Спасибо Вам огромное за внимание!

(под музыку оркестра  Поля Мориа выходят из класса)

К,.

             

Улыбаются

Участвуют в деятельности

Определяют цели и задачи

Слушают

Танцуют

Отвечают на вопросы

Выполняют действия

Отвечают на вопросы

Подводим итог

Слушают

Участвуют в деятельности

Подводим итог

Слушают

Музицируют

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класса по теме: «Искусствоведческий текст как средство развития речи школьников при подготовке к сочинению по картине».

Мастер-класс направлен на обучение работе с искусствоведческим текстом при написании сочинения по картине-портрету. Работа помогает подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. развивает навыки...

Мастер- класс по теме « Техника скрапбукинга как средство формирования навыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»

Конспект мастер- класса по теме « Техника скрапбукинга как средство формированиянавыков творческой деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии»...

Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»

Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца.  ...

мастер-класс на тему “ Лимерик - как эффективное средство работы над лексической стороной языка “

Формы работы с английскими лимериками.Лимерик-увлекательное и эффективное средство работы над лексической стороной английского языка....

Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»

Мастер - класс по теме «Дидактическая игра как средство формирования ключевых компетенций школьников»...

Методическая разработка мастер -класса «Квест как педагогическая креативная технология для учащихся в образовательном процессе»

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования учителя иностранного языка за счет применения квест-технологии с целью формирования универсальных учебных действи...