Мастер-класс по теме: «Здоровьесбережение на уроках русского языка»
план-конспект

Млечко Лидия

Технологии здоровьесбережения в современном образовательном процессе сейчас очень важны. Как включить в урок упражнения, нацеленные на поддержание осанки у обучающихся, задания, которые позволят научить ребят контролировать свое эмоциональное состояние? У каждого педагога есть свои приёмы. Данный мастер-класс демонстрирует некоторые из тех, которые используются на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_master-klassa_po_zdorovesberezheniyu.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе на уроках русского языка.

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  •  улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция;

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая

Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, ритмика, биологическая обратная связь (БОС), проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», точечный самомассаж,

Коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика, арт-терапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия, сказкотерапия).

В рамках уроков русского языка и литературы можно использовать почти все названные технологии, главное, подобрать ту, которая будет аутентичная теме урока.

Попробуем проработать сегодня на мастер-классе несколько из них.

 Встанем! Настроимся на работу!

Наш мастер-класс будет не очень долгим, но, уверена, эффективным.

  1. Представьте себе, что вы долго сидели на одном месте, теперь надо немного подвигаться.

«Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали».

У каждого из педагогов, которые следят за осанкой своих учеников, найдется в арсенале хотя бы одно стихотворение для динамической разминки. Предлагаю поделиться (обмен стихотворениями)

На уроках русского языка они бывают очень необходимы, потому что ребята занимаются письменными работами. Нередко им приходится выполнять письменное задание минут 10-15 непрерывно. Не у всех хватает сил и терпения следить за своей осанкой. Чтобы не было сильной нагрузки на позвоночник, можно воспользоваться динамическими паузами.

Хорошо, когда ребята сами проводят такие паузы, предварительно подобрав стихотворение под динамические упражнения.

Можно чередовать с упражнениями для глаз, пальчиков и т.п.

  1. Но, я заметила, что такие стишки хороши для начальной школы. Ребятам среднего звена к ним относятся не очень серьезно. Как быть? В таких случаях помогает «Игра в мяч». Этот вид упражнения может быть хорошим тренингом и для закрепления пройденного материала. Покажу самое простое. Выстройтесь в лини, пожалуйста.

При закреплении темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» играем в «Съедобное-Несъедобное».

Слива, птица, кофе, валет, мертвец, папа, кукла, песня, солнце, кошка ребенок, береза, туз и т.д.

Замечу, что такая игровая форма очень необходима для того, чтобы формировать быстроту мыслительных процессов. Она очень необходима для развития орфографического навыка. Например, подберите проверочное слово для ряда следующих слов, только делать это нужно быстро:

Трава, стена, пишу, спешу, ряды, частить и т.д.

Или, задание для 6 класса. Например, определите спряжение следующих глаголов (делаем быстро):

Идут, поют, живут, клеишь, казнят, смешат, борются, видишь, едят, едут, ест, шел и т.п.

  1. Теперь можно присесть и рассмотреть еще одну здоровьесберегающую технологию. «Лингвистические сказки» - это тоже часть здоровьесберегающих технологий, потому что такой вид работы помогает сохранить приятное эмоциональное состояние. Главное, понимать, что подобные задания подходят для детей 5-6 классов и выполнение этой работы может быть только по желанию. Чтобы было всем понятно, как это работает, вот вам задание (но по желанию) – расскажите о том, как буквы разделились на гласные и согласные. Начало может быть таким, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы…

Можно несколько усложнить. Поэтому для тех, кто помнит разряды прилагательных, можно предложить следующее: например, расскажите мне сказку о том, как разделились прилагательные на разряды.

Форма устного сочинения помогает ребятам расслабиться, включить фантазию и совместить проработку темы со свободной беседой, отдыхом. Кстати, сказки можно сочинять «по кругу».

  1. И теперь, релаксация – это умение расслабиться, она помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

«Путешествие на облаке»

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два раза глубоко вдохните и выдохните. Приглашаю вас в путешествие на облаке. Пушистое белое облако. Оно похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Начнем путешествие. Облако медленно двигается по гимназии к выходу, потом медленно поднимается в синее небо к теплому солнышку. Здесь, в небе, все спокойно и тихо. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Вы чуть-чуть покачиваетесь из стороны в сторону. Гармония наполняет вас. Вам хорошо. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Вы спрыгиваете с облака, вытяните руку и погладьте его. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, открывайте глаза и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Такая технология оказывается очень полезна на уроках, где необходимо проверить самостоятельно выполненное большое упражнение, тестовую работу и т.п. На уроках контрольной работы, как показала практика, лучше не применять, поскольку данные типы уроков тренируют иные навыки, которые связаны с повышенной концентрацией внимания в рамках 30 минут минимум.

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса,

формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Мастер-класс «Приёмы использования педагогических технологий на уроках русского языка, литературы и занятиях курса «Истоки»

Предлагаемый  материал позволит познакомиться с опытом моей работы. Здесь  описаны практические приемы работы с учащимися разных познавательных возможностей. Я считаю эти приёмы эффективными...

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»...

Мастер-класс Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы

Пояснительная записка.Мастер-класс «Использование игровых методов обучения на уроках русского языка и литературы» представлен по направлению «Административное» (учитель основной школы)Цель:1.Презентац...

Мастер-класс "Метод визуализации. Постерная презентация на уроках русского языка"

Мастер-класс "Метод визуализации. Постерная презентация на уроках русского языка"...

Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...