Формирование экологического сознания путем проектной деятельности
статья по биологии

Араштаев Евгений Николаевич

 Основной педагогической целью нашей работы является формирование экологического сознания личности, при котором ученик воспринимает себя как часть природного сообщества, понимает самоценность природы, считает высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества.
Практика показала, что в школе разумно сочетание разных форм экологической деятельности школьников.  Наиболее значимыми из них являются:

наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма;

опытно – практическая работа на пришкольном участке;

изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе;

фенологические наблюдения;

изготовление наглядных пособий по различным разделам;

разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.
           С учащимися 5 – х и 6 – х. классов мы изучаем  растительность, произрастающую на территории школы и села. Уточняем, какие жизненные формы встречаются; сколько видов деревьев, травянистых дикорастущих растений, какие культуры, сорта выращивают у себя жители Аскиза.

 В 7 – м и 8 – м классе мы изучаем животный мир  прилегающей территории. Какие виды домашних животных содержатся на подворье, их количество, породы, возрастной и половой состав. Изучаем заболевания домашних животных, меры их предупреждения, пути передачи человеку. С учащимися 9 – го класса  мы начали изучать демографические показатели нашего района. Подсчитали количество человек, проживающих в микрорайоне, смертность, рождаемость, возрастной и половой состав, а также социальное положение, миграции, национальности. По полученным данным были составлены графики, диаграммы, таблицы, которые применяются на уроках.
          Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе.   Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в  школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. И все это в огромной мере, как мы показали, можно формировать в процессе обучения биологии.


Литература

Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология/С.Д.Дерябо.-Ростов н/Дону.:Феникс,1996.-268 с.

Зверев И.Д. Проблемы социальной экологии/И.Д.Зверев.-М.:Просвещение,1994.-167с.

Миркин Б.М. Популярный экологический словарь/Б.М.Миркин,Л.Г.Наумова.-М.:Просвещение,1999.-296с.

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек/Ю.В.Новиков.-М.:Просвещение,2000.-125 с.

Элементы экологической педагогики/В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов и др.-М.:Академия,2000.-глава 9, с.12-50

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Араштаев Е.Н.

МБОШИ «Аскизский лицей - интернат» им.М.И. Чебодаева, с. Аскиз, Республика Хакасия

«Формирование экологического сознания путем проектной деятельности»

         Основной педагогической целью нашей работы является формирование экологического сознания личности, при котором ученик воспринимает себя как часть природного сообщества, понимает самоценность природы, считает высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества.
Практика показала, что в школе разумно сочетание разных форм экологической деятельности школьников.  Наиболее значимыми из них являются:

наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма;

опытно – практическая работа на пришкольном участке;

изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе;

фенологические наблюдения;

изготовление наглядных пособий по различным разделам;

разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.
         С учащимися 5 – х и 6 – х. классов мы изучаем  растительность, произрастающую на территории школы и села. Уточняем, какие жизненные формы встречаются; сколько видов деревьев, травянистых дикорастущих растений, какие культуры, сорта выращивают у себя жители Аскиза.

 В 7 – м и 8 – м классе мы изучаем животный мир  прилегающей территории. Какие виды домашних животных содержатся на подворье, их количество, породы, возрастной и половой состав. Изучаем заболевания домашних животных, меры их предупреждения, пути передачи человеку. С учащимися 9 – го класса  мы начали изучать демографические показатели нашего района. Подсчитали количество человек, проживающих в микрорайоне, смертность, рождаемость, возрастной и половой состав, а также социальное положение, миграции, национальности. По полученным данным были составлены графики, диаграммы, таблицы, которые применяются на уроках.
        Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе.   Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в  школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. И все это в огромной мере, как мы показали, можно формировать в процессе обучения биологии.


Литература

Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология/С.Д.Дерябо.-Ростов н/Дону.:Феникс,1996.-268 с.

Зверев И.Д. Проблемы социальной экологии/И.Д.Зверев.-М.:Просвещение,1994.-167с.

Миркин Б.М. Популярный экологический словарь/Б.М.Миркин,Л.Г.Наумова.-М.:Просвещение,1999.-296с.

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек/Ю.В.Новиков.-М.:Просвещение,2000.-125 с.

Элементы экологической педагогики/В.А.Ситаров, В.В.Пустовойтов и др.-М.:Академия,2000.-глава 9, с.12-50



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале

Современная концепция языкового об­разования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...

Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.

Описывается формирование  экологического сознания школьников через работу экологического лагеря....

Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности».

Актуальность. Существенной чертой современной цивилизации остается экологический кризис, проявляющийся в виде разнообразных проблем.Преодоление экологического кризиса возможно через формирование...

Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность

Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.В. А. Сухомлинский(слайд1)    Формирования экологичес...

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.

В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...