Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность
статья по теме
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.
В. А. Сухомлинский(слайд1)
Формирования экологического сознания подрастающего поколения осуществляю на химико-экологическом кружке «Село, в котором я живу».(слайд2)
Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность
(Доклад)
Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.
В. А. Сухомлинский(слайд1)
Формирования экологического сознания подрастающего поколения осуществляю на химико-экологическом кружке «Село, в котором я живу».(слайд2)
Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.
Задачи(слайд3)
Образовательные:
- Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
- Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.
Воспитательные:
- Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
- Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию.
Возраст обучаемых 11–15 лет.
В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно-научными дисциплинами.
На занятиях кружка через различные педагогические формы и методы рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, практической и природоохранной деятельности, направленной на выработку умений и навыков работы с оборудованием, овладение методами ведения мониторинга и навыками исследовательской работы по оценке состояния окружающей среды. Это открывает широкие возможности для изучения родного края, воспитания гордости за свою малую Родину.
Тематический план(слайд4)
Тема | Число часов для занятий | ||
Теория | Практика | Экскурсия | |
1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории. | 1 час | 1 час |
|
2. Общие вопросы охраны природы. | 1 час |
| 1 час |
3. Малая моя Родина. | 1 час |
| 1час |
4. Флора и фауна. | 1 часов | 2 часа | 1 час |
5. Вода: её свойства и значения. | 1 часа | 3 часа | 1 час |
6. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. | 1 часа | 3 часа | 1 час |
7. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия. | 1 часа | 2 час | 1 час |
8. Международная деятельность в области охраны природы. | 1 часа | 1 часа |
|
9. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям. | 2 часов | 2 часа |
|
10. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, края,России, подготовка к олимпиадам. | 2 часов | 2 часа | |
ИТОГО: | 12 час | 16 часов | 6 часов |
Во время полевого экологического практикума, большое внимание уделяю проектно-исследовательским работам, так как именно они способствуют анализу экологических ситуаций, формируют знания о единстве живой и неживой природы, формируют ценностные ориентиры экологического характера и мотивы экологически целесообразного поведения. В процессе работы учащиеся учатся: планировать свою деятельность; прогнозировать возможные результаты; анализировать отобранный материал; сопоставлять факты; овладеют умениями и навыками оценки экологической ситуации. Анализируя результаты исследований, школьники приобретают навыки работы с литературными источниками, современными информационно-техническими средствами; научатся представлять результаты исследования перед аудиторией; защищать свою позицию; оценивать себя и других; пропагандировать экологические знания.
Учащиеся оформляют исследовательские работы.
Создан банка данных по экологии села, куда вошли следующие работы(слайд5-)
- «Анализ экологического состояния озера Томское,Плотавское»,
- «Редкие и исчезающие растения, занесенные в Красную книгу с. Плотава»(электронная презентация),
- «Первоцветы»(электронная презентация),
- «Лекарственные растения окрестностей села».
- «Изучение алтайских видов пионов в природных условиях»
- «Грибы -трутовики лесных фитоценозов окрестностей с.Плотава».
- «Анализ физико-химического состава воды и донных отложений о. Соленое»(презентация).
- «Определение физико-химического состава почвы на разных участках пришкольной территории».
- «От кого зависит чистота нашего села».
Все материалы используется для проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Лучшие работы с помощью электронных презентаций, стендовой защиты заслушиваются на научно-практической конференции.
Результатом деятельности является, что ученики ежегодно участвуют в предметных олимпиадах олимпиадах(одним из критериев участия в краевой олимпиаде по экологии является наличие исследовательской работы), различных конкурсах, научно- практических конференциях, в том числе во Всероссийских.
В этом году Носырев Иван(8кл.) занял 1 место в районном конкурсе «Зеленые колокола» с работой «Комплексное исследование экосистемы о.Плотавское»(слайд)
Поступление выпускников в ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения
Заключение
Именно исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы, с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. Организуется она на базе школьного химико-экологическом кружке «Село, в котором я живу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.
Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...
«Формирование естественнонаучной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность»
В презентации представлен опыт работы по форми рованию естественно-научной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность....
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....
Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...
Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях
Данная статья раскрывает способы и методы формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях посредством художественных произведений и учебного материала...