Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность
статья по теме

Абрамов Василий Иванович

 

Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.

В. А. Сухомлинский(слайд1)

 

   Формирования экологического сознания подрастающего поколения  осуществляю на химико-экологическом кружке «Село, в котором я живу».(слайд2)

Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологического сознания подрастающего поколения через природоохранную и исследовательскую деятельность

(Доклад)

Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира.

В. А. Сухомлинский(слайд1)

   Формирования экологического сознания подрастающего поколения  осуществляю на химико-экологическом кружке «Село, в котором я живу».(слайд2)

Актуальность программы: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частички нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Цель: углубление знаний учащихся в данных областях, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природоохранной деятельности учащихся.

Задачи(слайд3)

Образовательные:

  1. Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и правонарушений. Выявить пути загрязнения окружающей среды и возможные способы предупреждения загрязнения.
  2. Преподнести экологические знания нетрадиционно, просто, доступно и одновременно правдиво, не искажая научных фактов, реальной экологической ситуации, не приглаживая остроты её проблем.

Воспитательные:

  1. Прививать навыки коммуникативного общения, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  2. Способствовать развитию у кружковцев ценностно-мотивационных качеств: любви и бережного отношения к природе; экологической этики; этики ответственности в их отношениях с природой; мотивации украшать комнатными растениями квартиры и школьный интерьер. 

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и химии.
  2. Формировать у детей наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать, умение делать выводы на основании полученных результатов, вести дискуссию. 

Возраст обучаемых 11–15 лет.

В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно-научными дисциплинами.

  На занятиях кружка через различные педагогические формы и методы рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, практической и природоохранной деятельности, направленной на выработку умений и навыков работы с оборудованием, овладение методами ведения мониторинга и навыками исследовательской работы по оценке состояния окружающей среды. Это открывает широкие возможности для изучения родного края, воспитания гордости за свою малую Родину.

Тематический план(слайд4)

Тема

Число часов для занятий

Теория

Практика

Экскурсия

1. Вводное занятие. Правила поведения учащихся. Техника лабораторных работ и правила безопасной работы в лаборатории.

1 час

1 час

 

2. Общие вопросы охраны природы.

1 час

 

1 час

3. Малая моя Родина.

1 час

 

1час 

4. Флора и фауна.

1 часов

2 часа

1 час

5. Вода: её свойства и значения.

1 часа

3 часа

1 час

6. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды.

1 часа

3 часа

1 час

7. Почва: её состав и свойства. Сохранение и увеличение плодородия.

1 часа

2 час

1 час

8. Международная деятельность в области охраны природы.

1 часа

1 часа

 

9. Выполнение индивидуальных заданий, подготовка докладов и рефератов к конференциям.

2 часов

2 часа

 

10. Проведение экологических викторин, ролевых игр в школе, участие в различных конкурсах района, края,России, подготовка к олимпиадам.

2 часов

2 часа

ИТОГО:

12 час

16 часов

6 часов

  Во время полевого экологического практикума,  большое внимание уделяю проектно-исследовательским работам,  так как именно они способствуют анализу экологических ситуаций, формируют знания о единстве живой и неживой природы, формируют ценностные ориентиры экологического характера и мотивы экологически целесообразного поведения. В процессе работы учащиеся учатся: планировать свою деятельность; прогнозировать возможные результаты; анализировать отобранный материал; сопоставлять факты; овладеют умениями и навыками оценки экологической ситуации. Анализируя результаты исследований, школьники приобретают навыки работы с литературными источниками, современными информационно-техническими средствами; научатся представлять результаты исследования перед аудиторией; защищать свою позицию; оценивать себя и других; пропагандировать экологические знания.

 

  Учащиеся оформляют исследовательские работы.

Создан банка данных по экологии села, куда вошли следующие работы(слайд5-)

  • «Анализ экологического состояния озера Томское,Плотавское»,
  • «Редкие и исчезающие растения, занесенные в Красную книгу с. Плотава»(электронная презентация),
  • «Первоцветы»(электронная презентация),
  • «Лекарственные растения окрестностей села».
  • «Изучение алтайских видов пионов в природных условиях»
  • «Грибы -трутовики лесных фитоценозов окрестностей с.Плотава».
  • «Анализ физико-химического состава воды и донных отложений о. Соленое»(презентация).
  • «Определение физико-химического состава почвы на разных участках пришкольной территории».
  • «От кого зависит чистота нашего села».

Все материалы используется для проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Лучшие работы с помощью электронных презентаций, стендовой защиты заслушиваются на научно-практической конференции.

  Результатом деятельности является, что ученики ежегодно участвуют  в предметных олимпиадах олимпиадах(одним из критериев участия в краевой олимпиаде по экологии является наличие исследовательской работы), различных конкурсах, научно- практических конференциях, в том числе во Всероссийских.
В этом году Носырев Иван(8кл.) занял 1 место в районном конкурсе «Зеленые колокола» с работой «Комплексное исследование экосистемы о.Плотавское»(слайд)

Поступление выпускников в ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения

Заключение

Именно  исследовательская деятельность может помочь школьникам выявить местные экологические проблемы, с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению. Организуется она на базе школьного химико-экологическом кружке «Село, в котором я живу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.

Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ...

«Формирование естественнонаучной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность»

В презентации представлен опыт работы по форми рованию естественно-научной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность....

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях.

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях....

Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников

Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической      культуры  подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...

Современные тенденции формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях

Данная статья раскрывает способы и методы формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения в образовательных учреждениях посредством художественных произведений и учебного материала...