Лабораторная работа "Кариотип. Хромосомы млекопитающих"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

КОЖУРА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

Инструкция для выполнения лабораторной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №_

Хромосомы млекопитающих. Кариотип.

Цель: познакомиться с морфологией хромосом млекопитающих, сделать элементарное описание кариотипа, сравнить кариотипы близких видов.

Оборудование: фотографии кариотипов млекопитающих.

Ход работы:

  1. Рассмотрите фотографии хромосом двух близких видов хомячков, определите число хромосом в диплоидном наборе для каждого вида.

http://900igr.net/datas/biologija/Zadachi-po-genetike/0012-012-KHomjachok-seryj.jpghttp://900igr.net/datas/biologija/Zadachi-po-genetike/0012-012-KHomjachok-seryj.jpg

                          Хомячок серый                                    Хомячок забайкальский                

  1. Найдите пару для каждой хромосомы (хромосому с таким же положением центромеры и с такой же длинной плеч). Найдите X- и Y-хромосомы (они парные, Y-хромосома меньше X-хромосомы и, как правило, отличается от нее положением центромеры.
  2. Распределите хромосомы по группам в зависимости от соотношения длин плеча: метацентрические (равноплечие), субметацентрические (неравноплечие), телоцентрические (с одним плечом). Попарно нарисуйте хромосомы в тетради по группам, располагая их в пределах группы по размеру от самых больших до самых маленьких. Хромосомы принято располагать вертикально, коротким плечом кверху.
  3. Сравните кариотипы трех видов.C:\Users\User\Desktop\99681788_6.png
  4. Приведите сравнение кариотипов человека и шимпанзе (см. рис.). Для таких сравнений применяют специальную окраску хромосом – дифференциальную, когда хромосомы окрашены не сплошь, а на них видны темные и светлые полосы. Положение этих полос постоянно и отражает генетическое содержание хромосомы, благодаря чему гомологичные хромосомы и гомологичные участки хромосом имеют одинаковый рисунок окраски. Хромосомы близких видов, как правило, различаются не очень сильно, и их можно сравнивать.
  5. Сделайте вывод по работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...

Урок "Строение и функции ядра. Хромосомы"

Урок "Строение и функции ядра. Хромосомы " включает  план урока, презентацию "Строениеядра. Хромосомы." Материал можно использовать в курсе 9, 10 классов.  Учебник любой....

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ПО БИОЛОГИИ «Хромосомы и пол» 10 КЛАСС

Данный курс разработан для учащихся 10 класса, рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение  практических работ, решение задач, проблем и пров...

Наследование сцепленных генов в одной хромосоме

Задачи на наследование сцепленных генов в одной хромосоме...

конспект урока "Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих. Классификация.

Презентация и конспект урока для учащихся 8 класса. Знакомство с группами млекопитающих животных. Распространение по среде обитания. Деление на диких и сельскохозяйственных....

конспект урока "клеточное ядро. Хромосомы"

Разработка урока по теме "Клеточное ядро. Хромосомы" для 10 класса....

Лабораторная работа по биологии 7 класс «Внешнее строение Млекопитающих»

Презентация. Лабораторная работа «Внешнее строение Млекопитающих»...