Урок по биологии
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Сакенов Миржан Жаманбаевич

Конспект урока по биологии на тему"Бесполое размножение" , 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bespoloe_razmnozhenie.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс 

Сакенов Миржан Жаманбаевич, учитель биологии и географии

Разделы: БиологияКонкурс «Презентация к уроку»


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями бесполого размножения, его разнообразием.
  2. Сформировать научное мировоззрение у школьников на основе знаний бесполого размножения, используя уже известные детям, а также полученные на уроках сведения, прививать навыки самостоятельной работы, чувство коллективизма.
  3. Развивать умение работать с рисунками, таблицами, сравнивая, анализируя их и делая выводы, развивать память, интерес.

Тип урока:комбинированный урок с использованием ИКТ

Оборудование:компьютер, презентация, учебник Биология 9кл. С.М. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, лото.

Ход урока

1. Постановка проблемного вопроса.

1слайд. Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время

 ( К.Г. Паустовский)

Как вы думаете, о каком процессе идет речь?

- о размножении

Дайте определение размножению

2 слайд. Размножение – воспроизведение себе подобных

В определенную пору размножаются растения, животные, грибы, бактерии. Это один из сложных процессов жизнедеятельности, благодаря которому, нить жизни не прерывается

Какую тему сегодня мы будем изучать на уроке?

3 слайд. Тема урока.

-Размножение, его виды. Бесполое размножение

Сегодня мы поговорим о различных видах размножения в природе…..

4 слайд. Видеоролик:

Отрывок из фильма «Шестой день»

Что произошло?

-созданы клоны человека и собаки

5 слайд. Английскому ученому Гёрдону в 1962г. впервые удалось получить клон позвоночного животного – лягушки. Он использовал клетки кишечника земноводного.

6 слайд. Долли, появившаяся на свет 5 декабря 1996 года, стала самой известной овцой в истории науки, произведя на свет 6 здоровых ягнят. Она прожила 6,5 лет и была усыплена из-за инфекции легких и артрита 14 февраля 2003 года. А уже 9 апреля того же года чучело Долли было выставлено в Эдинбургском королевском музее. 

7 слайд. Ученые мечтают клонировать динозавров и других вымерших животных. Профессор Киотского университета Акани Иритани уверен, что уже в ближайшие годы он сумеет клонировать мамонта из замороженных останков доисторического животного

С помощью репродуктивного клонирования удаётся сохранять редкие виды животных. Например, в 2001 году был клонирован находящийся под угрозой исчезновения гаур (Гаур — крупнейший представитель рода настоящих быков. Одомашнен человеком, одомашненная форма называется гаял.), - новорожденный по кличке Ной появился на свет в Массачусетсе, но, к сожалению умер от дизентерии через 48 часов после рождения. 

В 2004 г. удалось восстановить считавшихся вымершими быков-бантенгов.

8 слайд. Клонирование сегодня – это очень деликатная тема, особенно, если это касается человека.

Что такое клон?

-Клон - генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения.

9 слайд. Клонирование - искусственный способ бесполого размножения

Может ли в природе новый организм появиться от одного родителя, без участия половых клеток?

Проблемный вопрос: Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?

- чтобы ответить на этот вопрос, сначала вспомним способы размножения.

2. Изучение нового материала.

10 слайд.

В природе существует много способов размножения, но все их можно объединить в два основных типа:

Размножение

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645206/f_clip_image001.gif 

11 слайд. Формы бесполого размножения организмов

12 слайд. Митотическое деление (бинарное деление )

Рассмотрим подробнее особенности бесполого размножения:

Наиболее простая форма бесполого размножения – деление

- Это когда родительское тело расщепляется на две одинаковые части. (как клоны)

Анимация – деление бактерий

Анимация – деление амебы

Анимация – деление эвглены зеленой

- И мы посмотрим на примере амебы, как же происходит процесс?...(делением)

- Процесс деления начинается с ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму.

Продольное деление эвглены

-Затем что происходит? (появляется жгутик)

- Затем? (разделяется пополам)

- В цитоплазме образуется перегородка, которая постоянно углубляется, делит материнскую особь на две дочерние, новые эвглены.

- Посмотрите они одинаковые?

(Они совершенно одинаковые и похожи друг на друга).

- Кто ещё размножается таким способом?

13 слайд. Митотическое деление (бинарное деление )

Так размножаются бактерии, многие простейшие (амёба, эвглена), одноклеточные водоросли.

- образуются клоны

14 слайд. Что объединяет эти рисунки? (шляпочные грибы, плесень на хлебе, плесень на клубнике)

Что общего между этими рисунками?

- Это грибы.

- Чем размножаются? (спорой и грибницей)

15 слайд. Споруляция (спорообразование)

Анимация Споруляция

Анимация спорообразование мукора

Сообщение учащихся: «Спорообразование»

Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками. Когда они созревают, то высыпаются из-под шляпки и разлетаются, некоторые падают рядом.

Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя, не прорастать, пережидать холод, жару, засуху, а когда наступают благоприятные условия, они прорастают, делятся и из них образуется новые особи.

16 слайд. Споруляция (спорообразование)

Так размножаются некоторые животные, грибы, множество растений, мхи, водоросли, папоротники.

У многоклеточных растений – таких, как многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, высшие грибы, споры образуются в специальных органах – спорангиях.

- Сравните способы размножения: бинарное деление и споруляцию

17 слайд. Множественное деление (шизогония)

Сообщение учащихся: «Шизогония»

ШИЗОГОНИЯ  ---множественное бесполое размножениепростейших (споровиков, фораминифер) и некоторых водорослей. Организм становится многоядерным ираспадается на множество (соответственно количеству ядер) одноядерных клеток - мерозоитов.

Материнская клетка распадается на большое количество

более или менее одинаковых дочерних клеток

- Сравните способы размножения: споруляция и шизогония

18 слайд. Полиэмбриония (однояйцовые близнецы)

19 слайд. видеоролик «Дрожжи»

Что находится в черном ящике?

После просмотра видеоролика (без звука), дети дают ответ

- Дрожжи

20 слайд. видеоролик «Почкование дрожжей»

21 слайд. видеоролик «Почкование гидры»

- Сравните способы размножения: шизогония и почкование

22 слайд. Почкование.

У кого встречается такой способ размножения? приведите примеры (почкованием размножаются: дрожжи, гидра, бриофиллум – Бриофи́ллум, включают в синонимику рода Каланхое. Прямостоячие суккулентные кустарники или кустарнички высотой до 1—2 м, иногда вьющиеся или стелющиеся, длиной до 6—8 м, ).

23 слайд. Фрагментация (Регенерация)

Когда мы вскапываем землю, то иногда случайно разрезаем дождевых червей лопатой. Что произойдет с червем, если его разрезать на 2 части?.

Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы.

Так размножаются гидры, плоские черви, морские звезды.

- Сравните способы размножения: почкование и фрагментация

24 слайд. анимация «Вегетативное размножение»

- Образование особей из частей материнского растения (корня, стебля, листа, клубня, луковицы)

- Сравните способы размножения: фрагментацию и вегетативное размножение.

25 слайд. физминутка (под песню В.Высоцкого)

3. Закрепление нового материала

26 слайд. Лото

Учащимся раздаются карточки –лото (найдите соответствие рисунков и формы бесполого размножения)

27 слайд. заполнить на интерактивной доске таблицу «Виды бесполого размножения»

28 слайд. В чем преимущество бесполого размножения перед половым?

- быстрый рост, развитие.

- сохраняет свойства материнского организма

- не нужно находить партнёра

Сравните бесполое размножения в природе и клонированияВ чем сходство и отличие?
 Учащиеся отвечают на проблемный вопрос

4. Вывод:

Могут ли в природе естественным путем появиться клоны организмов?

- бесполое размножение в природе приводит к тому, что появляется потомство идентично родительской особи – его клон.

29 слайд. Клонирование человека – этические аспекты

Учащиеся выступают с докладами «За клонирование человека», «Против клонирование человека»

30 слайд.

Размножение – это свойство, присуще всем живым организмам

В чем биологическое значение размножения?

- Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма, и, следовательно, к этому процессу относиться следует с глубочайшим трепетом и уважением.

5. Рефлексия (оценивание обучающихся)

(Что поняли, что усвоили, что трудно запоминается…)

 Домашнее задание

31 слайд. Домашнее задание:

с.146 -149 прочитать, ответить на вопросы 1-5

Кузнецовой прорешать задания 8 из части первой ОГЭ, на сайте «Решу ОГЭ:Биология»

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...