Нестандартные уроки по биологии. Учитель биологии Ковалёва Т.Е
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Ковалёва Татьяна Егоровна

Проводятся нестандартные уроки по биологии в 7,8,9,11классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные уроки биологии

          Учебно-методический материал по биологии содержит   четыре методические разработки нестандартных уроков биологии в 7, 8, 9, 11 классах.

Учебно-методический материал представлен по следующим темам:  

1) 7 класс: Урок взаимообучения учащихся. Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра.

2) 8 класс: Урок «Командная борьба». Тема: Организм – единое целое.

3) 9 класс: Урок – лекция.  Тема: Генотип как целостная система.

4)11 класс:  Урок «Где? Какое? Как?» (урок-игра с элементами разноуровневого подхода).  Тема: Обобщение знаний по теме «Основы учения о биосфере».

Урок взаимообучения учащихся. 7 класс.

Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра.


Задачи:

Образовательные: на примере пресноводного полипа гидры детально изучить строение кишечнополостных. Выявить отличия многоклеточных животных от одноклеточных.

Развивающие: учить учащихся устанавливать связь между строением и функциями отдельных клеток и организма в целом. Продолжить формирование умений анализировать и сравнивать, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации,

Воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к своему предмету. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование:

1. Таблицы «Тип Кишечнополостные», «Морское дно».

2. Рисунки различных клеток гидры.

3. Таблички с новыми терминами.

4. Магниты и магнитная доска.

5. Картинки с изображениями различных видов гидр, актиний, медуз и коралловых полипов.

6. Влажные препараты актинии и кораллового полипа.

7. Мультимедийный проектор.

8. Презентация на тему «Тип Кишечнополостные».

Ход урока:

Перед уроком столы расставлены в 3 круга. На столах – таблички с надписями «Кафедра систематики», «Кафедра анатомии», «Кафедра физиологии».

На предыдущем уроке учащиеся разделены на 3 группы примерно одинакового уровня и получили домашнее задание: с помощью учебника и дополнительной литературы подготовить один из вопросов:

1. Систематическое положение гидры.

2. Строение гидры.

3. Функции клеток гидры.

  1. Урок начинается с вводного слова учителя:

Сегодня мы присутствуем на заседании ученого совета НИИ Многоклеточных животных. Директор института – (представляется один из учащихся класса). Секретарь – (представляется секретарь). На заседании присутствуют представители кафедр систематики, анатомии и физиологии многоклеточных животных. На кафедрах этого института в последнее время проведена большая работа по изучению животных типа Кишечнополостные. Но, поскольку исследования по отдельным вопросам проводились на разных кафедрах, все эти данные носят разрозненный характер. Сегодня в результате совместной работы мы должны сопоставить все имеющиеся в настоящее время сведения об этом типе животных и ответить на несколько очень важных вопросов:

1. Что объединяет кишечнополостных животных в один тип?

2. Какая существует связь между строением и функциями отдельных клеток и организма в целом?

3. Чем отличаются многоклеточные животные от одноклеточных?

Итак, первый вопрос мы задаем директору НИИ:

- Почему именно типу Кишечнополостных институт уделяет в последнее время много внимания? (говорит директор НИИ)


Вопросы кафедре систематики:

- К какому подцарству животных относится тип Кишечнополостные и почему?

- Какие животные объединяются в тип Кишечнополостные? Каковы их общие признаки?

(Рассказы представителей кафедры систематики. Демонстрация слайдов и таблицы по теме «Морское дно», влажных препаратов актинии и кораллового полипа, слайдов с изображением различных видов гидр, актиний, медуз и полипов).

- На какие классы делится тип Кишечнополостных?

(класс Гидроидные – медузы и полипы, класс Коралловые – одиночные и колониальные формы).


Для более подробного знакомства с типом остановимся на одном из его характерных представителей – пресноводной гидре.

(Демонстрация таблицы «Тип Кишечнополостные». Презентация.)


Запишем систематическое положение гидры: (на доске пишет секретарь, учащиеся записывают в тетради)

Царство – Животные

п/ц – Многоклеточные животные

тип – Кишечнополостные

класс – Гидроидные

род – гидра

вид – пресноводная гидра


- Какие особенности строения имеет это животное?

1. Внешнее строение

2. Внутреннее строение


По ходу рассказа представителей кафедры анатомии идет демонстрация таблицы «Тип Кишечнополостные», презентации на тему «Тип Кишечнополостные», картинок с изображением различных типов клеток гидры, табличек с новыми терминами. Секретарь по ходу рассказа записывает на доске в рубрике «Запомни» новые термины, учащиеся записывают их в тетради.

  • Щупальца
  • рот
  • подошва
  • лучевая симметрия
  • кишечная полость
  • эктодерма
  • энтодерма
  • мезоглея – опорная пластинка
  • кожно-мускульные клетки
  • нервные клетки
  • нервное сплетение
  • стрекательные клетки
  • пищеварительные клетки

Картинки различных типов клеток, изображенных крупным планом, прикрепляются к магнитной доске.


Вопросы кафедре физиологии:

1. Какие функции выполняют названные группы клеток гидры?

2. Как связаны функции, выполняемые различными клетками гидры, с их строением?


По ходу рассказа физиологов демонстрируется таблица «Тип Кишечнополостные», презентация, табличка с новым термином «Рефлекс».

Учащиеся записывают в тетради определение (дается учителем под диктовку):

Рефлекс – это ответная реакция организма на действие раздражителей при помощи нервной системы.


- Какая еще защитная реакция есть у гидры, кроме рефлекса?

(Учащиеся дают ответ. Демонстрируется презентация, рисунок стрекательной клетки, таблица).


- В чем состоят особенности внутреннего строения гидры?

(Отвечает кафедра анатомии)


- Какую роль играют пищеварительные и железистые клетки?

(Рассказывает кафедра физиологии)


У меня к вам еще один интересный вопрос: мне известно, что на кафедре физиологии проводился занимательный эксперимент: если гидру измельчить даже на 200 частей, из каждой вырастет новый организм.

– Как вы объясните результаты этого эксперимента? (отвечают физиологи)


В рубрике «Запомни» секретарь записывает новые термины, остальные – в тетради:

  • регенерация (табличка с термином)
  • промежуточные клетки (таблица)

Учащиеся под диктовку учителя записывают в тетради определение:

Регенерация – процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.


А теперь нам осталось ответить на последний вопрос:

- Чем отличаются клетки одноклеточных животных от клеток многоклеточных животных? (отвечают систематики)


  1. Итак, к каким же выводам мы пришли в результате нашей работы?

Учащиеся сначала самостоятельно отвечают на вопросы, поставленные в начале урока (записанные на доске), а затем зачитывают эти выводы в учебнике. (Идет закрепление материала урока).

  1. Проверка качества усвоения материала урока:

Учащимся предлагается проверочная работа на 5 минут в виде тестов на выбор правильного ответа. В тестах дано 5 вопросов, включающих основной материал урока. Работа выполнятся на листочках.


  1. Подведение итогов урока.

Выставление оценок:

Одному из сильных учащихся класса было поручено в течение урока фиксировать на листочке количество и качество ответов каждого из учащихся класса.

Итоговая оценка за урок выставляется с учетом работы в течение всего урока и заключительной тестовой проверки.

Оценки объявляются всем учащимся, в журнал выставляются только положительные (с учетом желания каждого учащегося).

Дается возможность доучить материал дома при выполнении домашнего задания и получить более высокую оценку на следующем уроке).


  1. Домашнее задание:

Всем – выучить тему «Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра».

По желанию – подготовить сообщение и презентацию о кишечнополостных животных.

Урок «Командная борьба». 8 класс.

Тема: Организм – единое целое

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию понятия о функционировании организма как единого целого, о способах регуляции функций организма.

Развивающие: содействовать развитию умения работать в группе, отбирать и систематизировать материал по заданной теме; развивать познавательный интерес школьников.

Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, ответственности, стремление не подвести одноклассников.

Оборудование: 1. Таблицы по курсу биологии 8 класса: Нервная система;

Эндокринная система.

2. Мультимедийный проектор.

3. Презентация.

4. Таблички с названиями команд.

Методика проведения урока:

Для проведения урока класс делится на команды, и избираются капитаны. Оптимальный состав команды – 4-5 человек (вместе с капитаном). Капитан по жребию набирает себе команды, по очереди вытаскивая жетончики с фамилиями учащихся класса. При таком распределении число сильных, средних и слабых участников в командах примерно одинаково.

Столы в классе сдвигаются так, чтобы вокруг них могла сидеть одна команда. За каждой командой закрепляется определенный номер (или название).

Данный урок – урок изучения нового материала, форма работы – групповая.

Учитель формирует задачу урока, объявляет вопросы (они демонстрируются на слайде) и число баллов за ответы на вопросы, за возражения и дополнения, которые могут возникнуть в ходе ответов на вопросы, и число баллов за итоговую работу в конце урока.

Далее учащиеся работают в группах над решением поставленной задачи: учащиеся ищут в учебнике ответы на вопросы.

Затем начинается «командная борьба»: капитан команды, решившей ответить на вопрос, объявляет об этом. Для изложения ответа учитель вправе назвать любого члена команды, и если тот не в состоянии это сделать, считается, что команда ответом не владеет, команда не получает баллы.

Если же команда дала ответ на вопрос, то любая другая команда имеет право выступить с возражением или дополнением. Причем, для формулировки этих возражений или дополнений учитель вправе назвать любого члена этой команды. Если он не в состоянии это сделать, то считается, что команда не имеет возражений или дополнений. В случае принятия возражений или дополнений они оцениваются определенным количеством баллов.

В конце урока все команды оформляют итог своей работы в виде выводов по данной теме и получают за это определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Объявляются правила игры.
  3. Выбираются капитаны команд.
  4. Определяются команды (жеребьевкой) и рассаживаются за свои столы, им выдаются номера или названия команд (на табличках).
  5. Объявляются вопросы и баллы за каждый вопрос (вопросы демонстрируются на слайде):
  • Чем обеспечивается согласованная работа клеток, тканей, органов и их систем?
  • Какие вещества называются биологически активными, каково их действие?
  • В чем различие желез внешней и внутренней секреции?
  • Что такое гормоны и какова их роль в регуляции функций организма?
  • Как осуществляется нервная регуляция функций организма?
  • В чем заключается саморегуляция всех функций организма и постоянства внутренней среды?
  • Докажите, что организм человека – единое целое.
  1. Команды с помощью учебников ищут ответы на вопросы, работают в группах.
  2. «Командная борьба» - команды отвечают на вопросы.
  3. Итог работы: команды оформляют выводы по данной теме (для этой работы выделяется время – 5 минут).
  4. Зачитываются выводы. За четкий и правильный, полный вывод команды получают 5 баллов.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Выставление оценок.
  7. Домашнее задание.

Урок – лекция. 9 класс.

Тема: Генотип как целостная система

Задачи:

1. Образовательные: подвести итог изучения форм сложного наследования признаков. Показать, что в основе эволюции лежат результаты взаимодействия, перекомбинации и мутации генов. Способствовать формированию знаний о генотипе как целостной системе.

2. Развивающие: развивать умения обобщать и классифицировать формы наследования, формулировать выводы.

3. Воспитательные: содействовать формированию материалистического представления учащихся о научной картине мира, показать важность научных открытий в жизни общества и развитии науки биологии.

Оборудование: 1. Таблицы «Законы Менделя».

2. Презентация: слайды с изображением свеклы столовой и свеклы сахарной, белого кролика с красными глазами (или любого другого животного-альбиноса), разных сортов георгинов, водосбора обыкновенного.

3. Магнитные модели кроликов и магнитная доска.

4. Выставка литературы «Генетика».

Эпиграф (слайд 1):

«Вопросы генетической наследственности в те времена еще не мучили наши умы и не мешали спать по ночам, ибо гены еще были зловещим бредом мировой буржуазии».

В. Конецкий. В сугубо внутренних водах.

Ход урока:

Учитель зачитывает эпиграф и делает вступительное слово:

Во времена Ч.Дарвина биологи-теоретики были убеждены, что родительские начала сливаются в потомстве необратимо, как сливаются необратимо две по-разному окрашенные жидкости. В результате получается нечто среднее, из которого в будущих поколениях ничто из родительских начал вновь проявиться не может.

Первым в этом засомневался брюннский монах – помощник учителя по физике и природоведению, Грегор Мендель, начав свои опыты по гибридизации гороха.

Менее 40 лет назад ученый мир разделился на два непримиримых лагеря. В одном (лагере Морганистов-Менделистов) сосредоточились сторонники хромосомной, генной теории наследственности, в другом – ее противники, отрицающие не только значение генов в механизме наследственности, но и их существование вообще.

И только около 20 лет назад хромосомная теория победила. И теперь у нас уже не вызывает сомнений, что материальным носителем наследственной информации служит ген, а все гены организма образуют его генотип.

Сегодня наша лекция будет посвящена генотипу.

(Учитель сообщает учащимся тему лекции и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадях тему и план лекции) (слайд 2).

План лекции

  1. Формы наследования признаков.
  2. Взаимодействие генов.
  3. Множественное действие генов.
  4. Генотип как целостная система.


  1. Давайте вернемся еще раз к опытам Менделя.
  • С каким наследованием признаков он столкнулся в своих работах? (С самым простым)
  • Чем определяется один признак гороха? (Одним геном)
  • Где располагался каждый из этих генов? (В отдельной хромосоме)

Это можно записать так (учитель демонстрирует слайд 3, учащиеся записывают в тетрадях):


  1. https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_1.png

Один признак один ген одна хромосома

(Мендель. Простое наследование).


  • Часто ли встречается такая форма наследования в природе? (Нет)
  • Почему? (В хромосомах много генов)
  • В связи с этим, с какой формой наследования мы с вами еще встречались и кем она открыта? (Сцепленное наследование, Морган)
  • В чем сущность такого наследования? (Гены, локализованные в одной хромосоме, находятся в сцепленном состоянии и часто передаются вместе).

Запишем это в виде схемы (слайд 4):


  1. https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_1.png

Много признаков много генов одна хромосома

(Сцепленное наследование. Морган).


  1. Но в природе существуют еще более сложные формы наследования. В этом ученые убедились в результате множества проведенных опытов.

Продемонстрируем результаты одного из них.

(С помощью магнитной доски и магнитных моделей кроликов учитель изображает схему гибридного скрещивания и новообразования при скрещивании кроликов).

Рассматриваем фенотипы кроликов: Р, Fи F2 (объяснение учителя).

Появление в F2 черных кроликов называется новообразованием при скрещивании.


  • Откуда же появился такой результат? (Учащиеся высказывают свои мнения)


Чтобы дать ответ на этот вопрос, рассмотрим цитологические основы такого скрещивания:

Генетический анализ показывает, что окраска шерсти у кроликов определяется в данном случае двумя парами аллельных генов:

С-с – основной ген окраски, отвечающий за наличие пигмента в шерсти;

А-а – ген, воздействующий на распределение пигмента по длине шерсти. «А» вызывает неравномерное распределение пигмента по длине шерсти.


(Учащиеся определяют генотипы кроликов и объясняют появление различных фенотипов в F2).

Явление взаимодействия неаллельных генов распространено очень широко.

Примеры:

  1. Примером взаимодействия генов может быть окраска кожи у негра и белого человека. Генотип негра обусловлен наличием двух пар доминантных генов неполного доминирования ААВВ, белого – рецессивными генами аавв. F1 от брака негра и белого имеет генотип АаВв – это мулаты. Брак двух мулатов дает в потомстве все переходы от типичного негра до белого человека (от ААВВ до аавв). Степень смуглости кожи зависит от числа доминантных генов в зиготе.
  2. Рост человека зависит от десяти или более пар генов. Низкий рост доминирует над высоким и, следовательно, чем больше доминантных генов в генотипе, тем ниже человек.

На этих примерах мы убедились, что один признак может находиться под контролем не одного, а многих генов.

Новообразования при скрещивании – результат взаимодействия генов.

Запишем в тетрадях схему такого скрещивания (слайд 5):

  1. https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_1.png

Один признак много генов много хромосом

(Взаимодействие генов).


  1. В природе имеет место и еще одно интересное явление.

(Учитель рассказывает о множественном действии гена, показывает картинки с примерами).

Примеры:

  1. Белые кролики, мыши, нутрии, козы, кошки – нет пигмента, это результат действия рецессивного гена, исключающего выработку пигмента меланина.
  2. Свекла сахарная и столовая.
  3. Водосбор
  4. Мушка дрозофила.


Обобщая эти примеры, можно сделать запись (слайд 6):


Признак Аhttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_7.png

IV. Признак В один ген одна хромосомаhttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_1.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_9.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/28/s_58da307c7b4e6/598583_1.png

Признак С

(Множественное действие генов)


Схемы II, III и IV объединяем фигурной скобкой и подписываем «современная генетика».


Итак, кроме основного, наиболее простого типа наследования, открытого Менделем, вы теперь знакомы с тремя, более сложными типами наследования, известными современной науке.


  • Назовите их. (Сцепленное наследование, взаимодействие генов, множественное действие генов)
  • Какие выводы вы можете сделать по новым для вас формам наследования?


(Запись в тетради, слайд 7):

  1. Большинство признаков организма зависит не от одной, а от нескольких пар генов.
  2. В результате взаимодействия неаллельных генов возникают новообразования.
  3. Один ген может влиять на развитие нескольких признаков.


  1. Ну а теперь, используя все ваши знания о генах, генотипе и формах наследования, давайте сделаем общий вывод о генотипе как целостной системе.

(Учащиеся делают вывод. Записывают его в тетрадях. Слайд 8).

Вывод:

  1. Генотип организма состоит из отдельных, независимо комбинирующихся частиц – генов.
  2. Генотип является целостной системой взаимодействующих между собой генов, а каждый ген обладает множественным действием.
  3. Генотип организма связан с определенными компонентами клетки, с ее хромосомным аппаратом, с ДНК.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание: составить и решить две генетические задачи на разные формы наследования признаков.

Урок «Где? Какое? Как?». 11 класс.

(Урок-игра с элементами разноуровневого подхода).

Тема: Обобщение знаний по теме «Основы учения о биосфере».

Задачи:

Обучающая: повторить и обобщить изученный материал по теме «Основы учения о биосфере».

Развивающая: продолжить развитие умений логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной форме, настраивать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, стремление не подвести, не отстать от одноклассников, продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Оборудование: 1. Таблицы «Биосфера», «Географические оболочки Земли»;

2. Игровой стол (составлены вместе два ученических стола);

3. Юла со стрелкой;

4. Конверты с вопросами (приложение 1).

Ход урока:

Класс делится на 2 команды: «Знатоки» и «Болельщики».

Команда «Знатоков» рассаживается за игровым столом, без учебников. Команда «Болельщиков» рассаживается на один ряд. «Знатоки» сильнее «Болельщиков», которые сидят за партами с раскрытыми учебниками. Перед каждым игроком за игровым столом лежит конверт с вопросами по теме (3 вопроса, за первый из которых команда может получить 1-2 балла, за второй и третий – от 1 до 3 баллов). Капитан заводит юлу со стрелкой. На ком остановилась стрелка, тот берет из конверта листочек с вопросами и сразу отвечает, применяя, если надо, наглядность. Его ответ при необходимости дополняет болельщик. Оба получают оценки. Выигрывает та команда, у которой больше баллов.

Приложение 1

Вопросы

Конверт № 1.

  1. Какое влияние оказывает деятельность человека на биомассу Земли? – 2 балла.
  2. Назовите и охарактеризуйте биогеохимические функции живого вещества в круговороте веществ. – 3 балла.
  3. Какие факторы внешней среды (кроме действия ультрафиолетовых лучей и температуры) могут оказывать ограничивающее влияние на распространение живых организмов по нашей планете? – 3 балла.

Конверт № 2.

  1. Чем определяются границы биосферы? – 2 балла.
  2. Как происходит биогенная миграция атомов в атмосфере? – 3 балла.
  3. Существует ли связь (и какая именно) между интенсивностью размножения представителей данного биологического вида и общей численностью его особей на планете? – 3 балла.

Конверт № 3.

  1. Какое место среди сфер Земли занимает биосфера? – 2 балла.
  2. Какую роль в круговороте веществ и использовании энергии солнечного излучения играют растения, животные, микроорганизмы? – 3 балла.
  3. Можно ли считать, что биомасса почвы определяется фотосинтетической активностью надземных частей зеленых растений? Почему? – 3 балла.

В конце урока подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок по биологии "Надкласс Рыбы", 7 класс

Нестандартные урок -  игра "Покорение вершины"  позволяет повысить эффективность обучения, интерес обучающихся к предмету...

Конспект нестандартного урока по биологии в 10 классе "Человек как житель биосферы"

Файл содержит конспект урока-концерта по теме "Человек как житель биосферы" по учебнику Пономаревой....

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Использование ЭОР, компьютерных и сетевых технологий на уроках. Опыт работы учителя биологии.

Требования ФГОС, преимущества использования ИКТ, конкретные примеры из опыта работы учителя биологии, становление этого опыта, возможности профессионального роста в данном направлении....

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Цель урока:формирование основных представлений о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу,развитие чувства сопричастности к природ...

Представление результатов педагогического опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Компетентностный подход продиктован переоценкой жизненных ценностей в нынешнее время и предполагает  поворот к личностно-ориентированному, деятельностному содержанию образования, основанному на ф...