Конспект. ЦИТОЛОГИЯ КЛЕТКИ. интегрированный урок
план-конспект урока по биологии (9 класс)

КОЖУРА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА

интегрированный урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsitologiya_kletki._urok_bio-him.docx620.05 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: «ЦИТОЛОГИЯ»

Тема: «ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ».

(интегрированный урок по химии и биологии)

Цели урока.

Образовательные:

- углубить, закрепить и обобщить знания о химической организации клетки;

- повторить свойства и биологические функции органических соединений, значение их для организмов.

Развивающие:

- развитие биологического и химического мышления;

- развитие монологической речи, умения работы с дополнительной литературой;

- развитие навыков применения компьютерных технологий, навыков проведения лабораторных опытов;

- создание развивающей среды: - развитие творчества.

Воспитательные:

- пропаганда здорового образа жизни;

- формирование экологического мышления;

- повышение мотивации к учению;

Оснащение урока:

Таблицы:

1. Клетка.

2. Структуры белка.

3. Нуклеиновые кислоты.

4. Денатурация белка.

5. Принцип комплементарности.

Видеофильмы:

1. Нуклеиновые кислоты.

2.Денатурация белка.

Слайды:

1.Крахмал.

2.Глюкоза

Химические реактивы.

Ход урока.

Учитель химии: Сегодня мы проводим интегрированный урок по химии и биологии для 9 классf.

Учитель биологии объявляет цели урока и обращает внимание учащихся на слова о клетке, записанные на доске: И растения, и животные растут, Если клетки в них живут. Ну, а если отмирают, Все живое погибает.

Учитель биологии: Давайте вспомним химический состав клетки. Обратимся к «немой» схеме на доске и заполним ее.

Схема на доске «Химический состав клетки»:

(коллективная работа учащихся, курирует работу – учитель химии)

Заполненная (после коллективной работы учащихся) схема:

Учитель химии:

- Что означает вода с точки зрения химии? (Жидкость без запаха, цвета и вкуса,

помеченная формулой Н2О, которая читается как соединение в молекуле двух атомов

водорода и одного атома кислорода)

Учитель биологии:

- А с точки зрения биологии? (Это вещество как компонент жизни, без которого

невозможны основные процессы в организме)

Учитель химии:

-Каково значение воды в жизни живых организмов? (ответы учащихся)

Гимном этому необыкновенному веществу, основе всего живого на Земле, звучат строки

замечательного французского писателя Сент-Экзюпери.

Учитель биологии:

- У вас на столах лежат листочки с описанием этого удивительного вещества. Прочитайте их.

Читает вслух ученик: «…Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

Учитель химии:

- Какие минеральные вещества входят в состав клетки, каково их значение? (Железо, фтор, соли кальция, магния, натрия.)

- Мы знаем, что основой всего живого является вода. Полезна ли для организма

дистиллированная вода? Обоснуйте свой ответ. (Мы знаем, что для нормальной

жизнедеятельности организма необходима вода с растворенными в ней минеральными

веществами. Дистиллированная вода в этом случае вредна)

Послушаем сообщение о бутилированной воде. (Было предложено опережающее задание)

Учитель биологии:

Ярким примером сказанного о вреде дистиллированной воды является отрывок из

стихотворения Л.Мартынова:

Вода

         Благоволила

                         Литься!

Она блистала столь чиста,

Что ни напиться, ни умыться.

И это было неспроста.

Ей не хватало

Ивы, тала

И горечи цветущих лоз.

Ей водорослей не хватало

И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей не хватало быть волнистой,

Ей не хватало течь везде.

Ей жизни не хватало

Чистой

         Дистиллированной

                                 Воде.

Учитель химии:

С водой связана актуальная проблема современности - охрана окружающей среды, о чем

мы говорим на наших уроках.

Учитель биологии:

Вернемся к схеме. Вспомним, какие вещества называются углеводами и их

классификацию (Моносахариды и полисахариды)

В образовании каких веществ участвуют пентозы? (РНК, ДНК).

Учитель химии:

Какое значение имеют углеводы в жизни всего живого? (демонстрация слайдов

«Крахмал» «Глюкоза»)

Учитель биологии:

В каких клетках растительного или животного происхождения больше содержится

жиров? (Животного). Приведите примеры жиров (Воски, масла, фосфолипиды).

Учитель химии:

Дайте определение жиров с точки зрения органической химии (Жиры - сложные эфиры

трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот.) Какие бывают жиры?

(Твердые - животного происхождения, жидкие – растительного происхождения.) Чем

объяснить физическое состояние жиров? (Строением. В состав твердого жира входят

насыщенные кислоты, жидкого - ненасыщенные кислоты).

Учитель биологии:

В чем практическое значение жиров? ( Использование при производстве мыла, продукт

питания).

Учитель химии:

Главной составной частью всего живого на Земле является белок.

Докажите это (После удаления воды из клетки в сухом остатке на первом месте по

количеству и значению стоят белки. Белок в клетке составляет 10-20% от сырого веса и 50-80% - от сухого. Белки называются протеинами).

Учитель биологии:

Этим названием подчеркиваем первостепенное значение белков для жизненных

процессов. Повсюду, где встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо

белковым телом. Кто может дать определение жизни? (Сообщение учащихся)

Одна из самых замечательных особенностей жизни состоит в том, что все живые существа характеризуются общностью строения клеток и происходящих в них процессах. Современная биология показала, что в своей основе сходства и различия определяются, в конечном счете, набором белков.

Учитель химии:

Ни одно из веществ биологического происхождения не обладает столь специфическими и разнообразными функциями организма как белки. Какие соединения называются

белками? (Природные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты)

Учитель биологии:

А как еще называются белки? (Биополимеры)

Учитель химии:

Изучение какого процесса помогло установить строение белка? (Гидролиз)

Какие соединения образуются при гидролизе белков? (Аминокислоты)

Какие соединения называются аминокислотами, их свойства? (…)

Учитель биологии:

Говоря об аминокислотах, надо помнить о незаменимых аминокислотах, которые должны поступать в составе пищи, так как они не синтезируются в нашем организме, что может отразиться на здоровье людей (открыть учебник – 9 класса, стр. 28).

Найдите незаменимые аминокислоты? (учащиеся называют их).

Учитель химии:

Составьте уравнение реакции между аминокислотами – глицин и аланин.(…)

Учитель биологии:

Назовите структуры белковой молекулы? (первичная, вторичная, третичная, четвертичная).

Здесь можно рассказать о значении гемоглобина)

Учитель химии:

Какая связь образуется в процессе реакции и как она называется? (пептидная связь).

Как называется полученная структура? (первичная).

К какому классу соединений можно отнести белки? (амфотерное соединение).

Какие свойства можно ожидать у белков? (свойства оснований и кислот)

Учитель биологии:

Одним из свойства белков является денатурация. Вспомните этот процесс (сообщение

учащихся, демонстрация видеофильма, таблица)

Учитель химии:

Почему нельзя загрязнять окружающую среду солями тяжелых металлов? (Ответ)

Учитель биологии:

Почему из сваренных яиц наседка никогда не выведет цыпленка? (Ответ)

Учитель химии:

Ребята, на столах у вас реактивы. Вы должны доказать, что в пробирке у вас

действительно находится белок (опыт: белок + NaOH+СuSO4 = фиолетовое окрашивание).

Что это за реакция? (качественная цветная реакция).

Учитель биологии:

С особенностями строения связаны функции белков. Назовите известные вам функции

белка? (строительная, защитная, транспортная, регуляторная и т.д.)

Итак, белки в организме имеют большое значение (сообщения учащихся об инсулине и

интерфероне)

Инсулин - белок, состоящий из 51 аминокислоты. Он выделяется в ответ на повышение

уровня глюкозы в крови. Инсулин усиливает обменные процессы во всех органах и

тканях тела и вызывает следующие эффекты:

1. увеличение скорости превращения глюкозы в гликоген;

2.ускорение переноса глюкозы через клеточные мембраны в мышцах и жировой ткани; 3.усиление синтеза белка и липидов;

4.повышение скорости синтеза АТФ, ДНК, РНК.

Инсулин необходим для жизни, т.к. это единственный гормон, снижающий

концентрацию глюкозы в крови. Недостаточная секреция инсулина приводит к

нарушению метаболизма, известного под названием сахарный диабет. Препараты

инсулина получают из поджелудочной железы крупного рогатого скота.

Интерферон.

В процессе эволюции живой материи у некоторых клеток в борьбе с вирусами возник

защитный белок интерферон. Этот белок выделяется клеткой при вирусных инфекциях.

Интерферон обладает большей активностью, чем антибиотики (пенициллин,

стрептомицин и др.). Программа образования интерферона закодирована в клеточном

ядре и начинает действовать после заражения клеток вирусом. Охлаждение, нервное

потрясение, отсутствие витаминов в пище приводит к утрате возможности клеткой

вырабатывать интерферон.

Интерферон (препарат) готовят из лейкоцитов донорской крови или с помощью генной

инженерии.

Интерферон используют для предупреждения и лечения гриппа, герпеса, при

злокачественных новообразованиях, при опоясывающем лишае.

Учитель биологии:

Рассматривая особенности клетки на молекулярно-генетическом уровне, сделайте вывод,

чем является клетка (клеточным уровнем организации жизни).

Вспомните основные положения клеточной теории (ответ учащихся).

Белки разрушаются. Синтез их связан с нуклеиновыми кислотами (ДНК и РНК). ДНК

является матрицей, хранительницей наследственной информацией, которая находится в

ядре. Хромосомы состоят из отдельных участков – генов. Генофонд нации является

богатством государства. Нас волнует состояние здоровья наших людей, нас волнует –

проблема будущего – наша жизнь!

Учитель химии:

От рождения до смерти каждый из нас воплощает в себе счастье быть на земле человеком. Каждый из нас – продолжение рода людского и всей истории биосферы, каждый связан с жизнью планеты бесчисленными жизнями.

Учитель биологии:

Если можешь, посади дерево – отправь свою заботу, свою помощь грядущим поколениям.

Учитель химии:

Если нет – защити посаженное другими.

Учитель биологии:

Если и это трудно тебе, сделай хотя бы так, чтобы оно не нуждалось в защите от тебя.

Учитель химии:

Поверь, это не преувеличение, что люди сегодня держат в своих руках не только свои

судьбы, судьбы человечества, но и судьбу самой планеты Земля.

Учитель биологии:

Сберечь Землю, сберечь жизнь на ней – это бесспорно, задача всеобщая.

Учитель химии:

Многое на Земле незаменимо!

Учитель биологии:

Ничем нельзя заменить потерянную дружбу – даже другой дружбой.

Учитель химии:

Незаменимы любовь, честь, достоинство. Незаменима Родина. Это бесспорно и

общеизвестно.

Учитель биологии:

Мы испытываем дефицит нравственности, гражданской позиции, духовности, понимания

проблем современности. Такие уроки помогают нам над этим задуматься.

Итоги урока.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

Интегрированный урок по теме: "Строение клетки"

Преподавание многих тем биологии предполагает интеграцию знаний с информатикой. Целью урока является развитие личности ребенка через активизацию познавательной деятельности с помощью ИКТ. Использовани...

Интегрированный урок по физике и биологии "Действие законов физики в жизнедеятельности клетки"

Интегрированный урок  проводится в 10 классе как заключительный по теме "Цитология"...

Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе "Химический состав клетки. Неорганические вещества"

“ В природе ничего другого нет, ни здесь, ни там, в космических глубинах, все: от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых” (С. Щипачев)Цель урока: изучить химический...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

интегрированный урок биологии и обществознания в 10 классе по теме « Цитология»

обобщающий интегрированный урок биологии и обществознания в 10  классе   по теме « Цитология» проводится с использованием проектной технологии....