Неделя биологии
методическая разработка (7, 8, 9 класс)

Жукова Ольга Викторовна

В представленном материале содержатся методические разработки про проведению предметной недели по Биологии в 7-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_biologii.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения недели биологии  

Дата проведения

Мероприятия

29.01.2020

Выпуск тематических стенгазет:

 «Береги здоровье смолоду…» - 8 класс

«Интересное о человеке» - 9 класс

30.01.2020

Внеклассное мероприятие «Главное чудо света» - 8-9 класс

31.01.2020

Внеклассное мероприятие «Тайны живой природы»  7 класс

 

Подведение итогов. Награждение.

Викторина по биологии

«Главное чудо света»

8 класс

Приветствие учащихся.

  Слово учителя.

  Как много на свете чудес! Гигантские деревья и исполинские статуи, фантастические водопады и причудливые дворцы, невероятные сталактитовые пещеры и величественные храмы вызывают изумление у каждого, кому посчастливится их хотя бы однажды увидеть. Но ни одно из чудес света несравнимо с тем, что всегда с нами. Это чудо мы- мы сами!

    Казалось бы, что в каждом из нас необычного, чудесного? Тело как тело - две руки, две ноги, туловище, голова. Но за этой видимой и привычной простотой скрывается сложнейший, тонко организованный мир. Древние философы даже считали этот мир - микрокосм, или «космос в миниатюре»- таким же необъятным и бесконечным, как вся Вселенная.

    Стоит чуть глубже взглянуть хотя бы на тело человека - и оно предстанет столь сложным, целостным и совершенным объединением различных «деталей», которое не снилось ни одному изобретателю и конструктору. И все эти части действуют так согласованно и четко, что человек способен превосходно ориентироваться в окружающей среде, взаимодействовать с другими, передавать информацию и осмысливать её, творить, создавать новое. По-видимому, правы были древние, когда говорили, что человек столь же неисчерпаем и бесконечен, как Вселенная.

    Как отмечает английский врач Тревор Уэстон, «мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма». А сегодня мы поговорим о самом человеке и увидим на сколько хорошо мы знаем свой организм.

Разминка.

  1. Какой жидкости в организме примерно 5 литров?

  1. Химический элемент, входящий в состав костей?

  1. Отдел мозга, отвечающий за координацию движений?

  1. Размер этого органа соответствует размеру сжатого кулака?

  1. Недостаток этого витамина вызывает у человека цингу

  1. Сколько у человека ушей?

  1. Самая большая железа в организме?

  1. Где находятся альвеолы?

  1. Животное, на котором Павлов вырабатывал условные рефлексы?

  1. Конкурс  «Гигиена»

История развития гигиены началась ещё в далёком прошлом, когда люди жили в гармонии с природой и соблюдали обычаи переданные предками. Во все времена неблагоприятные внешние факторы влияли на здоровье человека, и такая наука как гигиена намного снизила показатель смертности среди людей.
Наибольшее развитие гигиена получила ещё в Древней Греции и Римской империи. Знаменитый Гиппократ создал замечательный труд «О воздухе, водах и местностях» где он описал влияние окружающей среды на самочувствие человека. Именно тогда началась 
история развития гигиены как науки. Также в средние века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) написал трактат «Канон медицины», где он обсудил такие вопросы как гигиена жилья, одежды, пищи и так далее. В славянских городах много внимания уделялось уходу за свои телом – очень популярны были бани, которые смывали всю грязь. Возникновением гигиены как науки на Руси мы обязаны Петру I, который придумал Медицинскую Канцелярию и издавал указы по охране здоровья людей. Также в Великом Княжестве Литовском особое внимание уделялось санитарии.
Как наука гигиена начала формироваться в эпоху капитализма в 18 веке. Такие замечательные учёные как П. Франк, Х. Гуфеланд, М. В. Ломоносов разрабатывали экспериментальные и санитарно-статистические методы исследования такой науки как гигиена. Такие талантливые люди как М. Петтенкофер, А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман сделали гигиену точной наукой.

1.Как называется способ закаливания холодной водой, купания в проруби, хождения по снегу босиком? (Моржевание)

2.Как называется прием солнечных ванн? (Гелиотерапия)

3.Говорят, что зубы нужно чистить два раза в день: для красоты и для гигиены. В каком случае это делается для гигиены? (Вечером, перед сном)

4.Почему горячую пищу нельзя запивать холодной водой? (Трескается эмаль из-за перепада температур)

5.Пищу нужно тщательно пережевывать для ее лучшего … (переваривания)

6.Если подросток носит тесную обувь, особенно на каблуках, то у него развивается… (плоскостопие)

  1. Конкурс  «Анатомия» 1 команда

История: основоположником научной анатомии является Андреас Везалий, который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но обобщил и систематизировал их (т.е. сделал из анатомии науку). После А.Везалия профессора стали собственноручно публично препарировать трупы умерших, ставя своей целью как исследование строения человеческого тела, так и преподавание анатомии студентам.

Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI-XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637 и т.д.)

В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I (1682-1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Ф.Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях: "... о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюйша. 

1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык)

 2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце)

 3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг)

 4.Самый легкий орган человека. (Легкие)

 5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы)

 6.Что является зеркалом души? (Глаза)

  1. Конкурс  «Физиология» 2 команда

История: Физиология возникла в глубокой древности из потребностей медицины, так как для предупреждения болезней и лечения людей необходимо было знать строение организма и функции органов. Поэтому анатомию и физиологию изучали врачи древней Греции и Рима. Физиологические познания древних ученых основывались главным образом на догадках.

1.Какой орган организма человека является «химической лабораторией»? (Печень)

 2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки)

 3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок)

 4.Место «работы» бактерии кишечной палочки. (Аппендикс)

 5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость)

 6. «Бронежилет» для сердца и легких. (Грудина)

  1. Конкурс «Болезни»

1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм)

2.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия)

3.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия)

5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез)

6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз)

  1. Конкурс «Фармакология»

История: История применения лекарственных средств для предупреждения и лечения заболеваний имеет такую же давность, как история всего человечества. Люди черпали из недр самой природы нужные для себя вещества, замечали благоприятное и неблагоприятное действие некоторых из них, из поколения в поколение отбирали и закрепляли лучшие средства.


Попытки систематизировать сведения о применении в народе лекарственных средств и противопоставить их заклинаниям и молитвам были предприняты в древнюю эпоху. Крупнейший врач и мыслитель Древней Греции Гиппократ (460-377 гт. до н. э.) впервые попытался привести в определенную систему разрозненные сведения о лекарственных веществах и описал 236 растений, применяемых с лечебной целью в то время.


Учение Гиппократа наиболее полно развил К. Гален (131- 201). Римский фармаколог, физиолог и анатом К. Гален впервые установил, что растения, кроме главных действующих начал, содержат балластные вещества, от которых надо избавляться путем приготовления настоев, настоек, отваров и других форм. В честь ученого эти формы сейчас называют галеновыми. Большое влияние на развитие медицины вообще и лекарствоведения в частности оказал таджикский врач Авиценна (Абу Али ибн Сина), живший в конце X и начале XI в. В его пятитомном сочинении Медицинский канон приводятся данные о 764 лекарственных средствах и обобщены теоретические основы врачебного искусства и лекарствоведения IX и X вв.

1.Лекарственное растение, в названии которого спрятаны названия напитка и атмосферного осадка. (Вино-град)

2.В горах северо-восточной Турции для лечения многих болезней используют биоэнергетический потенциал неядовитых змей путем прикладывания на больное место. Назовите змею. (Уж)

3.Древнеегипетская царица Клеопатра для улучшения сна спала на подушках, набитых лепестками растения. Какого? (Розы)

4.Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого человека». (Подорожник)

5.Это растение в народе называют «дикий подсолнечник». Еще его одно название говорит о числе излечиваемых болезней. (Девясил – девятисил)

6.В отваре этого растения обязательно купают младенцев. Его называют: золотушная трава, козьи рожки, стрелка, а каково научное название растения? (Череда)

                         

6 . Конкурс «В раздумьях»

1. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие — выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. Назовите это домашнее животное. (Кот. Когда Б. Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа  заметил на соседних предметах кристаллический налет — это и был йод.)

2 . В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке неких домашних животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились особенно оживленными и игривыми. Монах попробовал есть плоды кофе: т. к. ему приходилось, как и прочим монахам, принимать участие в ночных бдениях. И что же? Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт вышел за пределы монастыря. Какие домашние животные подсказали монахам о бодрящих свойствах кофе? (Козы.)

  1. 3. Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса. (Собака.)

4.Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут, когда животное заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. (Свинья.)

  1. 7. Конкурс «О чем идет речь?»
  2. Команде  раздаются листочки с изображением органа или заболевания , по ним она должна сделать описание, а другая команда угадать, о чем идет речь.(селезенка, радужная оболочка, волосы, кариес, щитовидная железа, аппендикс)

Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем, кто принял участие в предметной неделе, а также в викторине.  Всего доброго!

             

«Тайны живой природы»

(интеллектуальная игра для учащихся 7 класса)

Цели: воспитывать бережное отношение к природным богатствам; способствовать расширению кругозора.

Форма проведения: игра.

Ход мероприятия.

Игра проводится в форме состязаний команд. Вопросы задаются  поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Всё обо всём

Каждой команде нужно выбрать правильный ответ.

1. Какая из этих птиц не умеет хорошо плавать?

А) пингвин;    Б) буревестник;   В) топорик;  Г) попугай.

2. Какое из этих животных является рыбой?

А) морская звезда ;    Б) тюлень;   В) лосось;  Г) дельфин.

3. Что едят пингвины?

А) водоросли;    Б) рыбу;   В) останки животных;  Г) снег

4. Для чего крокодилы покрывают свои яйца илом?

А) чтобы спрятать их;    Б) чтобы согреть;   В) чтобы они не разбились;  Г) чтобы не укатились.

5. Какое из этих животных может отказаться от части своего тела?

А) осёл;    Б) попугай;   В) змея;  Г) ящерица

 

6. Какое из этих животных не ведёт ночной образ жизни?

А) ёж;    Б) соловей;   В) орёл;  Г) мышь.

7. Как долго живёт муха?

А) 10 лет;    Б) 10 дней;   В) 10 часов;  Г) 10 недель.

8. За что так была названа рыба-попугай?

А) умеет разговаривать;    Б) имеет твёрдый клюв;   В) живёт в джунглях;  Г) имеет яркий окрас.

9. Какая из этих птиц умеет летать?

А) эму;    Б) киви;   В) пингвин;  Г) фламинго.

Цветочный калейдоскоп

Нужно отгадать загадки о цветах. Кто первый отгадает слова, тот получает балл.

  1. Весенний апрель улыбнулся,

запел, загалдел, заиграл,

от шума цветочек проснулся

и на проталинке встал.

Запахло,повеяло прелью,

Чуть слышно цветочек твердил:

-Спасибо апрелю

За то, что меня разбудил!                Подснежник

  1. Я – красивый цветок,

Франт невероятный,

Жёлтый с бантиком цветок,

Всем весьма приятный.

Я – по северным лесам –

Роскошь без примера.

И, клянусь, не цвёл бы там,

Если б не Венера.                        Венерин башмачок

  1. Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Зовут её …                                 Ромашка

     4. Это неприметное, крохотное растение имеет удивительно красивые и очень нежные цветки с бело-жёлто-фиолетовыми лепестками                 Анютины глазки

    5.                 Ты горюешь над овражком:

                Кто понежит, кто понянчит,

                Где уснуть цветам-бедняжкам?

Ветер дует, рвёт былинки,

Пух с головушки срывает,

Серебристые пушинки

В чёрном поле развевает …        Одуванчик

  1. Росой обрызганный душистой,

Румяным вечером

Иль утра в час златой

Из-под куста мне этот цветок

Приветливо кивает головой…        Ландыш

Страшилки природы

Отгадайте, о каких растениях и животных идёт речь.

1. Как известно, крик этой птицы разгоняет нечистую силу. Это качество отражено в литературных произведениях, например в рассказе «Вий» Н.Гоголя.                (Петух)

2. Рассказывают, что на этом дереве повесился раскаявшийся предатель Иуда. С тех пор листья дерева дрожат, словно от страха, даже без всякого ветра. Кол из «иуда дерева» вбивали в могилы злодеев и колдунов, чтобы они не могли воскреснуть.         (Осина)

3. 19 сентября 1981 года более 300 человек были съедены этими рыбами, после того как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта. (пираньи)

4. На счету этого растения множество жертв. С помощью особых щупалец, которые покрывают его листья, растение ловит насекомых, а затем, выделяя своеобразный желудочный сок, переваривает их. (Росянка)

5. Нашествие этого насекомого считалось одним из самых страшных бедствий ещё в Древнем Египте. Невероятные  тучи прожорливых насекомых порой затмевали в полёте солнце. После нашествия местность превращалась в голую пустыню. Порой это насекомое опустошало целые страны. (Саранча)

Эмоциональное животное

Команды выбирают число от 1 до 6 в первом столбике таблицы (номер эмоции), и выбирают число от 1 до 6 во втором столбике таблицы (номер животного). Задача игрока – изобразить животное, переживающее заданное чувство. Соперники должны угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

1. гнев

1. медведь

2. презрение

2. слон

3. страх

3. кошка

4. радость

4. петух

5. удивление

5. обезьяна

6. вина

6. собака

Верю – не верю

Вы знаете книгу, в которой рассказывается о приключениях барона Мюнхгаузена. В разных частях света его окружали удивительные растения и животные. Свои наблюдения он записывал в блокнот. Проведём конкурс «Верю – не верю».

  1. Орёл-гарпия любит завтракать обезьянами. (верно. Гарпия – настоящий царь хищников в лесах Южной Америки, он свободно летает между ветвями деревьев и охотится на обезьян, которые всегда были его основной пищей)
  2. На зебрах водятся полосатые блохи. (неверно, блохи не маскируются)
  3. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются брёвнами. (неверно, они действительно похожи на плывущие брёвна, но они пользуются этим сходством, чтобы подкрасться поближе к своим жертвам)
  4. Одинокие волки воют на луну от тоски.(неверно, он предупреждает волков из других стай, чтобы те не заходили на чужую территорию)
  5. Крабы поднимаются к поверхности моря на дельфинах. (неверно, крабы всплывают с помощью собственных конечностей)
  6. Большие черепахи плачут (верно, на берегу они роняют слёзы, так они избавляются от песчинок, попадающих в глаза)
  7. Киты не могут дышать под водой. (верно)
  8. Некоторые животные чистят свою шкуру, валяясь в грязи (верно, слоны, носороги, бегемоты покрывают себя слоем грязи в целях гигиены. Когда грязь высыхает, она отпадает от их шкур, а вместе с ней клещи и блохи)
  9. Божьи коровки кусаются, когда рассержены. (неверно, когда им досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражая кожу напавшего)

1. гнев

1. медведь

2. презрение

2. слон

3. страх

3. кошка

4. радость

4. петух

5. удивление

5. обезьяна

6. вина

6. собака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в рамках недели биологии.6-й класс.

Краткий конспект открытого урока....

План проведения недели биологии, химии и экологии.

План проведения недели биологии, химии и экологии. Предлагаются мероприятия для учащихся с 1 по 11 класс....

Предметная неделя биологии

Данная работа содержит разработку мероприятия ко Дню птиц...

неделя биологии

в работе имеется план недели, оимпиадные вопросы по биологии, разрабока школьного осеннего праздника "уж небо осенью дышало"...

План проведения недели биологии и химии

план проведения недели биологии и химии...

Неделя биологии и экологии в школе

План проведения недели биологии и экологии в школе, положения по ряду конкурсов, планы уроков в игровой форме, анализ проведенной недели биологии...

Неделя биологии и экологии

В нашей школе была проведена неделя биологии, экологии и технологии.Была проведена АКЦИЯ "Детство в чистом городе", различные конкурсы....